Омар Хайям.

В 1991г. в издательстве «Молодая гвардия» вышла великолепная на мой взгляд книга И.Горелова и В.Енгалычева «Безмолвный мысли знак». Так вот в ней есть глава «Говорящие руки», в которой они привели цитату из новел-

лы Стефана Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины». В этой выдержке приводится пример наблюдения женщины за игроками в казино. Мне хочется выделить очень кратко то, что особенно заинтересовало меня.

«Человек выдает себя в игре- это прописная истина. Но еще больше выдает его, так это его собственная рука. Потому что все или почти все игроки умеют управлять своим лицом,- над белым воротничком виднеется только холодная маска, они разглаживают складки у рта, стискивают зубы, глаза их скрывают тревогу, они укрощают дергающиеся мускулы лица и придают ему притворное выражение равнодушия. Но именно потому , что они изо всех сил стараются управлять своим лицом , которое прежде всего бросается в глаза , они-забывают о своих руках, забывают о том, что есть люди, которые наблюдая за их руками, угадывают по ним все то, что хотят скрыть наигранная улыбка и напускное спокойствие. А между тем руки бесстыдно выдают самое сокровенное, ибо неизбежно наступает момент , когда с трудом усмиренные, словно дремлющие пальцы теряют власть над собой. В тот краткий миг , когда шарик рулетки падает в ячейку и крупье выкрикивает номер, каждая из сотни или даже сотен рук невольно делает свое особое, одной ей присущее инстинктивное движение». И далее: «Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела – мне даже стало страшно- две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга , точно разъяренные звери, и в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга, так , что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха. Это были руки редкой , изысканной красоты и вместе с тем мускулистые, необычайно длинные , необычайно узкие , очень белые – с бледными кончиками ногтей и изящными , отливающими перламутром лунками. Я смотрела на эти руки весь вечер , они поражали меня своей неповторимостью , но в то же время меня пугала их взволнованность , их безумное страстное выражение , это судорожное сцеп-

ление и единоборство. Я сразу почувствовала , что человек , преисполненный страсти , загнал эту страсть в кончики пальцев , чтобы самому не быть взорванный ее….. Ибо никогда , ни до , ни после , я не видела таких говоря-

щих рук, где каждый мускул кричал и страсть почти явственно выступала из всех пор», стр.148. Как пишут те же авторы , что жестикуля-

ция и мимика действительно очень тесно связаны с эмоциональными состояниями. Иногда даже опытный актер не может успешно согласовать фальшивое слово с достоверным жестом или искренней мимикой. Потому то собаки, кошки и маленькие дети интуитивно воспринимают рассогласование слов, голоса , жеста и мимики и не доверяют неискренним людям. Но с возрастом это данная нам от природы детская интуиция утрачивается, и только применяя специальные методы обучения, можно опять научиться тому, что в нас заложено с детства. Вообще, все что касается рук, это неисчерпаемая тема для грамотных и внимательных исследователей. В жестах может быть заключено столько самой разнообразной информации, что никакими словами ее просто невозможно передать. Возьмите влюблен-

ных. Простое прикосновение к любимой ,вызывает целую бурю эмоций, тело словно замирает в истоме, и никаких слов здесь не нужно. Руки никогда не обманут, как бы вы не старались. Недаром у некоторых народов во время беседы , собеседники держат друг друга за запястья и четко чувствуют любую даже маленькую ложь. Мы уже писали в первой части о системе восточных «мудр», где каждая форма сложенных рук несет в себе гармонизирующее и оздоровительное начало. Я говорил Вам, что мне удалось воссоздать некоторые элементы древнеславянской гимнастики рук, которая ни в чем не уступает восточной, а в некоторых позициях намного превосходит ее. А чего стоят индийские танцы, где основным языком на котором танцовщица разговаривает со зрителями, являются именно руки. Их неповторимые движения , красота работы кистей, открывает целый внутренний мир исполнительницы. И даже неискушенный зритель может прочувствовать фальшь, если что то не ладно на душе девушки, которая исполняет танец. Как бы не работали в танце ноги, какие бы сложные движения вы не исполняли за счет движения корпуса, если руки «безжизненны» танец волновать не будет. Он превратится просто в набор сложных или простых движений , но не более. Именно руки придадут ему тот неповторимый колорит , который невозможно более создать ни чем. В танце Черной рыси, меня прежде всего поразило удивительное движение рук. Они словно повторяли огненные языки костра, они завораживали и очаровывали. Хотелось схватить и целовать эти руки. Они заслоняли собой все , и раскрывали ту внутреннюю красоту женщины, которая до этого была невидна. Вот уж правы те, кто говорит, что нет некрасивых женщин, а есть мужчины , которые смотрят , но не видят эту скрытую красоту. А все потому что наши женщины дальше коррекции своих ногтей , за движением своих рук просто не следят. Руки могут все. И лечить, и любить, и убить. В движении рук заключено все,что заложено во внутренней структуре человека. С первой секунды жизни новорожденного, когда мать или отец берет его в руки закладывается неповторимое ощущение любви и безопасности для малыши. Он сразу успокаивается и это ощущение он перенесет через всю свою жизнь, и будет нуждаться в этом в любом возрасте.

