Кирилл Туровский. Слово в новую неделю по пасхе

Кирилл Туровский – выдающийся писатель и оратор второй половины ХII века. Знакомясь с его «Словом», проанализируйте, как построена данная речь, например: где используются повторы, на какой метафоре строится текст и каким образом автор распространяет свои мысли. Некоторые древнерусские слова исправлены и воспроизведены в современном написании, а ряд старых написаний сохранен для ощущения стилевого колорита древнерусского текста. При комментировании данного текста старайтесь объяснить древнерусские старинные слова и грамматические формы через современные, в то же время представить, почему данный текст обладает такой силой и привлекательностью.

…Ныне солнце, красуяся, к высоте восходит и радуяся, землю огревает, взыде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верующая ему спасает. Ныне луна, с вышняго соступивше степени большему светилу честь подавает, уже бо ветхий закон по писанию с субботами преста и пророки, Христову закону с неделею[7] честь подает.

Ныне зима греховная покаянием престала есть и лед неверия богоразумием растаяся; зима убо языческаго кумирослужения апостольским учением и Христовою верою престала есть, лед же Фомина неверия показанием Христовых ребр растаяся.

Днесь весна красуется, оживляющи земное естество, бурные ветры, тихо повевающее, плоды гобьзуют[8] и земля, семена питающи, зеленую траву ражает. Весна убо красная есть вера Христова, яже крещением поражает человеческое паки естество, бурные же ветры – грехотворные помыслы, иже[9] покаянием претворшеся на добродетели, душеполезныя плоды гобьзуют; земля же естества нашего, аки семя Слово Божие примше и страхом его болящи, присно дух спасения ражает.

Ныне новоражаеми агньци[10] и уньци[11], быстро путь берущее, скачут и скоро к матереем возвращающиеся, веселятся, да и пастыри, свиряюще веселием Христа хвалят. Агньца глаголю – кроткия от язык люди, а уньца – кумирослужителя неверных стран, иже Христовым вчеловечиванием и апостольским учением и чудесы, скоро по закон емьшеся, ко святей Церкви взвратившеся, млеко си учения сьсуть, да и учители Христовав стада, о всех молящееся, Христа Бога славят, вся волкы и агньца во едино стадо собравшаго.

Ныне древа леторасли[12] испущают, и цветы благоухания процветают, и се уже ограды[13] сладку подавают воню, и делатели[14], с надежею тружающиеся, плододавца Христа призывают. Бехом бо преже аки древа дубравная не имущи плода, ныне же присадися Христова вера в нашем неверии и уже держащеся корене Иосеева, яко цветы, добродетели пущающе, райскаго паки жития о Христе ожидают, да и святители, о церкви труждающеся, от Христа мзды ожидают.

Ныне ратаи слова, словесныя уньца к духовному ярму приводяще и крестное рало в в мысленных браздах погружающе и бразду покаяния прочертающе, семя духовное всыпающе, надежами будущих благ веселятся.

Днесь ветхая конец прияша и се быша вся нова воскресения ради.

Ныне реки апостольския наполняются, и язычныя рыбы плод пущают, и рыбари, глубину Божия вчеловечивания испытывше, полну церковную мрежю ловитвы обретают. Реками бо, рече пророк, рассядется земля, узрят и разболятся нечестивые людье.

Ныне мнишескаго образа трудолюбивая пчела, свою мудрость показающи, вся удивляет; яко же бо они, в пустынях самокормием живуще, ангелы и человеки удивляют, и си, на цветы взлетающи, медвены соты стваряют, да человеком сладость и церкви потребная подаст.

Ныне вся доброгласная птица, церковных ликов гнеездящеся, веселятся. И птица бо, рече пророк, обрете гнездо себе - олтаря Твоя, и свою каяждо поющи песнь, славит Бога гласы немолчными. /…/