рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Введение в основную ступень

Введение в основную ступень - раздел Образование, Яков Обухов   ...

Яков Обухов

 

СИМВОЛДРАМА

Введение в основную ступень

 

 

Ростов-на-Дону

  Обухов Яков Леонидович, род. в 1966 г., психолог, психотерапевт (Европейский…  

Что такое символдрама?

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919–1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как… Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии… Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив).…

Развитие символдрамы в нашей стране

В январе 2000 г. была создана Межрегиональная общественная организация содействия развитию символдрамы (МОО СРС), работающая в Российской Федерации,… Одна из задач МОО СРС – это организация и проведение научно-практических… Другое важное направление деятельности МОО СРС – организация обучения и стажировок как в государствах СНГ, так и за…

Правила получения образования по символдраме

  1) персональный анализ в рамках индивидуальной и групповой учебной… 2) получение основополагающих теоретических и практических знаний в ходе специальных семинаров (теоретические семинары…

Схема обучения символдраме

 

 

Предшественники символдрамы

Представление образов использовались практически во всех культурах и во все исторические эпохи. В римско-католической традиции наиболее важное и… Появление научной психотерапии принято связывать с развитием психоанализа.… К использованию образов в лечебном процессе прибегали не только первые психоаналитики, но и многие известные…

Формы проведения символдрамы

Символдрама – это важный инструмент в арсенале практикующего психотерапевта и психолога–консультанта. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом, юнгианской психотерапий, психодрамой, гештальт–терапией, игровой психотерапией.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:

1) в форме индивидуальной психотерапии;

2) в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме «звезды» или «ромашки»;

3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Пример рисунка, выполненного матерью и дочерью после совместно представленного образа; мотив «Животные, которые ходят друг другу в гости».

 

Нельзя представлять образы под музыкальное или любое другое звуковое сопровождение, так как при этом нарушается важнейший для символдрамы принцип свободного развертывания бессознательной фантазии в образах. Музыка и шумовое сопровождение могут определять как динамику течения образов, так и их содержание.

Техника символдрамы требует также, чтобы пациент представлял образы только в сопровождении психотерапевта, который, в случае необходимости, может внести в происходящее соответствующе коррективы. Кроме того, присутствие психотерапевта помогает пациенту лучше расслабиться, так как часть функций контроля делегируется психотерапевту, что снимает соответствующее напряжение с пациента.

 

Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1… Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части: 1) предварительная беседа, которая проводится по стандартной схеме (см. раздел «Методика проведения…

Работа с рисунком

Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала… Задание нарисовать пережитое, обычно, дается пациенту после окончания… Всегда необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги и средств для рисования.…

Психотерапевту необходимо обращать внимание и на свои чувства, которые возникают при рассмотрении рисунка, так как это – обязательное условие контроля и анализа собственного контрпереноса.

При анализе рисунка используется и ряд других объективных диагностических критериев, разработанных юнгианским аналитиком Ингрид Олбрихт, заведующей психосоматическим отделением клиники Вернера Виккера в г. Бад Вильдунген (Германия), доцентом Института К.Г. Юнга в Цюрихе (Швейцария).

Один из важнейших критериев – это величина и формат выбранного листа бумаги.

Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.

Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с шизоидной, депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, «маленькие» и «скромные».

Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края. Это один из признаков эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.

Следующий важный диагностический критерий – это наличие специально нарисованных рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых как раз и служит рамка.

Рисунок 8-летнего мальчика окружен специально прорисованной рамкой, что отражает его повышенную тревожность и неуверенность по отношению к внешнему миру; в свою очередь, страх обуславливает агрессивные проявления у ребенка (по принципу «нападение – лучший способ защиты»): представляя луг, мальчик захотел изобразить на рисунке также боевой самолет и автомат М.Т. Калашникова.

 

«Рамка» может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру.

Рамка из незанятого пространства вокруг самого цветка и всего рисунка в целом.

Важно, с какого края рисунка находится рамка. Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а… Следующий диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное… Большое значение имеют средства, которые выбираются для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть…

Символика цвета

Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. На образование символа могут… Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и… Самое сильное эмоциональное воздействие оказывает на человека красный цвет. Это одновременно и самый теплый цвет.…

Символика цвета

 

Символика чисел

Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и… Число «один» символизирует уникальность, целостность, единство. На одном… Число «два» символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для…

Методика проведения символдраматического сеанса

Предварительная беседа

Предварительную беседу принято проводить по такой схеме. Вначале обсуждается актуальное состояние пациента и его самочувствие. Далее можно перейти к… Для символдрамы характерно также обсуждение образа предыдущего сеанса. Обычно…  

Релаксация

После проведения предварительной беседы пациенту предлагается представить образ. Пациент каждый раз сам выбирает, как ему хотелось бы представлять образы: сидя в удобном кресле или лежа на кушетке. Если пациент ложится на кушетку, то психотерапевт садится рядом у его изголовья. Во время представления образов источник приглушенного света должен находится позади пациента.

Сеттинг при представлении образов по методу символдрамы.

Дети младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет) представляют образы, только сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог… В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту… Релаксация не является обязательной составной частью психотерапии по методу символдрамы. Можно просто попросить…

Релаксация

Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой. Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться. Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол

Представление образа

Образ задается пациенту при помощи следующей инструкции.

Попробуйте представить себе какой-нибудь цветок(луг, ручей, дом).

Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует вам ваше воображение.

Или любой другой образ. Все, что вы представите – это хорошо. Мы можем работать с любым образом.

Если вы что-нибудь представите, то расскажите, что вам представляется.

Что сейчас?

Х. Лёйнер разработал ряд стандартных сценариев представления образов определенных мотивов, которые будут подробно рассмотрены в следующих… На каждом сеансе символдрамы во время представления образов психотерапевт…

Какая сейчас погода? Какое небо? Какая температура воздуха?

Какое сейчас время года? Какой месяц?

Сколько сейчас времени? Который час? Что это скорее: утро, день или вечер?

Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение?

Сколько вам сейчас в образе лет? В каком возрасте вы себя представляете? Какому возрасту соответствует ваше настроение? Что это скорее: детство, юность или зрелые годы?

Как вы одеты?

А. Что у вас на ногах? Попробуйте пошевелить пальцами ног... Как вы ощущаете обувь на ногах?

Б. Подышите животом... Как вы ощущаете одежду в области живота и талии?

В. Пошевелите плечами... Как вы ощущаете одежду в области плеч?

6г. Как вы ощущаете одежду в области груди? (Вопрос задаётся женщинам.)

