Вертикальное развитие пространственных форм городского центра

Центр крупного города пронизан густой сетью пешеходных и транс­портных путей. Хотя эти пути должны быть полностью отделены один от другого, им необходимы контактные точки, в которых пешеход ста­новится пассажиром, а пассажир — пешеходом.

Пешеходное и транспортное городское движение нельзя разграничи­вать только в нескольких горизонтальных плоскостях — возникает по­требность передвижения людей по вертикали. Узловые пункты город­ского центра должны быть оборудованы лестничными ступенями, пан­дусами, эскалаторами, лифтами, соединяющими разные уровни город­ского движения.

Главными высотными зданиями городского центра, его архитектур­но-композиционными доминантами и символами традиционно являют­ся исторические и новые храмы, башни крепостей и дворцов. Но XX век добавил сюда еще и «небоскребы» — многоэтажные «офисы» и жилые здания.

Квартиры в застройке городского центра функционально возможны трех типов:

А — временные жилища: отели, пансионаты, меблированные комна­ты и т.п.;

Б — служебные квартиры персонала с постоянным пребыванием в центре;

В — жилища при месте деятельности: приемные, студии, ателье, ма­стерские и т.п.

Указанные типы жилищ характеризуются отсутствием потребности в школах и детских учреждениях, а также использованием развитой систе­мы общественного питания и бытовых услуг в пределах одного здания.

В пространственной композиции проекта городского центра обоб­щенно можно выделить несколько следующих возможных, абстрактно­теоретических, положений вертикальных архитектурных доминант.

Единая вертикаль является не только внешним силуэтным ориенти­ром определенного места в городе — во внутреннем, локальном про­странстве центра она создает композиционное равновесие архитектур­ных масс. Особую выразительность приобретает вертикаль, контрастно противопоставленная протяженным горизонталям. Одиночная высотная

доминанта фиксирует место центра в городе, но не ориентирует его от­носительно композиционных осей. Одинокая вертикаль как бы собира­ет пространство вокруг себя, не отдавая предпочтение ни одному из на­правлений.

Две отдельные вертикали не только фиксируют место центра в горо­де, но и указывают на величину заключенного между ними простран­ства. Пара вертикалей ограничивает локальное пространство центра и закрепляет его композиционную ось. Зрительная ориентировка в город­ской среде связана с ракурсами и створами двойных архитектурных до­минант, воспринимаемыми в силуэте и перспективе.

Ряд вертикалей дает больше информации о пространстве, чем еди­ничная вертикаль, но меньше, чем пара вертикалей. Одинаковые верти­кали, выстроенные в линию, как бы пунктиром разрезают пространство на две половины, не выделяя ни одну из них. Этот ряд нейтрален в про­странстве и не ограничивает его. В ритмичной последовательности здесь несколько разрозненных пространств чередуются с высотными объема­ми, но нет единого главного центрального промежутка как при двух вер­тикальных доминантах.

В примерах современного проектирования часто применяется ряд из 4—5 вертикалей. Объясняется это, по-видимому, свойством 3-х вертика­лей создавать скорее центрическую, чем линейную композицию. Верти­кали же в количестве более 6-и образуют монотонные шеренги, которые не организуют пространство, но превращают его в бесконечность.

Группа вертикалей, достаточно тесно собранных в единый объемно­пространственный ориентир, близка по своим композиционным каче­ствам к единичной вертикали. Здесь нет ограниченного главного ядра, а лишь отдельные фрагменты пространства между вертикалями. Эта фор­ма пространственной организации архитектурных доминант позволяет, варьируя высоты и объемы, создавать выразительные многоплановые силуэтные ориентиры (табл. 62).

Кольцо, или ожерелье, вертикалей, поставленных на некоторых про­извольных расстояниях одна от другой, зрительно организует единое внутреннее пространство городского центра. Пунктирно замкнутая це­почка высотных объемов может служить впечатляющим символом, сложной силуэтной доминантой всего города. Четкое разделение про­странства на внутреннее и внешнее, в большей степени чем при 2-х вер­тикалях, является важнейшим композиционным достоинством такого

кольцевого расположения вертикальных архитектурных доминант город­ского центра.

Конечно, приведенные выше приемы композиции пространства го­родских центров не исключают и не ограничивают применение возмож­ных промежуточных решений.