Феномен власти в жизни общества 52 в

Важное значение в развитии общества имеют властные отношения. По словарю В.И. Даля, «власть — право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление..Властвовать – управлять, властно господствовать, повелевать, распоряжаться». Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти. В социальной философии сложилось несколько подходов в объяснении феномена власти: а) директивный (Т. Гоббс, М. Вебер); б) функциональный (Т. Парсонс); в) информационный (М. Фуко, О. Тоффлер). Каждый из данных подходов в качестве основного свойства власти принимает или 1. силу; 2. мобилизацию ресурсов на выполнение цели; 3. обладание информацией. В современной литературе власть определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Социально-философский анализ власти предполагает выделение следующих ее составляющих: а) источника власти (авторитет, сила, закон); б) субъекта власти (государство, институт, индивид); в) объект власти (общество, класс, группа); г) функции власти (господство, руководство, мобилизация). При классификации власти наиболее распространен критерий выделения видов власти по сферам ее функционирования, например: экономическая, военная, семейная, политическая. Политическая власть занимает среди них ключевое значение. Она представляет собой реальную возможность человека проводить свою волю в области политики и правовых норм в целях защиты и реализации своих коренных интересов. В качестве основных характеристик политической власти можно назвать суверенитет, волю, авторитет, принуждение.В социальной философии исследователь М. Вебер разработал учение о типах легитимного господства, т. е. такого господства, которое признано управляемыми людьми. Под господством он понимает готовность повиноваться определенным приказам и выделяет три типа господства. Первый тип он называет легальным, в его основе лежит целерациональное действие. Для данного типа характерно подчинение установленным законам, наличие специально обученного аппарата управления, призванного действовать по формальным и рациональным правилам. Программу действия этому аппарату должен задавать политический лидер, ставящий формальный механизм управления на службу определенным политическим интересам. Второй тип легитимного господства, традиционный, для него свойственна вера не только в законность, но даже в святость традиционно-существующих порядков, нравов и властей. При этом наблюдается отсутствие формального права, аппарат управления состоит из лично зависимых от господина людей, а личная преданность служит основанием для административной карьеры. Третий тип господства харизматический, при котором харизма понимается как некая экстраординарная способность человека, выделяющая его среди остальных. Эта способность, как правило, дается свыше и заключается в выдающейся силе духа, слова, в пророческом даре. Харизматический тип во многом авторитарен, здесь нет установленных правил: решения по всем вопросам вносятся на основании творческого вдохновения, личного опыта, понимания. Аффективный тип социального действия определяет основную базу харизматического господства, а эмоционально окрашенная преданность лидеру, вера в его харизму служит источником личной преданности государю. Во властных отношениях предполагается: наличие не менее двух субъектов, которыми могут выступать как отдельные лица, так и коллективно действующие (партия, организация, учреждение, комитет и тому подобное); выражение воли осуществляющего власть, подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет. Власть является одним из фундаментальных явлений, неразрывно связанным с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации, поскольку в обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Можно выделить следующие принципы власти в зеркале субъекта власти:

1) принцип сохранения власти, в котором отношение к власти рассматривается как превалирующая, едва ли не единственная ценность;

2)принцип действенности также требует сильных проявлений

человеческого характера;

3) принцип коллегиальности, в котором реализуется установка власти на партнерство, кооперативность;

4) принцип скрытности, согласно которому власть пользуется широким спектром неявных средств и инструментов (закрытые встречи, секретная переписка, тайная дипломатия).