Что бы вам хотелось?

В культурно-лингвистическом контексте характеристики образа, связанные с вопросами о погоде, времени года и времени суток (1, 2, 3), как правило,… 1) общий фон актуального настроения; 2) эмоциональные отношения с матерью (и, прежде всего, на первом году жизни);

Последующее обсуждение

Важнейший принцип психоаналитически ориентированной психотерапии заключается в том, что психотерапевт не дает пациенту никаких прямых интерпретаций… В завершении сессии пациенту дается задание нарисовать свой образ и записать…  

Тесты и стандартные мотивы

  Таблица V: Мотивы и инструменты воздействия по методу символдрамы(H. Leuner, 1994, с. 64; Х. Лёйнер, 1996, с. 11) …

Представьте себе какой-нибудь цветок...

Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует ваше воображение…

Или любой другой образ… Все, что вы представите – это хорошо. Мы можем работать с любым образом…

Если вам что-то представиться, то расскажите, что вам представляется…

Что сейчас?..

Попробуйте дотронуться до стебля цветка. – Какой он на ощупь?.. Какой толщины стебель?.. Насколько он упругий?.. Проведите по стеблю рукой…

Потрогайте листья… Какие они на ощупь?.. Попробуйте дотронуться до верхней и нижней части листа… Сравните свои ощущения…

Какая чашечка у цветка?.. Дотроньтесь до нее… Какие лепестки?.. Какого они цвета?..

Попробуйте дотронуться кончиком пальца до самой середины цветка… Что вы чувствуете?..

Загляните в самую середину цветка… Как она выглядит?.. Что там?..

Как вы ощущаете запах цветка?.. Что вы чувствуете?..

А теперь проследите вниз по стеблю цветка… Где находится цветок?..

Что вы ощущаете, когда смотрите на цветок?.. Какие чувства он у вас вызывает?..

Что находится вокруг цветка?.. Что его окружает?..

Какая сейчас погода?.. Какое небо?.. Какая температура воздуха?..

Какое сейчас время года?.. Какой месяц?..

Сколько сейчас времени?.. Который час?.. Что это скорее: утро, день или вечер?..

Как вы себя чувствуете?.. Какое у вас настроение?..

Сколько вам сейчас в образе лет?.. В каком возрасте вы себя представляете?.. Какому возрасту соответствует ваше настроение?.. Что это скорее: детство, юность или зрелые годы?..

Как вы одеты?.. Что у вас на ногах?.. Попробуйте пошевелить пальцами ног... Как вы ощущаете обувь на ногах?.. Подышите животом... Как вы ощущаете одежду в области живота и талии?.. Пошевелите плечами... Как вы ощущаете одежду в области плеч?.. Как вы ощущаете одежду в области груди?..

Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!

Когда будете готовы, то попрощайтесь с образом… Посильнее потянитесь… И медленно открывайте глаза… Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер,… Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть розу, гвоздику, тюльпан, ромашку, мак, ландыш, хризантему,…

Пример

Райнер, 11 лет, единственный ребенок в семье, сильно привязан к матери. Родители обратились с жалобами на его неуравновешенность и страхи. Он постоянно «цеплялся за мамину юбку» и из-за своей чувствительности не мог установить нормальные отношения со сверстниками.

В образе дерева у него отразилось стремление к матери, желание найти у нее защиту. Ветви спускаются вниз до самой земли так, что под ними можно спрятаться. О дереве Райнер говорит в восторженно-благоговейных словах, что позволяет предположить, что, помимо стремления найти у дерева защиту и покровительство, оно символизирует для него также и эдипальные желания (З. Фрейд, 1905) по отношению к матери.

Райнер представляет себя стоящим внизу под ветвями дерева и говорит, что только отсюда можно увидеть, какая жизнь происходит в кроне дерева: птицы свили себе гнезда, бабочки порхают между веток, пчелы собирают пыльцу и т. д. К дереву приходят козы и коровы, которые обглодали внизу не только листья, но и кору, отчего на стволе дерева образовались раны. «Дереву от этого больно.» Приходит крестьянин и прогоняет животных. Овцы и коровы, очевидно, символизируют оральную зависимость (З. Фрейд, 1905) и инфантильные желания симбиоза с матерью. Ребенок на уровне образного сознания понимает, что затянувшаяся оральная зависимость доставляет страдания матери. Крестьянин, символ интроецированной фигуры отца, помогает преодолеть оральные и эдипальные побуждения.

На вопрос: «Что можно было бы сделать, чтобы спасти дерево от коз и коров?» – Райнер говорит, что лучше всего было бы переставить дерево куда-нибудь, где никого нет, где было бы красиво и где ему никто ничего плохого не сделает (идентификация с образом матери, нарциссические и омнипотентные установки). Но так как дерево пересадить нельзя, он строит, опять же при помощи крестьянина, вокруг дерева забор. Настроение в образе после этого изменилось, «...птицы успокоились, дерево тоже».

Таким образом на символическом уровне ребенок нашел разрешение актуальной для него проблемы. После нескольких сеансов психотерапии его перестали беспокоить страхи, через два месяца у него появились друзья в школе.

Луг

Мотив «Луг» имеет очень широкое символическое значение. Он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гору, дом и т. д. Мотив «Луг» можно использовать на следующем сеансе после теста с цветком, деревом или в качестве вхождения в метод, а также в начале каждого последующего сеанса терапии.

Образ луга – это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, и общий фон настроения.

Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере растительности на лугу. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце, вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов. Луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом.

Если же на первом году жизни ребенок сталкивался с определенными проблемами (болезнь, физическое или психологическое отсутствие матери и пр.), а также в случае депрессивного или тревожного фона настроения, небо может быть серым и пасмурным, все вокруг может быть мрачным и угрюмым, может идти дождь или начаться буря. Осеннее или зимнее время года указывает на, возможно, еще более глубокую, прочнее укорененную базовую фрустрацию оральной потребности. Зимний пейзаж часто связан с характерным для подросткового возраста механизмом защиты по типу аскетического поведения [6] В общих чертах, осенняя ситуация наводит на мысль о печальном, плохом настроении, весенняя – об оптимистическом ожидании, а летняя – об удовлетворяющем чувстве исполнения чего-то (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996).

Материнская символика луга может быть еще более акцентирована тем, что на нем пасутся коровы.