Как же мало порой, мы уделяем времени этому самому таинственному явлению в нашей жизни. В книге А.Б.Немеровского «Пластическая выразительность актера», М, Искусство,1988г,стр31,приведен один великолепный пример ко всему сказанному: «В один из своих приездов в Москву известный французский артист Марсель Марсо был гостем Театра им.Евг. Вахтангова. Он много рассказывал о работе мима, а потом снял пиджак и стал демонстрировать свою необычайную технику. Все сочленения

работали, словно хорошо смазанные шестеренки , каждая мышца как бы жила самостоятельной жизнью, и в то же время все тело приходило в дви-

жение , и казалось , что перед нами не человек , а робот. Это удивляло, вос-

хищало, но не волновало. Сама по себе совершенная , но ничего не выража-

ющая техника еще далека от искусства. Неожиданно Марсель Марсо остано-

вился и , обращаясь к нам, сказал: «Пока вся эта техника мертва, а теперь посмотрите, что я с ней сделаю». И вдруг он ожил, движения наполнились мыслью и страстью, как будто в него впрыснули эликсир жизни. Все его существо заговорило на бессловесном , но предельно выразительном языке мима. Способность к подобному анализу и синтезу доступна лишь высоко-

организованным и талантливым артистам. Мне впервые удалось увидеть такое наглядное превращение человека-машины в человека-творца. И более

чем когда-либо стало ясно, что трудно быть ярким художником, если не вла-

деешь отточенной техникой». Возьмите к примеру нашу женскую спортивную гимнастику. Ведь из нее ушла женская красота. Мы действительно просто смотрим сложнейшую и к сожалению ничем не оправдывающую себя травматическую технику. Маленькие , худенькие девочки с непомерно большими кистями рук, которые каждый день рискуют получить тяжелейшую травму как на тренировках, так и особенно на соревнованиях. Так ради чего все это? Потерянное детство, травмированная юность , и все это ради эфимерных и в общем то никому по большому счету не нужных званий , медалей и т.д. Что хотят доказать те, кто создает и увеличивает сложность всех этих движений? Посмотрите на этих маленьких девчушек. У меня кроме жалости и тревоги за них ничего они не вызывают.

Кому нужен спорт, который калечит и убивает? О каком духовном, физическом и нравственном совершенстве вообще может идти речь? А красота здесь даже и рядом не стояла. Но вернемся вновь к нашим рукам и их удивительным свойствам. Нам известно, что есть жестовый «пальцевой» язык, благодаря которому можно перевести любой текст, на любом языке. Как пишут И.Горелов и В.Енгалычев , его нельзя назвать невербальным, т.к. он устроен так, что определенная пальцевая комбинация соответствует букве того или иного языка , а последовательность пальцевых букв- слову. Это так называемая дактильная речь. Весь фокус в том, что правильная дактильная речь является результатом перевода в пальцевой код, не устной а письменной речи. Таким образом глухонемые , для которых дактильная азбука и предназначена передают не устное звучание слов, а письменное, как последовательность букв. В книге «Скрытые связи» Ф.Капра пишет, что в свое время группа психологов в течении многих лет растили шимпанзе в своих домах как человеческих детей, общаясь с ними на американском языке жестов (ASL). Следует иметь ввиду , что американский язык жестов, это не искусственная система придуманная слышащими для глухих. Этот язык существует по меньшей мере 150лет и имеет свои корни в различных европейских языках, которые веками создавали для себя люди, страдающие глухотой. Подобно устным языкам , американский язык жестов чрезвычайно

гибок. Комбинируя его элементы- кистевые конфигурации , положения рук и движения, - можно построить бессчетное количество знаковых элементов слов. Эксперимент этот полностью удался. Шимпанзе не только сами хорошо освоили язык жестов, но в дальнейшем обучали этому языку своих детены-

шей. Беспрецедентные диалоги человека и шимпанзе открыли неслыханную ранее возможность узнать о познавательной способности шимпанзе, которая заставила исследователей по новому взглянуть на происхождение человечес-

кого языка. Этой теорией занимался Гордон Хьюэз. Он полагал, что первые гоминоиды общались при помощи жестов, благодаря чему движения их рук достигли отточенности , необходимой также в дальнейшем, для изготовления орудий труда. Речь же развилась позже вследствии способности к умению воспроизводить сложные упорядоченные последовательности при изготовле-

нии инструментов, жестикуляции и формировании слов. Как пишет Ф.Капра,

эти выводы дают возможность по новому взглянуть на сущность технологии.

