Комплекс мужского костюма на вторую половину XIVв. - начало XVвека

Комплекс мужского костюма на вторую половину XIVв. - начало XVвека.

Шьется из белого льна. Перед пошивом обязательно постирайте и прогладьте купленную ткань! Лён имеет неприятную особенность «садиться», то есть ваша… Длина до колен или чуть выше. Крой:

Плащ.

Плащ нужно шить из плотной толстой шерсти. Желательно поставить его на подкладку из льна или тоже шерстяную. Но можно обойтись и без подкладки.

Два обязательных условия:

1)полукруглая форма

2)как минимум, из двух кусков ткани (предпочтительнее, из горизонтальных полос). Помните, что максимальная ширина ткани по горизонтали в Средние Века – 1 метр. Причём, как правило, ткались всё таки более узкие полотна - 50-70см.

Вот чертёж найденного плаща 14 века (Бокстен):

 

Длина плаща различная – самый короткий до пояса и застегивается на плече пуговицами, самый длинный – до пят (однако смотрите, чтобы было удобно ходить, не наступая на края и не пачкая, слишком длинным его делать не стоит).

 

В 14 веке, как и позже, горловина плаща могла соединяться при помощи:

1)шнура;

2)нескольких пуговиц;

3)металлической броши-фибулы.

 

Принцип первого способа прост: проделываем отверстия, обмётываем их и продеваем шнур достаточной длины для удобства регулировки. В качестве примера приведу миниатюру 14 века из Британской библиотеки, на которой это видно.

 

Бытовали и иные способы продевания шнура:

(манускрипт Часослов 1414-1423 гг.,Франция)

 

Второй способ:

Итальянский манускрипт, конец 14 века.

 

 

Часто носится со смещением на плечо:

Италия, рубеж 14-15 веков.

Хроники Франции, конец 14 века

 

Как видим, количество пуговиц может быть различным, от трех до девяти (возможно,и больше).

6) Обувь.

Вариантов кроя много, так как в настоящее время найдено множество археологических находок обуви. Я приведу лишь четыре формы.

Шить из натуральной кожи льняной нитью, желательно, с последующим вощением пчелиным воском.

Наиболее типичная форма туфель по манускриптам - пулены:

Данная форма туфель шьётся из трёх частей: подошва, задник и передняя часть.

 

 

А это чертёж туфель, найденных в Бокстенском болоте и относящихся приблизительно к 1350г.:

 

Разрез стягивается шнурком.

 

Также можно применить и такой вариант кроя (верх кроится из одного куска):

Следует заметить, что по изобразительным источникам такой вариант обуви носился повсеместно в Европе с 1250 по 1500 гг..

Подошва может шиться и в один слой. Вопреки опасениям, она не перетирается (проверено на собственном опыте), однако у некоторых вызывает дискомфорт при ходьбе.

 

 

И, наконец, высокие ботинки:

Середина 14 века 1375-1400 гг.

 

Кошелёк.

Примеры стягиваемых шнуром кошельков из археологии:

Приложение 1.

Цвета тканей

 

Рекомендуемые цвета:

-голубой, светло-синий, серо-синий, бирюзовый;

-светло-зелёный, серо-зелёный, гороховый, цвет морской волны (сине-зелёный);

-все тона серого;

-все тона коричневого;

-чёрный (рекомендуется не очень хорошо прокрашенный, «негустой», сероватый);

-розовый, терракотовый, неяркий красный;

-грязно-оранжевый;

-все тона жёлтого: от самых ярких (лимонный, канареечный) до горчичного;

-сиреневый неяркий;

-белый;

-бежевый;

-красный.

 

 

Цвета, используемые для костюмов знати (не рекомендуются для пошива на первую ступень военно-исторического направления; в любом случае требуется предварительная консультация с экспертом):

-тёмно-синий, ярко-синий;

-насыщенно-фиолетовый, тёмно-фиолетовый (пурпурный);

-бордовый;

-густой ровный насыщенный чёрный;

-тёмный насыщенный зелёный;

-ярко-сиреневый.

 

Не злоупотребляйте каким-либо одним цветом в костюме, старайтесь шить разные предметы костюма разных цветов. Особенно не злоупотребляйте жёлтым, целиком в жёлтое в разные периоды Средних Веков одевали изгоев (например, проституток, еретиков, евреев, юродивых).

Запрещаютсяцвета, которые невозможно получить натуральными красителями (т.н.«кислотные»).

 

Желательно сообщить консультанту выбранную цветовую гамму костюма.

 

Приложение 2.

Структура ткани.

Рекомендуется однотонная ткань с ровной поверхностью. Самые «надёжные», подтверждаемые распространённой археологией, варианты: простое полотняное переплетение, саржевое, диагональ, сукно (для шерсти). Сукно – это когда ворс шерстяной ткани свалян, и из под него практически не видно переплетения нитей.

 

Бархат использовать при пошиве комплекса костюма на первую ступень не рекомендуется. Ткани с каким-либо рисунком тоже, тем более что они требует особой осторожности при выборе.

 

Саржа Полотняное переплетение «Диагональ»

 

 

Приложение 3.

Типы швов.

Рекомендуется ручной пошив даже своего первого костюма, но скрытые швы можно выполнить на машинке.

Типы швов по находкам в археологии:

На 14 век вы уже вполне можете использовать и шов «назад иголка» в качестве соединительного.

Обработка краёв:

Только не надо использовать машинный оверлок).

 

Обувь вам придётся шить вручную полностью.

Типы швов для пошива обуви:

 

 

 

 

 

Желаю успеха!

И.В.Марющенко