Следует расспросить пациента о размерах луга и о том, что находится по его краям. Иногда представляют бесконечно протянувшиеся луга, уходящие на многие километры вдаль. В этом проявляется недостаточная дифференциация границ собственного Я (З. Фрейд, Очерки по психологии сексуальности, 1905; Я и Оно, 1923) и иллюзорные ожидания относительно будущей жизни. Другая крайность – очень небольшая, окруженная со всех сторон лесом поляна, что может свидетельствовать о депрессивных тенденциях, подавленном состоянии, зажатости, закомплексованности.

Работа с мотив «Луг», конечно, не исчерпывается изложенной здесь диагностической стороной. Представление луга имеет выраженный психотерапевтический эффект. В техническом отношении пациенту предлагается делать на лугу все, что он хочет. При этом задается вопрос: «Что бы Вам хотелось сейчас сделать?» У пациента могут появиться такие желания, как погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т. д. Другими словами, психотерапевт занимает так называемую разрешительную, всё позволяющую позицию и в некоторой мере даже представляет пациенту ведение.

Нередко пациент оказывается в растерянности, не зная, что ему делать на лугу. В этом, как и в целом в символдраме, проявляются наиболее типичные для данного человека тенденции поведения, которые, как правило, свойственны ему также и в реальной жизни, хотя они не всегда им осознаются. Если пациенту не приходит ничего в голову, что бы он мог сделать на лугу, то, наверное, и в обычной ситуации он не знает, что ему делать и что доставит ему радость. Такой человек не привык следовать собственным желаниям и импульсам. Он скорее склонен к пассивной установке и предпочитает получать указания и инструкции от других людей. Предоставление свободы может, таким образом, вызвать у него тягостное и беспомощное состояние, поставив его перед внутренней дилеммой. Подобная пассивная установка может быть частью нарушения, коррекция которого очень сложна и трудоемка.

Мотив луга можно давать пациенту как один раз, так и на многих последующих сеансах. Он может оставаться также только коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы.

Трудности для начинающих психотерапевтов могут быть связаны с проблемой, каким образом и как часто следует задавать во время сеанса уточняющие вопросы. Как уже отмечалось, такие вопросы могут способствовать тому, чтобы образы переживались более ясно, более четко, в более ярких цветах, чтобы появлялись новые детали, и образ в целом становился богаче. С другой стороны, вопросы, не подходящие к сценарию и настроению пациента, могут вызвать негативный эффект.

Как показывает опыт, стиль и технику ведения символдрамы можно освоить только в ходе специальных обучающих семинаров. В таких семинарах участники разбиваются на пары или тройки и попеременно меняются ролями: один становится пациентом, другой психотерапевтом, получая от партнера обратную связь, – какое впечатление производит его стиль ведения. Все это контролируется и анализируется преподавателем, ведущим семинар. Своими впечатлениями делится вся остальная группа.

Рисунок к мотиву «Ручей»

Ручей

Ручей – это орально-материнский символ, отражающий также динамику внутренних психических процессов и психическое развитие в целом, показывающий, насколько непрерывно, гармонично и последовательно протекает внутренняя психическая жизнь. Кроме того, вода – это животворящее начало, плодотворный и исцеляющий элемент.

Ручей – это текущая вода, которая из источника по различным потокам устремляется к морю и вливается в него. Таким образом, основное глубинно-психологическое значение этого многогранного мотива – постоянно текущего потока – символическое выражение текущего психического развития, беспрепятственного развертывания психической энергии. В то же время вода как одна из фундаментальных стихий мироздания, как основополагающий «элемент» жизни воплощает в себе жизненную энергию. Она освежает и оживляет. Жизнь немыслима без воды. В этом отношении вода принадлежит к области представления о плодородии.

Большой ручей или река могут представлять собой также и границу, которую можно преодолеть по мосту или на пароме, а также вброд.

Мотив «Ручей» задается, опираясь на мотив «Луг». Нередко ручей на лугу напрашивается как бы сам собой. В других случаях можно сказать пациенту, что, наверное, где-то поблизости может быть ручей. Такое структурное предложение с мягким внушением, содержание которого остается, однако, совершенно неопределенным, можно считать проективной техникой, когда как бы задается ядро кристаллизации, вокруг которого на символическом уровне манифестируются и проявляются основные психологические проблемы.

Далее пациента просят описать ручей. Ручей может быть как маленькой канавкой, так и широким потоком, рекой. Пациента расспрашивают о таких признаках, как скорость течения, нет ли запруд, о чистоте, температуре и прозрачности воды, характере берегов и растущей по берегам растительности. В норме на ручье заметно обычное течение, вода чистая, прозрачная и прохладная (но не ледяная), приятная на вкус.

Ребенок на берегу ручья

В ходе психотерапии после того, как пациент описанным выше образом подробно рассмотрел и описал ручей, ему предлагается выбрать, пойти ли вверх по… У самого источника вода может идти из-под земли, из скалы или из искусственно… Бьющий из лона «матери-земли» чистый, освежающий и прохладный источник символизирует оральное материнское обеспечение,…

Движение вниз по течению ручья можно также облегчить, если предложить пациенту представить, что он пустил по течению ручья кораблик и сопровождает его, идя вдоль берега.

 

В устье реки пациент может встретить портовый город с деловой жизнью. Но, может быть, река вливается в простирающийся далеко на равнине ландшафт. Каждая сцена имеет свое собственное, соответствующее данному месту значение. На море можно предложить пациенту искупаться или поплавать. Море в конце реки – это особый случай мотива «воды» и считается обычно символом бессознательного.

 

Примеры[7]

8-летняя девочка с большой, очень некрасивой и доставляющей неприятности бородавкой на большом пальце в сопровождении своей бабушки пришла на прием к врачу. После обычных предварительных мероприятий врач провел с ребенком сеанс символдрамы. Он попросил ее представить ручей. Это получилось без труда. Потом он попросил девочку подержать палец с бородавкой какое-то время в представляемом ручье. Никаких комментариев он больше не делал и отпустил пациентку и бабушку домой. На повторном приеме три дня спустя девочка рассказала, что бородавка засохла и отвалилась, что и было на самом деле.

9-летняя девочка уже больше года страдала рецидивирующей крапивницей. С ней было проведено несколько сеансов символдрамы с представлением сцен купания, и была обсуждена выявленная тем самым конфликтная проблематика. После нескольких коротких рецидивов кожное заболевание исчезло полностью, и в течение 3 лет последующего наблюдения не было выявлено ни одного проявления крапивницы.

