Понятие виртуальной реальности

Одно из перспективных направлений повышения эффективности использования компьютеров связано с разработкой аппаратных и программных средств комплексного воздействия на пользователя персонального компьютера (ПК) одновременно по нескольким каналам восприятия. Сознание человека концентрирует вместе, соединяет в единый образ информацию, пришедшую по различным каналам.

При этом кроме известных и широко используемых средств и приемов аудиовизуального воздействия (звук: речь, музыка, специальные эффекты; изображение: 2D- и 3D-графика, цветовая гамма, тени, освещение и выделение, анимация, мультипликация, видеофильмы) начинают применяться сенсорные интерфейсы – средства рецепторного воздействия на различные участки поверхности тела человека (в частности, активируется тактильное восприятие).

На фоне применения традиционных компьютерных средств – таких, как стерео- и многоканальный звук (акустические системы рассмотренных конфигураций 2.0-7.1), стереоизображение (специальные очки), системы MМ, самые разнообразные новые периферийные устройства ПК (трекбол, специальные клавиатуры, панели и приставки, дисководы CD, DVD, магнитооптические и т.д.) становятся доступными и совершенно незнакомые средства. Сегодня пользователю предлагается использовать специальные (позиционные датчики), экстраординарные (видеошлем с дисплеем для каждого глаза, более 10 датчиков руки), а иногда и экстравагантные устройства (моделирующие воздействия или даже запахи). К ним можно добавить и совершенно экзотические приспособления (как писала в свое время газета «Комсомольская правда», с теледилдоническими элементами) для сенсорного восприятия или даже стимуляции (перчатки, жилет, костюм, носки, ботфорты и т.п.).

В результате такого «ударного» воздействия аппаратно-программной среды, ограждающей органы чувств от настоящей реальности, пользователь отключается от окружающей действительности и устойчиво погружается в синтезированное всем этим техническим комплексом под управлением ПК кибернетическое пространство (Cyberspace), виртуальный (кажущийся) мир. У него создается некая весьма правдоподобная виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) происходящего. ВР обладает очень высокой мотивацией и дает колоссальное информационное воздействие, порой переполняя пользователя информацией [6].

Интересен сам термин «ВР». Дело в том, что обычно применительно к компьютерам термин «виртуальный» трактуется как мнимый, иллюзорный. Но парадокс заключается в том, что в переводе с английского термин «виртуальный» означает ровно наоборот – фактический, действительный, существующий. И тут на первый план выходит неожиданный, скрытый смысл слова «фактический» – существующий де-факто, но не существующий де-юре, то есть не признаваемый нами [7].

Когда мы входим в ВР, то де-факто мы видим, слышим и даже осязаем в ней нечто. Поэтому с точки зрения нашего восприятия она существует. Однако мы понимаем, что в любой момент времени можем выйти из ВР, отключиться от нее. Значит, де-юре она не признается нами. Таким образом, ВР, существуя в нашем восприятии, в то же время остается мнимой в нашем миропорядке [7].