Если язык происходит от жестов , а жесты и умение изготовлять орудия труда появились одновременно, то можно сказать ,что технология-это неотъемлемая часть человеческой природы, неотделимая от эволюции языка и сознания, и в своем развитии они шли рука об руку с первых дней существования человеческого вида. Идея возможного происхождения языка от жеста, разумеется не нова. Люди давным -давно заметили, что младенцы, прежде чем заговорить , жестикулируют и что жестикуляция – это универсальное средство общения, к которому человек всегда прибегает при необходимости изъясниться с человеком , говорящим на другом языке. Самое интересное то, что все младенцы независимо от национальностей проявляют в своих жестикуляциях один и тот же универсальный набор или код, из которого в дальнейшем формируется тот или иной язык. Научная же программа состояла в том, чтобы понять , каким образом речь могла развиться из жестикуляции. Эту загадку разрешила нейробиолог Д.Кимура, обнаружив, что речь и точные движения руки по всей видимости управляют-

ся одним и тем моторным участком мозга. Следовательно знаковый язык и устная речь являются в определенном смысле формами жестикуляции. Разница заключается в том, что знаковый язык использует жестикуляцию руками, а устный-жестикуляцию языком. В дальнейшем было доказано, что язык совершает точные движения, останавливаясь в определенных точках ротовой полости, благодаря чему, мы и слышим определенные звуки. Руки же и пальцы останавливаются в определенных точках окрестности тела, тем самым порождая знаки. На основании этих выводов американский психолог Р.Фоутс сформулировал основы своей теории эволюционного происхожде-

ния устной речи. Согласно ее положениям, наши предки –гоминиды общались при помощи рук- точно также, как и их братья приматы. По мере развития прямохождения их руки стали высвобождаться для более сложных и отточенных движений. Благодаря этому с течением времени жестовая грамматика гоминидов все более усложнялась, и в конце концов точные движения руки инициировали точные движения языка.Эволюция жеста

таким образом , привела к двум важным результатам – появлению способности изготовлять и применять более сложные инструменты и способ-

ности издавать изощренные звуки. Теория Фоутса получила великолепное подтверждение , когда он стал работать с детьми , страдающими аутизмом.

Изучение шимпанзе и языка жестов позволило ему понять, что когда врачи говорят о «языковых» проблемах таких детей , они в действительности имеют в виду проблемы с устной речью. Поэтому Фоутс предложил своим пациентам альтернативный канал связи в виде языка жестов- точно также, как в случае с шимпанзе. Методика оказалась исключительно успешной. Всего через пару месяцев общения жестами дети пробили стену самоизоля-

ции, и их поведение изменилось до неузнаваемости. Еще более удивитель-

ным и поначалу совершенно неожиданным было то, что спустя несколько недель подопечные Фоутса начинали говорить. По всему выходило, что общение жестами инициировало возникновению способности к устной речи. Умение формировать точные жесты оказалось возможным превратить в умение формировать отчетливые звуки, поскольку и те , и другие управляются одними и теми же мозговыми структурами. Всег несколько недель- заключает Фоутс, - потребовалось этим детям , чтобы с успехом повторить эволюционный путь наших предков- путешествие, длиной в шесть миллионов лет, от обезьяньих жестов к человеческой речи. Но и сегодня , когда устная речь по каким то причинам отказывает, мы прибегаем к жестам. Как «древнейшая форма коммуникации» нашего вида – замечает Фоутс, -жестикуляция по прежнему служит вторым языком во всякой культуре(см.79, 82). Язык о руках настолько богатый и разнообразный, что мы порою даже не задумываемся , когда говорим о руках. Можно привести множество подобных примеров, заинтересованный читатель найдет их в книге «Безмолвный мысли знак». Вот некоторые из них:

1.Возложить руки (передать какое-либо возвышенное состояние, посвятить во что либо возвышенное).

2.Всплеснуть руками (в знак крайнего удивления)

3.Высасывание из пальца (выдумывать, сочинять).