С 47-летней женщиной проводилась психотерапия по методу символдрамы в связи с невротическими расстройствами. При представлении ручья она захотела попробовать воду на вкус, попила ее, умылась. Спустя некоторое время она рассказала, что в течение ряда лет страдала язвенным стоматитом, по поводу чего безуспешно лечилась, а после того, как в образе, во рту была вода из воображаемого источника, неожиданно для нее наступило улучшение.

6-летняя девочка с невротически обусловленным заиканием представила, как пускает по течению ручья кораблик, и сама пошла вдоль берега, наблюдая за его движением. Кораблик попал в водоворот и начал тонуть. Пациентка подтолкнула его рукой, после чего кораблик продолжил свой путь к морю. После окончания представления образа девочка уже не заикалась. Водоворот в данном случае можно рассматривать как символическое отражение стагнации речевых процессов, которая была успешно преодолена.

 

Гора

Мотив «Гора» чрезвычайно важен и особенно показан в случае проблем соперничества, пассивности, неуверенности в себе, сложностей в достижении цели, половой идентификацией, а так же при заикании. Его хорошо использовать при лечении различных видов депрессий. Подъем на воображаемую гору и особенно спуск с горы помогают проработать проблему потерь, лишений, понижения социального статуса. Если при помощи мотивов «Луг» и «Ручей» прорабатывается, прежде всего, орально-материнская проблематика, то «Гора» – это скорее эдипальный мотив, затрагивающий половую идентификацию, отношение с родителями и другими значимыми, авторитетными фигурами.

Мотив «Гора» включает в себя четыре основные составляющие:

1 – рассматривание и точное описание горы издалека;

2 – подъем в гору;

3 – описание открывающейся с вершины горы панорамы;

4 – спуск с горы.

Первые три составляющих – обязательны при работе с мотивом «Гора», в то время как спуск с горы очень желателен, но все же не обязателен. Если не остается времени, то можно попрощаться с образом на вершине горы.

При рассмотрении горы со стороны важно как можно подробнее описать ее форму, высоту (приблизительно сколько метров), что на ней растет и растет ли вообще что-нибудь, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т. д.

С объектной точки зрения, гора – это репрезентация наиболее важных для пациента объектов. Гора, например, может производить впечатление чего-то «острого и зазубренного, но неприступного», или «широкого, массивного и инертно лежащего, как чудовищная неподвижная масса», или чего-то «возвышающегося, выдающегося, доминирующего» (т. к. гора находится в просторной долине), но в то же время «неприступного массивного и внушающего благоговение» (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996).

Если мы рассмотрим конфигурацию гор, то горы с острой вершиной связаны, прежде всего, с отцовско-мужским миром, а горы с округлой вершиной или такие, чей силуэт приблизительно напоминает лежащую или сидящую девушку, – с материнско-женским.

Отцовско-мужские горы

Материнско-женские горы

Сигналом об особенно выраженной объектной зависимости можно считать случай, когда пациент представляет себя в центре горного массива, в котловине, окруженный со всех сторон кольцом гор.

Иногда воображаемая гора даже внешне напоминает женские и мужские гениталии.

После этого задается особенно важный вопрос: хотел бы пациент подняться на эту гору? Перед пациентом ставится задача, от осуществления которой он… Подняться на отцовско-мужские и материнско-женские горы предлагается как… Пример[8]

На вершине горы

Символическое значение подъема в гору связано с теми задачами, которые ставит перед нами жизнь. Некоторые люди ставят перед собой высокие или даже… Особо усердным и всегда готовым к работе людям даже не нужно предлагать… Тяжелые невротические нарушения при восхождении могут проявляться в том, что тропа становится едва заметной, пациент…

Кататимная панорама души: вид назад символизирует взгляд в прошлое (там у пациента море – символ бессознательного); вид вперед – ожидание от будущего (там у пациента дома – желание иметь дом, семейный уют; красные крыши указывают на сексуальные желания; во всех домах два окна или окно и дверь – желание иметь интимные отношения в паре).

Диагностическим критерием является нарушения обозрения в каком-то из четырех направлений или со всех сторон. Это типичное сопротивление, вызванное тем, что именно в той части психики, у пациента существуют особо значимые проблемы и конфликты. На это указывают нарушения, когда обзор затруднен в одном или нескольких направлениях облаками, туманом, другими горами, скалами, деревьями и т. п. При этом пока неизвестно, в чем суть проблемы, но уже ясно, где она находится: в прошлом, в будущем, в эмоциональной или в рациональной сфере.

Социальной адаптированности пациента соответствует степень освоенности человеком ландшафта. В норме в открывающейся с вершины горы панораме будут присутствовать населенные пункты, дороги, возделываемые человеком поля и другие продукты человеческой деятельности. Если же взору открываются только бесконечные леса, горы, степи и пустыни, то это может говорить о недостаточной социальной адаптированности пациента.

Ландшафт души: вид слева символизирует эмоциональную сферу (там у пациента возделываемый участок земли и домик, что говорит о социальной адоптированности в эмоциональной сфере); вид справа символизирует рациональную сферу (там пациент представил три храма – определенный рационально-когнитивный ориентир в жизненных ценностях).

Примечательно, что в ходе курса психотерапии, происходит преобразование ландшафта. На первых этапах психотерапии в наблюдаемой с вершины горы панораме часто предстают картины ранней весны – марта или апреля. Если повторять подъем на гору в ходе длящейся 20–30 сеансов психотерапии, то ландшафт преобразуется от весны к лету, вплоть до времени сбора урожая с золотыми нивами. Параллельно этому образ обогащается свидетельствами человеческой деятельности и структурированием природы: на полях работают люди, становятся видны деревни и поселки, вдали даже крупный город, внизу протянулись дороги, шоссе и линии электропередач, – бесхозные прежде части природы становятся все более и более культивированными. В то же время ландшафт делается плодороднее, появляются реки и озера. Прежде крайне высокие горы и горные цепи становятся ниже, взгляд проникает все дальше.

Такое развитие кататимной панорамы указывает на то, что в смене времен года отражается бессознательная оценка самим пациентом хода развития процесса психотерапии. Повышенная оживленность указывает на развитие и обогащение механизмов функционирования Я (А. Фрейд, 1936; З. Фрейд, 1923). Параллельно, обычно, расширяется радиус активных действий и в реальном поведении. Наблюдается определенная синхронность между преобразованием кататимной панорамы и развитием психотерапевтического процесса.

Для объективной оценки катитимной панорамы и сравнения ее с последующим развитием, в ходе дальнейших сеансов психотерапии, пациенту предлагается схематично нарисовать наблюдаемую с вершины горы картину – так называемую квази-картографическую панораму.

