Программы создания и редактирования звука

Программы для работы со звуком можно условно разделить на три большие группы [2]:

· программы-секвенсоры для создания музыки на основе секвенсорной или MIDI-технологии;

· звуковые редакторы, ориентированные на аудиотехнологии записи звука;

· вспомогательные программы, предназначенные для воспроизведения и записи готовых звуковых фрагментов.

Программы-секвенсоры. Ядром небольшой секвенсорной студии является ПК с основной программой-секвенсором (sequencer software). Популярны секвенсоры семейства Cubase и семейства Cakewalk. Секвенсоры служат для программирования (кодировки) музыкальных пьес. Именно с их помощью создаются аранжировки: пишутся отдельные партии, назначаются тембры инструментов, выстраиваются уровни и балансы отдельных каналов (треков), вводятся тонкие нюансы, музыкальные штрихи (акценты громкости, временное смещение, отклонения от настройки, модуляция и т.д.).

Звуковые редакторы. Значительный рост производительности ПК и емкости устройств хранения данных сделал для пользователя возможной запись звука на жесткий диск в РВ. Сам ПК теперь является цифровым многоканальным магнитофоном. Но разработчики программных средств не остановились только на решении проблем записи и воспроизведения. Программы стали дополняться опциями редактирования звука: прорисовки кривых громкости, регулировки баланса, функций копирования, удаления, вставки, фильтрации и другими. В программных средствах для работы со звуком стали переноситься те приемы, которые были уже давно отработаны в студийном оборудовании (микшерах, лимитерах, эквалайзерах, ревербераторах). Известно, что комбинированные программы удобны в работе, но отдельные их функции часто не так мощны, как в специализированных продуктах. Поэтому при работе со звуком пользователи обычно применяют некоторый набор узкоспециализированных программ. В частности, многоканальная запись музыки осуществляется в программе SAW, обработка сигналов – в специальных звуковых редакторах Cool Edit, Sound Forge, WaveLab. Поражают некоторые новые функции редакторов звука: смещение настройки без изменения времени звучания (темпа), гармонизация – синтез аккорда из одной ноты. Но, к сожалению, многие сложные операции в звуковых редакторах пока выполняются не в режиме РВ [2].

Ведущие производители программных средств предлагают и продукты, в которых MIDI- и аудиотехнология интегрированы. В процессе создания музыки одна часть партий создается в формате MIDI и воспроизводится звуковыми модулями, другая представляет собой акустическую запись.

Существуют программные продукты, упрощающие процесс создания музыки и называемые генераторами стилей, основанные на различных алгоритмах построения музыкальной партитуры. Часто музыку генерируют на основе ключевых исходных данных: гармонии и выбранной стилевой модели. По этому принципу построены программы Jammer Professional for Windows (лучшая), Yamaha Visual Arranger for Windows, Voyetra Digital Orchestrator Plus, SuperJam, Band in a Box, Rhythm Brainz Plus, FractMus (требуется задать размер (4/4), тональность (ми-минор), инструменты и т.п.).

Программа HammerHead Rhythm Station реализует «электронный барабан» (drum-machine), помогает создавать танцевальные ритмы, позволяет использовать 29 ударных инструментов и добавлять свои, эскпортирует ритмы в формат WAVE.

Разработаны и программы, позволяющие достаточно легко создавать музыку при помощи компьютерной мыши, даже не зная нот. Это программы, использующие специальные Koan-файлы: профессиональная SSEYO Koan Pro и любительская Koan X Silver. Изобретатель Тим Коун в 1994 году предложил идею записи и воспроизведения произвольной объемной компьютерной музыки (Koan-музыки). Это своеобразная фантазия на музыкальную тему. Музыкальные Koan-файлы могут быть малыми по размеру, но воспроизведение самой музыки может длиться до восьми часов. В файле указываются основные параметры, а музыка генерируется на ПК с помощью около 200 специальных переменных и параметров управления. При этом нельзя воспроизвести и услышать одну и ту же музыку дважды, даже из одного Koan-файла. Файлы SSEYO Koan Design (SKD) (с расширением .skd) предназначены для сохранения и редактирования Koan-музыки, в то время как файлы SSEYO Koan Play (SKP) (.skp) защищены автором каждого из них от редактирования при использовании в Internet. Упомянутые Koan-редакторы позволяют также записать получившуюся музыку в форматах WAVE и MIDI, что делает их весьма интересным инструментом для музыкального творчества [2].

Существуют и так называемые программы-трекеры (track – дорожка), в чем-то аналогичные многодорожечному манитофону. Они с помощью команд на каждой из дорожек записывают фрагменты звучания инструментов или музыкальные отрывки (сэмплы). Можно изменять параметры сэмплов (громкость и частоту), а также свойства групп сэмплов. Уникальность данной методики создания музыки состоит в том, что пользователь может составлять композиции, просто слушая звучание инструмента и выбирая подходящий звук. Среди программ этой группы выделяются Scream Tracker, Fast Tracker (лучшая) и Impulse Tracker.

Программные средства для многодорожечной записи на жесткий диск позволяют от начала до конца записать готовую музыкальную композицию, выполняя все операции записи, нелинейного монтажа, наложения эффектов, компоновки дорожек, сведения и архивирования записанного материала. Это редакторы SAW Plus 32, Samplitude Studio. Популярен и редактор для цифровой обработки и нелинейного монтажа звука Wave for Windows.

Вспомогательные программы. Не меньшее значение и популярность у пользователей имеют вспомогательные программы, среди которых выделяются:

· программы-проигрыватели звуковых файлов (плееры – players) различных форматов – WinAmp(лучшая), Unreal Player, Melody, Yamp, NAD, WPlay, Cowon Jet-Audio for Windows (самая многофункциональная) и другие;

· программы записи звуковых дорожек CD (прожига CD, burn) в виде файлов MP3 и WAV – Ahead Nero (лучшая), Win-On-CD, Easy CD-Creator и другие;

· программы выделения, сохранения и преобразования звуковых дорожек (CD-rippers) в виде файлов MP3, WAVE и других – CDex, CD Copy, Catalist.