Квадратно-решетчатые формы городского плана

Начиная с Древнего Востока, античной Греции и Рима, композиция прямоугольной планировочной сетки городов всегда была результатом целенаправленного проектирования, а не интуитивного стихийного гра­достроительства. Если круглый план Атлантиды был связан с именем Платона, то к прямоугольно-решетчатому плану «полисов» Эллады был причастен Аристотель, упоминавший имя прославленного градострои­теля Гипподама.

Регулярную планировку имели «бастидные» города средневековой Европы, проекты «идеальных» городов Возрождения и колониальные города Нового Света.

В большинстве ныне существующих современных городов, начиная с XVIII века, преобладает квадратно-решетчатая форма плана в различ­ной композиционной трактовке.

Прямоугольный решетчатый план, в отличие от центрично-кругло- го, равномерно дублирует все направления уличного движения без пе­регрузки городского центра, которому здесь обеспечена относительная свобода пространственного развития.

В малом или среднем городе, с радиусом пешеходной доступности от его центра до границы не более 1,5—2 км, может быть композицион­но оправдан квадратный генеральный план. В этих пределах форма пла­на может сохранять устойчивость только при условии фиксации четких внешних границ города.

Простой квадратный план города сочетает в себе удобство прямого угла с максимальной компактностью. При ограниченных размерах его ла­коничная композиция воспринимается зрительно как единое целое. Об этом свидетельствуют такие города как Семенов, Мосальск, Ржев, Зубцов и другие, запроектированные в период русского классицизма XVIII века.

Увеличение размеров города, как правило, деформирует его квадрат­ный план под влиянием функционально-транспортных и ландшафтных факторов. Кроме того, возможно и преднамеренное композиционное ис­

кажение квадратной формы плана города за счет тупых и острых углов, кривых или ломаных линий его границ.

В квадратном плане города диагональная сетка улиц лучше обеспе­чивает доступность между центром и углами его внешнего контура, чем сетка, параллельная сторонам квадрата. Это подтверждается построени­ем соответствующих «изохрон».

В XVI веке Франческо-ди-Джорджо Мартини показал, что при диа­гональной композиции квадратных кварталов стены города приобрета­ют зубчатое очертание в плане, определяя размещение башен и ворот (табл. 19).

Для проекта крупного города квадратный внешний контур генераль­ного плана по определению оказывается нежизненным и не может со­храниться в натуре.

Так, например, запроектированная К. Доксиадисом для Большого Хартума конфигурация генерального плана явно неорганична. Почти квадратный прямоугольник, со сторонами 15 и 17 км, противоречит функциям и ландшафту города. Формальная композиция преувеличен­ного квадрата не в состоянии зрительно объединить три берега Белого и Голубого Нила, а также острова между ними, совершенно разные по планировке и характеру застройки (табл. 20).

Планировочный квадрат в качестве композиционного модуля ис­пользован при проектировании таких городов как Новый Чарджуй на реке Амударья и Тольятти на Волге. В них квадратные формы планов композиционно усложнены диагональными направлениями территори­ального развития. В этих проектах сходство функций и топографии при­вело к одинаковой композиции генеральных планов, несмотря на раз­ные размеры городов, разный климат и почти сорокалетнюю разницу во времени их проектирования (табл. 21).

При квадратно-решетчатой планировке диагональ сокращает путь между противоположными углами кварталов, порождая, однако, два су­щественных недостатка:

А — сложный восьмилучевой перекресток, затрудняющий городское движение и занимающий значительную территорию;

Б — острые углы в плане кварталов, неудобные для жилой застрой­ки и других видов градостроительного использования.

Указанные недостатки были присущи ранним градостроительным ра­ботам Ле Корбюзье. Правда, проектируя план «Нового Антверпена», он

включил диагональную сетку дорог в прямоугольный контур внешних городских границ, избежав при этом острых углов и заменив сложные перекрестки простыми тройными примыканиями. Подобный градостро­ительный прием можно обнаружить на сто лет раньше, чем у Ле Корбю­зье, в проектах планировки городов Екатеринбурга, Бердичева и др., выполненных под руководством В.И. Гесте (табл. 22).

Несколько отдельных квадратных планов жилых районов или квар­талов могут в совокупности составлять город. Такая вторичная форма градообразования не имеет общего внешнего контура, но состоит из ста­бильных квадратных элементов, число которых может быть увеличено по мере территориального развития города. Композиция городского пла­на из квадратных кварталов может быть как регулярной, так и свобод­ной. Размеры отдельных квадратов могут быть различными, но в преде­лах пешеходной доступности, целостного зрительного восприятия, мас­штабного и стилевого единства. Пространственно взаимосвязанные квадратные планы могут восприниматься как выразительные архитек­турные формы только при наличии достаточного контраста с окружаю­щей природной средой (табл. 23).