При оценке признаков нарушения следует рассмотреть сам ландшафт. Ситуация, когда взору открываются только облака или все настолько туманно, что вообще трудно разглядеть детали, встречается редко. Обычно пациенты, живущие в средней полосе, представляют, как правило, среднеевропейские ландшафты. Экзотические ландшафты, такие как бесконечно широкие саванны, пустыни или другие невозделанные территории, сигнализируют о проблемах. То же самое относится к ситуации, когда вокруг покоренной горы возвышаются другие горы (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996).

Последний этап – спуск с горы. После того, как пациент достаточное количество времени побыл на вершине горы, увидел и описал открывающуюся с нее панораму, психотерапевт предлагает пациенту спуститься вниз, предложив, на выбор, воспользоваться либо той же дорогой, либо пойти другим путем. С диагностической точки зрения, спуск показывает отношение пациента к потерям, неудачам, проигрышам, к понижению своего социального статуса и престижа. Возвращение в исходную местность не всегда проходит безболезненно. Для некоторых спуск бывает труднее, чем восхождение. Особенно неохотно спускаются вниз пациенты с высоким уровнем притязаний. Другие чувствуют себя на вершине горы незащищено, неуютно, одиноко, отрезанными от мира людей. Им приятно вернуться вниз, в мир человеческих жилищ. Перед началом спуска, особенно если пациент медлит, психотерапевту следует спросить пациента о его чувствах.

При спуске вниз, пациента просят описывать детали ландшафта, по которому пролегает его путь, обращая внимание, не перепрыгивает ли он через реальную ситуацию, как это обычно делают пациенты с истерической структурой личности, непосредственно сообщая: «Я уже внизу». После того, как пациент спустится вниз (часто он возвращается на луг, с которого он отправился в путь), его просят вновь описать окружающий ландшафт. При этом нередко происходит так называемое синхронное преобразование: луг изменяется в отдельных деталях или в более существенных чертах; трава, как правило, становится выше и сочнее; цветы раскрываются; погода улучшается; ландшафт становится шире и просторнее. Сама гора теперь кажется меньше и не такой неприступной. В основе таких положительных синхронных преобразований лежит, по всей видимости, тот факт, что удачное восхождения на вершину горы и переживание открывающейся с нее панорамы оказывают воздействие на бессознательные структуры переживания образов, усиливая Я пациента (А. Фрейд, 1936; З. Фрейд, 1923), способствуя его самоутверждению и идентификации (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996).

Следует учитывать, что этот мотив «Гора» может занимать в некоторых случаях больше времени, чем обычно продолжается представление других мотивов. Восхождение на гору целесообразно повторять в ходе курса психотерапии несколько раз.

Дом

Мотив «Дом» очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывание мотива «Дом» также требует больше времени, иногда даже два и более сеансов. Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный материал. По этой причине мотив «Дом» следует предлагать только таким пациентам, которые уже хорошо освоились с методом символдрамы и которых психотерапевт может считать способными выдержать определенную психологическую нагрузку. Мотив«Дом» следует по возможности повторять несколько раз.

З. Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей. В мотиве «Дом», в его комнатах и служебных помещениях, в том, как они оборудованы, находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи. В мотиве «Дом» проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние. Различные помещения дома символизируют различные стороны личности. Специально посвященная мотиву «Дом» книга психотерапевтов Эдды Кессманн и Ханнелоры Айбах называется «Там, где живет душа» (E. Klessmann, H. Eibach, 1993).

Техника работы с мотивом «Дом» предполагает, что после представления образа луга пациента просят представить себе, что он видит какой-нибудь дом. При этом следует избегать каких-либо конкретных заданий и описаний. Еще лучше, если пациент сам встречает на своем пути дом.

Пациента просят, прежде всего, описать дом снаружи, а также все, что находится вокруг него. Например, если есть сад, то можно спросить о его состоянии, о настроении образа и т. д. Внешний вид дома имеет важное диагностическое значение. В норме дом предназначен, как правило, только для одной семьи. Это одно-, двух-, максимум трехэтажное строение, частный дом, дача или вилла.

Дом

Пациенты с грандиозными ожиданиями и завышенной нарциссической самооценкой могут представлять замок, в котором, возможно, будет тронный зал с троном. Девочки с истерически-демонстративной структурой личности часто представляют себе красивый замок в стиле барокко, с гуляющими по парку фрейлинами. Маленькая хижина указывает на недостаточно развитое самосознание пациента. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру. Если пациент представляет себе офис фирмы, учреждение, гостиницу или что-то подобное, то можно предположить, что его интимно-личные переживания либо сильно защищены, либо он ими явно пренебрегает, в особенности, если в доме мало жилых помещений или их вообще нет. Признаком нарушения, характеризующим эксгибиционистские и истерически-демонстративные тенденции, можно считать представление прозрачного дома целиком из стекла, когда видно все, что в нем происходит.

Можно выделить также половые особенности при представлении мотива «Дом». Эрик Эриксон (E.H. Erikson, 1984) считает, например, что способ, каким мальчики и девочки строят из кубиков игрушечный домик, позволяет констатировать «характерные половые различия». «Мужской» дом определяется категорией «высоко/глубоко». Он включает в себя как «высокие структуры» (башни), так и их противоположность: «обвалы, руины, встречающиеся исключительно у мальчиков». Девочки же занимаются в основном «внутренним обустройством дома».

Мотив «Дом» во многом ситуативен. В различные периоды в разных состояниях один и тот же пациент может представлять мотив дома по-разному.

Примеры

Закомплексованныйи замкнутый 11-летний мальчик представил себе бетонный бункер без окон и дверей. (H. Leuner, G. Horn, E. Klessmann, 1990, с. 24)

В образах у молодой девушки на протяжении многих сеансов всякий раз появлялись гостиницы и учреждения. В них не было ничего личного и домашнего. Но после того, как пациентка вдруг неожиданно влюбилась, она представила себе вместо этих строений идиллическую картину лесного дома, окруженного садом с роскошными цветами, зрелыми огурцами и тыквами. Внутри дома она нашла декорированную охотничьими ружьями и трофеями библиотеку. (H. Leuner, G. Horn, E. Klessmann, 1990, с. 24)

19-летняя выпускница школы, страдающая выраженным невротическим расстройством, представляет себе высотный дом. Он поднимается выше облаков, а на его вершине еще продолжаются строительные работы. Там работает много строителей вместе с самой пациенткой, так как этот дом должен стать еще выше. Здание сужается в остроконечную верхушку, раскачиваясь на сильном ветру из стороны в сторону. (сверхъестественная высота дома отражает сверхвысокий уровень притязаний пациентки, ее чрезмерно высокие требования со стороны садистического Сверх-Я (З. Фрейд, 1923), которое уже в раннем возрасте было заложено ее отцом. Форма дома символизирует, по всей видимости, также и фаллические фантазии пациентки, которая стремится, поднявшись на вершину дома, идентифицироваться со своим отцом.)

