рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символика чисел

Символика чисел - раздел Образование, Введение в основную ступень В Работе С Конкретным Рисунком, Образом Или Сновидением Мы Сталкиваемся С Сим...

В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же количества стульев вокруг стола на рисунке комнаты.

Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека. При интерпретации символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы.

Число «один» символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это – одиночество, на другом – всеобщность, абсолютность. Если на рисунке явно выделяется один-единственный предмет – это может говорить о нарциссических тенденциях.

Число «два» символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для психодиагностики, сомнение. С другой стороны, «два» – это соединение двух, пара, связь, соответствие.

Наша культура во многом дихотомична. Ее определяют такие пары, как земля – небо, день – ночь, солнце – луна, мужское – женское, душа – тело, добро – зло, право – лево, верх – низ и т. д. Как показывают исследования М. Кляйн, противопоставление символики на две противоположные и взаимоопределяющие категории, соответствует закономерной стадии онтогенетического развития, когда в играх детей около четырехлетнего возраста отмечается классификация по дуалистическому принципу, что, в свою очередь, связано с параноидально-шизоидной стадией нормального детского развития на первом году жизни (Д.В. Винникотт говорит в этой связи о нормальной депрессивной позиции). В мифологии дуалистические мифы характерны для наиболее архаической социальной организации общества.

В числе «два» нет структуры, есть только направление. Структура, а следовательно, и стабильность появляется в числе «три».

Число «три» – это число полноты, совершенства, «три» символизирует развитие, цикл, динамику. Динамическое течение времени также выражается в трехчленной структуре: «начало – середина – конец», «рождение – жизнь – смерть», «прошлое – настоящее – будущее». В сказках, часто встречаются три героя («три сына», «три принцессы»), три социальные функции (например, «три желания»), на троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогии, триптих и т. п.). Степень превосходства часто подчеркивается повторением числа «три» как суперлатива (тридевятый, трисвятый, треклятый).

Число «четыре»– это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу «четыре» придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом «три» для числа «четыре» с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. «Четыре» образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: «огонь – вода – земля – воздух» и т. д.).

Четыре компонента актуализируются в таких важнейших геометрических фигурах, как крест и квадрат. Они оказывают сильнейшее архетипическое и мифопоэтическое воздействие на человека. Квадрат символизирует абсолютное начало, равенство, порядок, простоту, единообразие, мудрость, справедливость, истину. По своему построению он совмещает в себе систему важнейших двоичных противопоставлений, описывающих мир: право – лево, верх – низ. В этом аспекте раскрывается еще один символический смысл числа «четыре» – удвоенное «два». Крест – это один из наиболее распространенных и универсальных символов единства, жизни и смерти, материи и духа, имеющий архетипическое, сакральное, ритуальное значение. Он известен практически во всех культурах в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой Америке, начиная с верхнего палеолита. Крест – это также модель человека или антропоморфного божества (человек с распростертыми руками). Духовный аспект креста – это восхождение духа, устремление к высшему началу.

Число «пять» символизирует скрытое, сокровенное знание, магию. Слово «квинтэссенция» переводится с латинского на русский язык как «пятая сущность». В то же время это число человека, число его тела: руки, ноги и голова. В мифологии число «пять» служит эталоном символического описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (число континентов, число первоэлементов: эфир, огонь, вода, земля, воздух; число органов чувств, внутренних органов, страстей и т. д.).

Число «шесть» символизирует разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей. Это число равновесия.

Число «семь» характеризует общую, в представлении многих культур, универсальную идею Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра, семь тонов в музыке; константа, определяющая объем человеческой памяти, и многое другое). В этом качестве оно представлено в сказаниях, мифах, легендах (семь братьев, семь богатырей, семь гномов, семеро козлят и т. д.). Существует много гипотез, объясняющих универсальный характер «таинственной семерки». Одна из них: «семь» – это четвертая часть лунного месяца, определяющего многие процессы на земле (приливы и отливы, женский цикл и др.). Другая гипотеза связывает число «семь» со звездами и космической энергией. Особо важное значение имеют, при этом, семь звезд в созвездии Большой медведицы.

«Восемь» – это число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе «четыре». Это как бы удвоенное «четыре». С другой стороны, «восемь» – число стагнации, застоя психических процессов. Поэтому появление восьми элементов в рисунке, образе или сновидении должно настораживать при проведении психодиагностики.

Число «девять» воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, «триада триад». «Девять» – это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.

«Десять» – это число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.

Число «одиннадцать» в средневековой Европе долгое время слыло плохим, колдовским, дьявольским числом. «Одиннадцать» считалось числом греха. Связано это с тем, что «одиннадцать» – это уже не «десять», но еще не «двенадцать» – два числа, используемые как основания десятичной и двенадцатеричной систем счисления. «Одиннадцать» как бы обесценивает собой «десять», но еще не дотягивает до «дюжины». «Одиннадцать» – это так же простое число, символ неразрешимого.

