Измерения ВР

Разные системы ВР предоставляют различные виды интерактивности, уровни погружения и функции.

Виды интерактивности[10]:

· полет в ВР. Свобода передвижения, поворота и обзора в любом направлении виртуального пространства в 6 степенях свободы. Это важнейшая характеристика системы ВР. Пример: прогулка сквозь модель, созданную средствами системы автоматизированного проектирования (САПР). Система, предоставляющая меньшую свободу интерактивности, может быть полезной, но это не система ВР;

· реактивная ВР. Полная свобода передвижения в ВР с дополнением: если вы взаимодействуете с объектами, они либо отвечают на это предсказуемой реакцией, либо деформируются. Пример: вы можете схватить трехмерный объект и отбросить его или взять трехмерный объект и деформировать его.

 

Уровни погружения[10]:

· через окно. Стандартный монитор ПК или проекционное устройство открывает «окно» в ваш виртуальный мир, который представляется лежащим по другую сторону экрана. Такое впечатление дают вам настольные игры с имитацией полета. Термин происходит от первых военных летных тренажеров;

· в помещении. Стереоскопический монитор или проектор создает объемное изображение, а вы надеваете нечто, напоминающее солнцезащитные очки. Виртуальный мир становится полноразмерным, кажется отступившим за экран или сошедшим с экрана на вас, в вашу комнату. Для примера вспомните стереокино с причудливыми поляризованными (но не красно-зелеными) очками;

· полное погружение. Когда вы надеваете шлем-дисплей, то переноситесь в виртуальный мир (по крайней мере, зрительно). Отслеживая положение вашей головы, компьютер определяет, куда вы смотрите, генерирует и представляет вам соответствующее изображение. Если вы смотрите вверх, вы видите виртуальное небо, если вниз – виртуальную землю.

Функции. В системах ВР могут быть выделены следующие функции:

· перенос в пространстве (телепортация);

· перенос во времени (телетемпортация);

· перевоплощение (изменение сущности);

· сотворение (создание новой сущности);

· трансформирование (изменение формы) и др. [78].

Итак, ВР – это такая реальность, которая вне зависимости от ее природы (компьютерной, психологической, экономической и др.) имеет ряд свойств:

· порожденность внешней реальностью;

· актуальность существования в процессе активности порождающей реальности;

· временная, пространственная, закономерная автономность существования;

· интерактивность, то есть способность взаимодействия со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимой от них [78].

Компьютерная ВР – интерактивная среда, имеющая графические, акустические, пластические и иные свойства, в которую пользователь погружается как зритель или творец, ощущает себя в ней и выполняет все виды деятельности, возможные в нашем привычном, трехмерном мире, а также те ее виды, которые в обычном мире недостижимы.

Причем, пока пользователь не надел на себя виртуальные устройства, мир природный является для него константным миром, имеющим статус реального, а киберпространство – виртуальным, находящимся в потенциальном состоянии. Но после того, как виртуальные устройства надеты, а ПС поддержки ВР запущена, киберпространство становится для пользователя виртуальным миром в актуальном, проявленном состоянии (т. е. реальным миром), а мир природный – константным миром в потенциальном, альтернативном состоянии, в который он может попасть, лишь остановив работу компьютерной программы и сняв с себя устройства ВР [78].

Уже сегодня существуют ПС, в которых виртуальное окружение практически невозможно отличить от реального. Мир ВР дан человекуу в ощущениях, человек видит, ощущает виртуальный мир изнутри, объекты этого мира можно исследовать. Более того, человек может общаться с другими субъектами ВР. Для человека, погруженного в компьютерную ВР, окружающий мир дан объективно, независим от него, ибо задан внешним по отношению к пользователю ВР субъектом (субъектами).

ВР может оказывать действительное, актуальное влияние на реальность константную, реальность данного нам мира. Перенос чего-либо (знаний, умений, нового опыта и т. д.) из одной реальности в другую может играть большую роль в развитии, становлении человека.

В ВР можно столкнуться с новыми ситуациями, событиями и явлениями, например, оказаться в сложной, экстремальной ситуации; можно научиться чему-либо (водить танк, самолет и т. п.); ВР может расширить границы восприятия нами мира, вооружив нас особенными способностями видеть, слышать и т. д. Она может использоваться для того, чтобы помочь людям преодолевать комплексы, зависимости и страхи. В ВР можно пробовать делать что-либо много раз, не боясь ошибиться. Кроме того, снижение ценности объектов виртуального мира, понимание того, что все они – лишь иллюзия, провоцирует людей творить, пробовать, исследовать, не боясь испортить, сломать ту или иную вещь. В ВР мир не дан константно, его можно свободно менять, и это очень стимулирует творческие способности [78].