С верхней площадки, площадью примерно в 1 м2, вниз с «жутким криком» срываются трое рабочих (латентные агрессивные тенденции). Пациентке же еще удается держаться. Панораму внизу ей частично закрывают облака. По сторонам она видит покрытые снегом горы, которые намного меньше высотного дома (невротически завышенный уровень притязаний, нарциссическая самооценка). С другой стороны вырисовывается море с кораблями (истерическая идеализация ландшафта). Она продолжает строить дальше дом, чтобы подняться еще выше. Наконец здание становится таким большим, что она добирается до двери, ведущей на небо. (Восхождение на небо свидетельствует о желании пациентки приблизиться к Б-гу Отцу.)

Через забавно-современную самооткрывающуюся стеклянную дверь (истерические тенденции) она вступает на небо. Ее останавливает страж. Она «жутко» умоляет его, чтобы он связался по телефону, может быть, с самим Господом Б-гом. Затем приходит женщина, какая-то святая в белых одеждах, босая с венком роз на голове, черными волосами, голубыми глазами и совершенно белой кожей. Она слегка окидывает взглядом пациентку и ведет ее затем по длинным переходам. Кругом все холодно, голо и сухо, как в научно-фантастическом фильме. Женщина же, напротив, милая, сердечная и доброжелательная. Исхудалые арестанты с наголо остриженными головами тащат повозку, на которой сидит черт (эдипальная проблематика: черт символизирует «злого отца», который и в реальной жизни использовал жестокие наказания, в то время как Б-г символизирует в данной сцене «доброго отца»; в целом описанную сцену можно считать выражением столкновения с мужским фаллическим миром, с которым пациентка себя отчасти идентифицирует). Он больше похож на зверя, на волка, с рогами, конским хвостом и копытами. При виде его женщина падает на колени. (Образ сопровождающей пациентку юной святой относится, как можно заключить из анамнеза, скорее всего к ее сестрам, которые были отчасти ближе к отцу, чем она сама.)

Черт высокомерен, он приказывает остановить повозку, спускается вниз, чтобы обратиться к пациентке. При этом он огромного роста, страшный и грозный. Ему хотелось бы принудить ее тоже встать на колени. Она отказывается, тогда черт приказывает своей свите бить ее в лицо, в живот, пока она, ужасно истекая кровью, не остается лежать в проходе, а черт едет дальше (аутоагрессия, самонаказание за направленные на отца эдипальные желания).

Женщина теперь перевязывает пациентку, которая может идти дальше только на костылях. Мимо проносятся боевые колесницы, так что приходится прижиматься к стенам. Ими управляют римляне с типичными профилями, «ужасно гордые и необузданные», но, несмотря на всю надменность, римляне все же импонируют пациентке (проявление стремления к агрессивно-мужскому, воинственному миру, представленному в образе черта и импонирующих фигурах римских воинов). У пациентки появляется чувство головокружения (защита против сексуальных желаний). Пациентка боится, что эти боевые колесницы ее задавят. Сеанс приходится прервать. (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996)

Уже при внешнем рассмотрении дома следует спросить пациента, что он ему напоминает. Иногда дом бывает похож на собственную дачу, дом бабушки или других важных близких людей. Это же относится и к внутренним частям дома. Данный критерий позволяет судить об объектной зависимости пациента от значимых для него лиц.

Обходя вокруг дома, можно столкнуться с неожиданностями. Например, если передний фасад выглядит привлекательно, то задняя сторона дома, напротив, может выглядеть как старый разваливающийся сарай.

Дверь в дом, как правило, бывает открытой. В самом же доме обычно никого нет. Но если все же в доме встречаются люди, тем более если это повторяется из образа в образ, можно сделать вывод о объектной зависимости. Пациент в этом случае еще не освободился от какой-то важной личности, игравшей определяющую роль в его раннем детстве и «воспринятую» в его Я и Сверх-Я (З. Фрейд, 1923) на уровне интроекта.

Но самое главное, что может дать мотив дома в плане психодиагностики и психотерапии, связано с осмотром его внутренних помещений. Поэтому следует спросить пациента, хочет ли он осмотреть дом изнутри. Как правило, это удается без проблем. Некоторые нерешительные пациенты могут возразить, что дом чужой и в него заходить нельзя. В таких случаях рекомендуется обсудить с пациентом причины его нерешительности, сдержанности, которые он, возможно, проявляет также и в обычной жизни.

Когда пациент заходит внутрь дома, следует попросить его точно описать все, что он там видит. Пациент сам определяет последовательность осмотра помещений дома. При этом следует обратить внимание, в какие помещения пациент направится сначала, а какие он избегает. Избегание определенных помещений в доме связано с вытесняемыми проблемами.

Особое значение имеет кухня как место, где находится и готовится еда. Кухня символизирует отношение с матерью и отражает прохождение пациентом оральной стадии (З. Фрейд, 1905). При этом, с точки зрения диагностики, важно, что пациент видит на кухне. Идеально убранная, сверкающе чистая, современная кухня с мебелью из новых материалов, что даже возникает вопрос, а используется ли она вообще, символизирует идеализацию так называемой «гипер-мамы». Совсем по-другому выглядит покинутая кухня с грязными тарелками, мусором, объедками еды, сидящими на них мухами, что характерно для ранних депреваций на оральной стадии. Это, в свою очередь, может стать предпосылкой для последующего развития депрессий, психосоматических заболеваний, деликтвентного, криминального поведения.

Пациента просят заглянуть в холодильник или кладовку и посмотреть, какие там есть продукты и есть ли они вообще. Наличие и качество запасов продуктов характеризует степень удовлетворения оральной потребности на первом году жизни (З. Фрейд, 1905). Если продуктов много, это говорит о хорошем удовлетворении оральной потребности и полноценных эмоциональных отношениях. Если же холодильника или кладовки вообще нет или в них находится лишь совсем немного продуктов, которых едва ли хватит на следующий день, это может свидетельствовать о фрустрации оральной потребности. Состояние кухни и хозяйственные запасы позволяют сделать выводы об установке пациента к оральному миру наслаждения. Иногда они могут быть полностью вытеснены. В этом случае кухни и кладовки может вообще не быть. И наоборот, чрезмерное акцентирование орального мира проявляется в изобилии изысканных, вкусных продуктов.