«Двенадцать» – это число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы счисления (дюжинами, дюймами, пенсами и т. п.), происхождение которой связано со счетом на пальцах, а именно, по 12 фалангам четырех пальцев руки (кроме большого пальца) с внутренней стороны ладони. Так как это число как бы искусственное, «выдуманное» человеком, а не «природное», оно несет в себе, в основном, только положительное значение (12 часов на циферблате, 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий, 12 верховных богов в Греции и Риме, 12 апостолов, 12 колен Израилевых и т. п.).

«Тринадцать» – это, пожалуй, самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье. Подобно «одиннадцати», оно как бы обесценивает собой «двенадцать» и, в то же время, как бы продолжает, дополняет его.

Подводя итог краткому описанию символики, хотелось бы еще раз напомнить, что не следует стремиться объяснять (толковать) каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок – это, прежде всего, метафора.

Именно таким целостным, метафорическим подходом следует руководствоваться при интерпретации. Желательно воздерживаться от конкретных толкований. Всегда лучше, чтобы пациент сам рассказал психотерапевту, как он понимает символы своего рисунка.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в основную ступень

СИМВОЛДРАМА... Введение в основную ступень Ростов на Дону Обухов Яков Леонидович род в г психолог психотерапевт Европейский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символика чисел

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ростов-на-Дону
на последнюю страницу обложки:   Обухов Яков Леонидович, род. в 1966 г., психолог, психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерап

Что такое символдрама?
Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологи

Развитие символдрамы в нашей стране
История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники

Правила получения образования по символдраме
Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО)и Институт Кататимно-имагинативной психотерапии в г. Гёттингене (Г

Предшественники символдрамы
Использование представления образов для поддержания душевного и физического здоровья известно с древнейших времен. Первые исторические свидетельства относятся к описанию культа Асклепия в Древней Г

Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы
Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительность

Работа с рисунком
Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после сеанса представления образов. Разработана специальная техника диагностической и психокорр

Рамка из незанятого пространства вокруг самого цветка и всего рисунка в целом.
  Важно, с какого края рисунка находится рамка. Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижню

Символика цвета
Анализ рисунка включает в себя оценку основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может од

Символика цвета
  + цвет   любовь, страсть эротическое начало вдохновение красный агрессия

Предварительная беседа
Обычно сеанс символдрамы начинается с предварительной беседы, длящейся от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут). Если предварительная беседа затягивается,

Сеттинг при представлении образов по методу символдрамы.
Если пациент представляет образы, сидя в кресле, то психотерапевт садится обычно напротив пациента на расстоянии 1,5 – 2 м. С инфантильными доэдипальными пациентами (а к ним, как правило, от

Релаксация
Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой. Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться. Пос

Что сейчас?
Пациент представляет с закрытыми глазами образ и рассказывает о нем сидящему рядом психотерапевту, который как бы «сопровождает» пациента в путешествии по его образу. Участие психотерапевта внешне

Что бы вам хотелось?
Эти вопросы можно задавать в любой последовательности, можно повторять несколько раз на любом этапе представления образа. В культурно-лингвистическом контексте характеристики образа, связа

Последующее обсуждение
По окончании представления образов проводится последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут, в ходе которого желательно оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя ни

Тесты и стандартные мотивы
В ходе многолетних экспериментальных исследований на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в Германии Х. Лёйнером были найдены и детально разработаны наиболее эффективные в психот

Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!
А теперь запомните все, что вам представляется, и попрощайтесь с образом… Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его

Ребенок на берегу ручья
Необходимо расспросить о настроении пациента узнать, что бы ему хотелось здесь сделать. В то время как одни не проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, походить по ручью, поискать

Иногда воображаемая гора даже внешне напоминает женские и мужские гениталии.
С субъектной точки зрения, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки пациента. Идеально здоровый человек или хорошо компенсированный пациент в Средней Ев

На вершине горы
Если женщина поднимается на материнско-женскую гору, то тем самым она прорабатывает свои отношения с матерью и свою женскую идентификацию в целом. Символическое значение подъема в г

Опушка леса
Этот мотив имеет самый широкий спектр применения. Он позволяет прорабатывать как глубинные проблемы и бессознательные конфликты первых лет жизни, так и актуальные ситуативные переживания. Цель этог

СИМВОЛ КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Популярный в Древнем Египте амулет «Глаз Гора», был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метод

Этапы развития символдрамы Ханскарлом Лёйнером
1948 – 1954 гг. Экспериментальные исследования Х. Лёйнера в клинике нервных болезней Марбургского университета. 1954 г. Первая публикация Х. Лёйнера «Контроль интерпретации символов в эксп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги