Структурализм и постструктурализм 27 в

Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к концепциям следующих философов французского лингвиста Фердинанда де Соссюра, Клода Леви-Стросса, Жака Лакана, Мишелем Фуко и др. Самим своим существованием структурализм указывает на появление новых тенденций в развитии культуры, важнейшей из которых является «раздражение», которое испытывается современной западной цивилизацией по поводу языка. Раздражение, вызванное беспокойством культуры относительно самих своих оснований, проявляется в форме тревоги языка относительно самого себя. Структуры фундаментальны и детерминируют человеческое существование; примерами таких структур являются чистые структуры языка (Фердинанд де Соссюр), семантические структуры поэзии и волшебной сказки (Роман Якобсон, Владимир Пропп), структуры синтаксиса как конфликта «глубинных структур». Именно язык отчетливее всего обнажает природу тех структур, на изучение которых направлен современный структурализм. Это — структуры значений: «быть структуралистом — значит концентрировать свое внимание на организации и структуре значений» (Ф. де Соссюр). Соотношение структуры и значения объяснялось различным образом в разных направлениях структурализма. Структурализм достаточно быстро трансформируется в постструктурализм. Критика структурализма по таким направлениям, как отрицание субъекта, историзма, смысла, философии являются актуальными темами структурализма. Основные критики структурализма – Ж. Лакан, Деррида, Фуко, Барт. Развивая идеи оппозиции в различных областях человеческой жизни (господство —подчинение, природа — культура, означающее — означаемое, язык — речь), постструктуралисты заменяют их понятиями плюралъности, множественности. Постструктурализм развил движение деконструктивизма — это интеллектуальное движение, инициированное Жаком Деррида, основано на новом способе осмысления и прочтения текстов, исходящем из деконструкции, которая может рассматриваться как философская позиция, политическая стратегия, способ чтения, метод анализа, в изучении культуры и философии. Деконструкция — это не отрицание и не разрушение, а исследовательская установка, которая помогает и расшатывает старые понятия, чтобы заново обосновать, осуществить акт реконструкции, при этом раскрывая, развязывая, распутывая всю логическую цепь.