4.Голосовать обеими руками (выражать полное согласие).

5.Держать все нити в своих руках (полностью все контролировать).

6.Играть на руку (непреднамеренно кому то помогать в его делах).

7.Из первых рук ( получение сведений непосредственно от источника информации).

8.Как рукой сняло ( полностью прошло, допустим боль, или плохое настроение).

9.Левая рука не ведает, что творит правая (несогласованность каких либо действий).

10.Мастер на все руки (искусный во всем, высшее проявление профессионализма).

11.Махнуть рукой (перестать заниматься чем либо).

12.Носить на руках ( высшее проявление своих чувств).

13.Обвести вокруг пальца (перехитрить, обмануть).

14.Палец в рот не клади (о том, кто не упустит своего шанса воспользоваться чем то или кем то).

15.Нагреть руки ( нечестно нажиться на каком либо деле).

16.Положа руку на сердце (делать что либо искренне, сердечно).

17.Работать не покладая рук (работать без отдыха).

18.Рука руку моет ( о потакании друг другу нечестными и непорядочными людьми ).

19.Прибрать к рукам ( присвоить себе чужое).

20.Рукой подать ( близко, рядом ).

Да вы и сами можете безо всяких книг набрать множество подобных примеров, что еще раз подчеркивает ту важную роль, которую руки играют в нашей жизни. Именно из этих категорий вышло и слово руководитель-водит руками. Но водит то с какой то целью, а не просто так. По мановению руки полководца целые армии приходили в движение. Обратите внимание на скульптуры и вы опять сможете увидеть , какую главенствующую роль играют руки ( полководец, крупный партийный руководитель советских времен , гении литературы и искусства и т.д.). По рукам и руками можно сказать очень многое, можно передать то , что невозможно сделать на привычном нам разговорном языке. И опять хочу возвратиться к книге «Безмолвной мысли знак», которая в свое время очень помогла мне в расшифровке некоторых вещей, включая и танец Черной рыси. Авторы пишут, что в том же танце, при помощи богатейших пластических выразительных средств танцовщик или танцовщица не просто переводят на язык танца свои мысли и чувства . Они их выражают на этом языке, они мыслят руками и чувствуют телом. Разве не удивительно,- рассказывают авторы, что многие из тончайших музыкантов, художников, скульпторов оказываются удивительно косноязычными , как только от них требуется объяснить словами, что же они думали, когда создавали свои гениальные произведения. У некоторых неискушенных зрителей, слушателей или читателей наступает порой разочарование , возникает такое чувство, что совершена подмена, и это вовсе не тот гений , за которого его выдают. Но все дело в том, что все эти талантливые люди думают и говорят на своем языке, а наш язык словесный,- для них лишь язык перевода, не способный передать все оттенки , краски, запахи и звуки их родного языка. Именно поэтому мудрые йоги и создали целую систему «мудр», а славянские мудрецы разработали систему пальцевой гимнастики, которая, как я уже писал ни в чем не уступает восточной. В этой же книге приводится пример с одним человеком, которого в советское время за его мысли поместили в психиатрическую больницу, в которой врачи делали все , чтобы он превратился в шизофреника. После такого «лечения»,-рассказывает он сам, его можно было бы показывать любой международной комиссии, и она убедилась бы в правильности поставленного диагноза. Когда он понял, что из него хотят сделать, он стал мысленно вспоминать всю свою жизнь до мельчайших подробностей, тренируя таким образом свою память, сочинять в уме песни и стихи, но к сожалению всего этого было мало. Он понял, что ему не хватало чего то вне его, чего то более объективного, чем мысли , слова и внутренние образы. И тогда он вдруг вспомнил , что еще в раннем детстве , дед показывал ему старинную американскую книжку . Он не помнил ее название, но его детская память сохранила чудесные картинки, которые можно было рисовать на стене с помощью рук. И вот тогда, и это самое удивительное, он стал вспоминать ихруками. При лунном свете, падающем сквозь крохотное зарешетчатое окошко ,он рисовал разнообразные фигурки, все время увеличивая их количество, придумывая все новые и новые. Он разыгрывал целые спектакли теней, где одновременно был и автором, и актером, и благодарным зрителем. Он разговаривал с ними, вступал в дис-

