Композиционные возможности контактов жилища с природой при многоэтажной застройке

Можно ли достичь высокой плотности населения без отказа от при- квартирных садов в условиях многоэтажной жилой застройки? Положи­тельный ответ на этот вопрос дал Ле Корбюзье в 1920-е годы. Предло­женный им квартал «вертикального города-сада» состоял из 400 двух­этажных квартир-секций. «Висячие сады» при каждой из них в сумме составляли как бы дополнительную искусственную территорию величи­ной 2 га, т.е. четвертую часть от площади общего наземного двора-сада внутри квартала.

Частичное применение висячих садов должно было компенсировать экологическую неполноценность многоэтажной жилой застройки амери­канских городов по конкурсным проектам 1960-х годов. В этих проек­тах у подножия высотных корпусов располагались односемейные дома- секции, что было их существенным недостатком. Нарушалась их нор­мальная инсоляция и аэрация, а «висячие» террасы-дворики теряли уют и интимность, будучи доступны для постороннего обозрения с верхних этажей окружающей застройки.

Более удачную позицию для размещения висячих садов в Англии на­шли при проектировании «пентхаузов» — квартир на крышах. Находясь в центре города над застройкой, те получали бы достаточно солнца, от­носительно чистый воздух и сравнительную тишину. Устройство пент­хаузов предусматривалось проектами городских центров для Камбер- нолда и Ранкорна, разработанных Д. Ликером, А. Лингом и др.

Стремясь максимально увеличить плотность населения, сохраняя при этом наземные условия для большинства жилищ, некоторые авторы

предлагали как бы «умножать» территорию, поднимая дороги и инже­нерные коммуникации над землей в несколько ярусов. Впервые такая «мегаструктура» была предложена К. Танге в руководимом им диплом­ном проекте бостонских студентов, а затем — для застройки акватории Токийской бухты. Во втором случае мегаструктура имела форму вогну­того шатра, которая позволяла в нижних ярусах проектировать крупные квартиры с висячими садами-террасами, вынесенными далеко наружу. Постепенно кверху, в средних по размеру квартирах, вынос садов умень­шался, а на самом верху параболического контура размещались верти­кально, одна над другой, малые квартиры без висячих садов.

Разновидность шатровой мегаструктуры, по проекту М. Сафди и др., по форме напоминавшая карточный домик, была частично построена для Всемирной выставки 1967 года в Монреале (табл. 43).

Реальным и простым способом приобщения каждой семьи к приро­де без нарушения нормативных плотностей населения при оптимальном демографическом балансе, является композиционное сочетание низкой и высокой застроек. При этом в качестве экологической компенсации для нижних этажей устраиваются приквартирные участки на земле, для средних — лоджии и балконы, а для верхних — висячие сады на крыше под открытым небом.

Открытое небо нужно для нормального развития растений, поэтому в композиции висячих садов применяются различные приемы сдвига этажей, устраняющие перекрытия над террасами или увеличивающие высоту лоджий.

Односторонним сдвигом четырех этажей в домах алжирского приго­рода Уэд-Ушайа Jle Корбюзье создавал не только открытое небо над ви­сячими садами, но и солнцезащиту с противоположной, юго-западной, самой перегреваемой стороны корпуса.

Иную композицию уступчатых висячих садов создал П. Рудолф для американского курортного городка Стаффорд Харбор, где одноэтажная застройка склона холма постепенно переходит в семиэтажную. Такой прием выразительно подчеркивает естественный рельеф местности и позволяет использовать темное пространство под домами для автосто­янок.

Двухсторонний наружный сдвиг этажей с висячими садами характе­рен для конкурсных проектов жилой застройки германских городов, ко­торые разрабатывали Р. Фрей, X. Шредер, К. Шмидт и другие. Их

«дома-холмы» имели в основании двухэтажные квартиры с земельными участками, а наверху — висячие сады при квартирах меньшей величи­ны. Внутреннее пространство под корпусом представляло собой проезд с автостоянками.

Внутриквартальный сдвиг этажей, примененный в двух лондонских проектах, формирует замкнутый уступчатый двор, который защищен от внешнего шума, но не гарантирует висячим садам каждой квартиры до­статочную акустическую и визуальную защиту от соседского влияния.

Выразительность композиции придает спиральный сдвиг этажей — закрытый, двойной высоты — по принципу «детских кубиков», или от­крытый — по принципу пирамиды. Этим приемом пользовались С. Гершман, Ж. Кандилис, Ж. Пара и другие (табл. 44).