Как дополнение к мотиву кухни следует обратить внимание на хозяйственные запасы в подвале или погребе.

Погреб отражает анальную проблематику. Пациенты осматривают его обычно не в первую очередь. Вполне может быть, что запасы вместо того, чтобы храниться на кухне, в изобилии сложены в подвале. Это может говорить об анально-аскетической позиции на фоне сильной оральной потребности в гарантированном обеспечении.

Описание жилой комнаты или гостиной позволяет сделать вывод об экстравертированном или интровертированном типе личности (К.Г. Юнг, 1923). Следует попросить описать царящую в этом помещении атмосферу, мебель и интерьер. В некоторых случаях можно предложить пациенту соответствующие атрибуты описания, такие как «уютно», «современно», «симпатично», «легко» или, наоборот, «мрачно», «неуютно», «отталкивающе», «старомодно» и т. п.

Особое значение придается спальне, символизирующей интимно-сексуальную сферу личности. В спальне следует описать кровать: односпальная она или двуспальная; если двуспальная, то состоит ли она из одной широкой кровати или из двух отдельных; если в комнате несколько кроватей, то как они расположены друг относительно друга. Следует спросить, каким покрывалом накрыта кровать, какого оно цвета. Если двуспальная кровать состоит из двух отдельных кроватей, то важно – накрыта ли она одним большим или двумя отдельными покрывалами. Важное значение имеет постельное белье на кровати, чистое оно или грязное; если чистое, то спали ли уже на нем или оно только что из стирки. Все эти критерии характеризуют зрелость и готовность пациента к интимным отношениям, а также позволяют судить о той внутренней дистанции, которая необходима пациенту в интимных отношениях.

Далее следует попросить пациента посмотреть, что находится в шкафах, на ночных столиках или в тумбочках. Если, например, девушка-подросток обнаружит в шкафу старомодное платье, которое подошло бы разве что ее родителям, то из этого можно заключить, что она вытесняет для себя сексуальные или похожие на брак отношения.

Эдипальная проблематика, т. е. эмоциональная привязанность сына к матери, а дочери к отцу (З. Фрейд, 1905), может проявляться в смешении находящейся в шкафу одежды или обуви пациентки с одеждой или обувью более старшего мужчины, который мог бы стать ее отцом, и, наоборот, одежды молодого мужчины с платьями более старшей женщины. Особое внимание следует обратить на обувь, эротическое значение которой выражается в ее особой модности и элегантности. И наоборот, вытеснение эротической составляющей выражается в том, что обувь может быть неуклюжей, поношенной и непривлекательной.

В ящиках ночного столика также могут находиться различные личные вещи, которые могут характеризовать их владельцев.

Если пациент уверен, что одежда, обувь или другие предметы принадлежат какому-то другому человеку, то это свидетельствует о сильных тенденциях вытеснения и об объектной зависимости от определенных интроектов.

Осматривая чердак и подвал, пациент может обнаружить старый сундук, ящик или шкаф. Можно попросить пациента исследовать их содержимое. В них могут быть особо значимые в прошлом предметы, такие как игрушки, старые платья, семейные альбомы, книжки с картинками и другие предметы воспоминаний. При рассмотрении этих вещей можно выйти на важные для всего хода психотерапии воспоминания.

Можно спросить, хотел бы пациент сам жить в этом доме. Некоторые пациенты могут даже рассматривать развешенные на стенах картины, что также служит диагностическим материалом. Другой диагностический критерий – это чрезмерная чистота и порядок в доме или в отдельных его помещениях. Он может говорить об анальной установке, обуславливающей навязчивое стремление к чистоте, что, в свою очередь, связано с навязчивыми чертами личности.

Если осмотр дома не удается довести до конца в течение одного сеанса символдрамы, то оставшуюся часть дома следует исследовать на следующем сеансе. Однако, ввиду сложности мотива дома, его не следует вводить слишком рано. Психотерапевту, особенно начинающему, лучше вначале воздерживаться от толкования и анализа значения образа дома для пациента.

Как и в мотиве «Гора», образ дома изменяется в процессе психотерапии, а также под воздействием сильных переживаний, например, влюбленности. В ходе благоприятного развития психотерапии образ дома становится все более гармоничным и совершенным.

Опушка леса

Задание мотива «Опушка леса» направлено на ожидание существа, которое выйдет из темноты леса на опушку. Лес при этом символизирует бессознательное.… Если сравнить символику леса с другими символами бессознательного, такими как… В работе со взрослыми пациентами не рекомендуется, чтобы пациент в этом образе входил в лес. Пациента просят…

Литература

1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я. Л. Обухова. М., «Эйдос», 1996

2. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4

3. Обухов Я.Л. Образ–рисунок–символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44–54

4. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. – Харьков: Регион-информ, 1999

5. Обухов Я.Л., Белоцерковский Г.М.: Кататимно-имагинативная психотерапия: введение в основную ступень. – Ида-Вирумаа 2002

6. Павич М. Последняя любовь в Константинополе. Пособие по гаданию / Пер. с серб. Л. Савельевой. – СПб.: Азбука 1999

7. Русских, Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х. Лёйнеру). // Журнал практического психолога, 1996, № 5

8. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., ММПП «Эси», 1994

9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы (1936). М., «Педагогика-Пресс», 1993

10. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., «Медицина», 1991

11. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности (1905). М., 1989

12. Фрейд З. Я и Оно (1923). // Фрейд З. Избранное. М., Внешторгиздат, 1989

13. Юнг К. Психологические типы. М., 1923

14. Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М., «Канон», 1994

15. Desoille R.: Introduction a une psychotherapie rationelle. P.U.F., Paris 1945

16. Erikson E.H. Kindheit und Gesellschaft, Klett-Cotta, Stuttgart 1984

17. Frank L.: Über Affektstörungen. Berlin 1913

18. Freud S. (1895). Studien über Hysterie, GW I, Imago London 1942

19. Happich C.: Das Bildbewußtsein als Ansatzstelle psychischer Behandlung. Zbl. Psychother. 5 (1962) 633

20. Hennig, H.: Psychotherapie mit dem Katathymen Bilderleben – Grundlagen und Praxis der psychotherapeutischen Arbeit mit dem Tagtraum. VEB Thieme-Verlag Leipzig 1990