куссии, слушал их удивительные истории. И , когда он вышел из этого ада, то был абсолютно здоров, как физически, так и психически. Я собираю все эти истории, как коллекционер собирает свою коллекцию, я знаю, что они еще раз подтверждают правильность того, чем я занимаюсь. Ведь все это знали и наши мудрые славянские предки. И не просто знали, они все это применяли в своей жизни, и получали прекрасные результаты. И когда я это пониманию, то гордостью наполняется мое сердце за великую славянскую культуру. В книге Аллы и Дмитрия Слепневых «Руки в музыке искупай» приводится довольно интересная история , в которой рассказывается о женщине, которая после перенесенной операции довольно быстро поправлялась, но когда дело доходило до перевязок, начинало лихорадить все отделение. Она впадала в истерику , едва завидев бинты. Как то перед началом перевязки лечащий ее врач сидел в своем кабинете, и думал что ему сейчас предстоит. Их приемника на его столе мягкими, ласковыми волнами струилась нежная мелодия Моцарта. Врач не был особым любителем музыки, но великая мелодия завораживала, настраивала на мир и покой. Он даже сам потом не мог понять, почему его руки потянулись к динамику приемника, они буквально купались в этой мелодии. Он вспомнил об этом только после сделанной больной перевязке, и удивился как тихо было в процедурной. Врач взглянул на больную, она улыбалась ему. Спасибо Вам доктор, как хорошо вы все сегодня сделали,- сказала она. Уже в кабинете медсестра сказала ему, что или с больной, или с ним сегодня, что то произошло, но что именно ей не понятно. Не знаю, что произошло с ней, -ответил он, но перед перевязкой он слушал Моцарта. А при чем здесь Моцарт?- не поняла медсестра. На , что врач ответил, что он сам еще не все понимает, но видимо , что то в этом есть. В последствии, после проведенных им исследований, он убедился в том, что если искупать руки в музыке, то контакт с больным проходит почти безболезненно. Однако, как выяснилось в последствии, для каждого больного нужна своя музыка. В результате совместной работы со специалистами-акустиками, ими была разработана таблица музыкального воздействия на пациентов. Действительно физическое воздействие на рецепторы кожи очень велико, недаром многие слышали выражение «слышать кожей». На руках расположено множество биологически активных точек, которые буквально впитывают ,и звуки музыки и цвета, причем как вы уже знаете это практически все точки расчетного плана, т.е. работа с ними строится в определенные временные интервалы, особенно , что касается точек Пяти-первоэлементов. Считается, что на кистях рук имеются зоны, которые представляют собой проекцию внутренних органов. Я уже не говорю, что та же хиромантия (гадание по руке) и дерматоглифика , которые изучают связь капилярных и флексорных (сгибательных) линий ладони и ступней ног со свойствами личности могут многое чего рассказать о человеке, включая и состояние его здоровья. Как говорит тот же Ф.Капра,- полного понимания биологических феноменов можно достичь только при помощи подхода, который объединит в себе три различных уровня описания- биологию наблюдаемых феноменов, законы физики и биохимии и нелинейную динамику сложных систем. А теперь вернемся к тому, с чего мы начали наш разговор. Так вот проанализировав ту видеокассету и проделав довольно сложную и продолжительную работу, я полагаю мне удалось , если и не полностью, то частично раскрыть тот непонятный феномен. В процессе этого анализа поочередно вычленялись различные виды воздействия на толпу( музыка, слова песен и т.д.). И в итоге было сделано заключение, и не только мной, но и тех специалистов , которые работали по этой теме, что основным фактором негативного воздействия на танцующих приведшего к самой настоящей истерии, со всеми ее последствиями в дальнейшем, были те самые движения навязанные определенной группой лидеров ( так мы условно назвали тех неизвестных, которые плавно вклинились в толпу танцующих). Они так умело и ненавяз-

чиво перевели всех ,кто был на площадке под свою программу, что не оставалось ни малейшего сомнения, что это был кем то заранее спланирован-

ный эксперимент. И надо отдать должное- он увенчался полным успехом. Для чего это было сделано, и с какой целью можно только гадать. В дальней-

шем , я сталкивался с нечто подобным , и чуть позже мы об этом поговорим. Но как эти движения и жестикуляции могли вызвать такое? Я думаю, что после нашего разговора, вам тоже стало немного ясно. Лично я полагаю, что в самих движениях, которые кстати были синхронизированы со словами и музыкой , был заложен какой то древний невербальный код , который стал пусковым механизмом, для того, чтобы открыть в человеке все самое низкое, примитивное и животное , который на какое то время заглушил мораль, нравственность и то, что нас с вами делает людьми. И для этого оказалось не нужным ни спиртное, ни наркотики, ни даже секс. Все это ушло на задний план под напором чего то мощного, тайного и потому еще более страшного.