Хрестоматийные образцы

Хрестоматийные образцы извлекаются из классики художественной литературы. Как правило, это не просто самопредставление, а утверждение определенной жизненной позиции. Иногда говорящий делает это акцентуацией на своем имени и звании – и тогда мы слышим его решительные интонации. Ср. диалог в «Житии протопопа Аввакума» XVII века:

«Зовет меня к себе Федот Пашков:

- Ты кто: поп или распоп?

Аз же ему отвещал:

- Аз есмь Аввакум протопоп. Говори: чего тебе до мене дело?».

В некотором смысле такую же волю и решительность необходимо проявлять любому оратору. Или вот другой тип оратора, также начинающий свою речь словами «аз есмь» (я есть), но утверждающий свой образ иными словами, эмоцией, отношением к жизни и читателю:

«Аз есмь Кола Брюньон, старый воробей бургундских кровей, обширный духом и брюхом… У меня есть дом, семья, четверо сыновей, Мартинка, моя дочка, скотинка, серый осел, собака, свинья – ну и богач же я!» В таком необычном стиле говорит о себе французский крестьянин-жизнелюб Кола Брюньон, герой одноименного романа Ромена Роллана.

А вот как представляет себя юная героиня водевиля Ф.Соллогуба «Беда от нежного сердца»:

Мне самой семнадцать лет

И спросить любого,

В Петербурге лучше нет

Кати из Тамбова.

Против девушек других

Я ничуть не хуже:

Ростом я не меньше их,

В талии поуже.

Интересная аргументация, не правда ли? Во-первых, подкрепление самохарактеристики ссылкой на мнения других – попробуйте оспорить, когда вам говорят: «спросите любого…»; во-вторых, утверждение своей необычности кокетливо-спорной ссылкой на рост и талию. Наивность, веселость и раскованность создают необыкновенно обаятельный образ.

В русской литературной традиции существует огромное количество биографий – как прозаических, так и стихотворных. Приведем несколько поэтических текстов, каждый из которых построен со своей сверхзадачей. Самопредставление – это как бы стихотворный автопортрет. Такие самопредставления писали многие поэты XVIII века – и каждый в своем роде. Проследите, какими приемами написано стихотворение «Я» Ивана Дмитриева:

Умен ли я, никем еще в том не уверен;

Пороков не терплю, а в слабостях умерен;

Немножко мотоват, немножко я болтлив;

Немножко лгу, но лгу не ко вреду другого,

Немножко и корю, но не от сердца злого,

Немножко слаб в любви, немножко в ней стыдлив

И пред любовницей немножко боязлив.

Но кто без слабостей?.. Итак, надеюсь я,

Что вы, мои друзья,

Не будете меня за них судити строго.

Немножко дурен я, но вас люблю я много.

(1791)

Поэт (он тоже как бы «выступает» перед собравшимися) указывает на свои скромные недостатки, которые побеждаются одним достоинством: «вас люблю я много…» Напротив, Гавриил Романович Державин прямо и бодро заявляет о своих жизненных, неуступчивых принципах. Правда, есть у него будет одна «слабость», но она нивелируется дальнейшей аргументацией:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим. (…)

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, -

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жёг любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец, на гроб мой камень,

Если ты не человек.

(1807)

Эти тексты остаются образцами литературного стиля, знакомясь с которыми ритор научается образцовому литературному языку.