21. Hennig, H.; E. Fikentscher u.a.: Kurzzeit-Psychotherapie in Theorie und Praxis. 2. Aufl., Pabst Lengerich 1999

22. Kernberg O.F. Borderline-Störungen und pathologischer Narzißmus, Suhrkamp, Frankfurt/M 1980

23. Klessmann E., Eibach H. Wo die Seele wohnt: das imaginäre Haus als Spiegel menschlicher Erfahrungen und Entwicklungen, Huber, Bern, Göttingen, Toronto 1. Aufl.1993

24. Kohut H. Narzißmus, Suhrkamp, Frankfurt/M 1981

25. Kretschmer E.: Medizinische Psychologie. 14. Aufl., hrsg. von W. Kretschmer. Thieme, Stuttgart 1975

26. Leuner H. Lehrbuch des Katathymen Bilderleben, Huber, Bern 3. Aufl. 1994

27. Leuner H., Horn G., Klessmann E. Katathymes Bilderleben mit Kindern und Jugendlichen, 3. Aufl. Reinhardt, München 1990

28. Psziwyj A. Die imaginative Anwendung des Wassers im Katathymen Bilderleben. In Leuner H. (Hrsg.); Katathymes Bilderleben Ergebnisse in Theorie undPraxis, 2. Aufl. Huber, Bern; Stuttgart; Toronto 1983

29. Schäfer H. Kurztherapie mit dem Katathymen Bilderleben bei Kindern und Jugendlichen (7.–15. Lebensjahr), In: Katathymer Bilderbote Nr. 5, 1991

30. Siefert H. Inkubation, Imagination und Kommunikation im antiken Asklepioskult. In Leuner H. (Hrsg.); Katathymes Bilderleben Ergebnisse in Theorie undPraxis, 3. Aufl. Huber, Bern; Stuttgart; Toronto 1990

31. Silberer H.: Bericht über die Methode, gewisse symbolische Halluzinationserscheinungen hervorzurufen und zu beobachten. Jb. psychoanalyt. psychopathol. Forsch. 1 (1909) 302

32. Silberer H.: Symbolik des Erwachens und Schwellensymbolik überhaupt. Jb. psychoanal. psychopatholog. Forsch. 3, (1912) 621

33. Wilke E.; Leuner H. (Hrsg.): Das Katathyme Bilderleben in der Psychosomatischen Medizin. Bern; Stuttgart; Wien: Huber, 1990

34. Wilke E.: Psychotherapie bei psychosomatisch Kranken. In: Reimer C.; Ecker, J.; Hautzinger M.; Wilke E.: Psychotherapie: Ein Lehrbuch für Ärzte und Psychologen. Berlin, Heidelberg, New York: Springer, 1996

 


ГЛАЗ ГОРА –

СИМВОЛ КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Популярный в Древнем Египте амулет «Глаз Гора», был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метода символдрамы… Гор сын Осириса, бога возрождения, и Исиды, главной богини женского начала, в… Злой бог пустынь Сет, брат Осириса и Исиды, подло погубил Осириса, разрубил его на 14 кусков и разбросал их по всему…

Этапы развития символдрамы Ханскарлом Лёйнером

1954 г. Первая публикация Х. Лёйнера «Контроль интерпретации символов в экспериментальном методе» считается днем рождения символдрамы. 1955 г. В статье «Экспериментальное Кататимное переживание образов как… 1955 – 1957 гг. Х. Лёйнер разрабатывает техники психотерапевтической работы с символическими существами. Чтобы…

– Конец работы –

Используемые теги: Введение, Основную, ступень0.044

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Введение в основную ступень

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Паліномы ад адной літары: азначэнне, аперацыі з паліномамі. Ступень палінома. Ступень сумы і здабытку палінома
АЗН Найбольшым агульным дзельнікам f x і g x наз такі іх агульны дзельнік d x які дзел на сякі іншы агульны дзельнік гэтых палінома...

ЛЕКЦИЯ–ВВЕДЕНИЕ Тема лекции: Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности . Взаимодействие человека и окружающей среды
Тема лекции Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности... Цель лекции изучить источники возникновения развитие науки Безопасность жизнедеятельности е исторические основы...

И.К. БЕЛЯЕВ ВВЕДЕНИЕ В РЕЖИССУРУ
ВВЕДЕНИЕ В РЕЖИССУРУ Курс для документалистов И К Беляев Введение в режиссуру Курс для документалистов... Часть I НУЖЕН ЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЮ... Часть II...

Елена Васильевна Васильева, Татьяна Владимировна Макеева Экономическая теория: конспект лекций Введение в курс экономической теории Тема 1
Тема Введение в курс экономической теории Предмет методы функции принципы и законы экономической... Микроэкономика... Тема Товарное производство Товар и деньги Сущность и причины...

АВТОМОДЕЛИЗМ: ВВЕДЕНИЕ И СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Большинство новичков сталкиваются с проблемой выбора своей первой автомодели... Задний привод или полный...

Бронников В.М. - Метод Бронникова. 1-ая ступень
УПРАЖНЕНИЕ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ БИОЭНЕРГИИ Исходное положение Упражнение выполняется... УПРАЖНЕНИЕ АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННЫХ... УПРАЖНЕНИЕ ТЯЖЕСТЬ Методика выполнения Ощущение должно...

ВВЕДЕНИЕ В АНЕСТЕЗИОЛОГИЮ
Харьковский национальный медицинский университет... ВВЕДЕНИЕ В АНЕСТЕЗИОЛОГИЮ...

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Магнитогорский государственный университет... Т В Емец... ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ...

Курс лекций В библиотеке БГУКИ имеются учебники: Введение в психологию: Уч. пособие / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Academia, 1996. – 496 с. 88 В 24
Кафедра психологии и педагогики...

КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
СИМОНЕНКО Л П... ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА В разные...

0.023
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Введение в философию Введение в философию... Фролов И Т Введение в философию...
  • Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ... Предмет и основные направления маркетинго вых исследований... История основные этапы развития маркетин говых исследований...
  • Лекции по введению в языкознанию Тема Классификация гласных и согласных... Основные различия между гласными и согласными звуками... Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные В числе основных различий этих двух категорий звуков как...
  • Введение в курс. Курс лекций Начертательная геометрия Курс лекций Начертательная геометрияв которой рассматриваются следующие основные вопросы... Построение изображений или чертежей предметов... Решение геометрических задач в пространстве при помощи чертежей на плоскости...
  • ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ... ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ЛЕКЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПЕРЕХОД ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ...