рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Иногда воображаемая гора даже внешне напоминает женские и мужские гениталии.

Иногда воображаемая гора даже внешне напоминает женские и мужские гениталии. - раздел Образование, Введение в основную ступень С Субъектной Точки Зрения, Высота Горы Характеризует Уровень...

С субъектной точки зрения, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки пациента. Идеально здоровый человек или хорошо компенсированный пациент в Средней Европе описывает гору средней высоты (приблизительно 1000 м), поросшую лесом, возможно со скалистой вершиной, на которую он мог бы, хотя, может быть, и с некоторым трудом, но подняться. У невротических пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом, в некоторых случаях даже только кучей песка или грудой снега. Наоборот, явно завышенный уровень притязаний и самооценки проявляется в очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками горе. В невротических случаях гора может быть из папье-маше, из гладких скал, в некоторых случаях ровной и блестящей или зеркально-гладкой из мрамора, так что на нее даже невозможно подняться. Она может иметь также форму сахарной головы с крутыми неприступными стенами, что часто бывает у подростков и незрелых личностей.

После этого задается особенно важный вопрос: хотел бы пациент подняться на эту гору? Перед пациентом ставится задача, от осуществления которой он может в принципе отказаться. Но это происходит, все-таки, крайне редко.

Подняться на отцовско-мужские и материнско-женские горы предлагается как мужчинам, так и женщинам. Если мужчина поднимается на отцовско-мужскую гору, то тем самым прорабатывается его отношение к авторитету отца и усиливается его идентификация как мужчины в целом. Особенно важно это при лечении заикания, т. к. часто одной из важнейших причин логоневроза является авторитарная подавляющая позиция отца.

Пример[8]

Х. Лёйнер лечил гипнозом 18-летнего подростка, уже 4 года страдавшего тяжелым заиканием. Тем не менее, еще оставались остаточные речевые нарушения. Они весьма характерно проявлялись тогда, когда пациент хотел что-нибудь сказать за обеденным столом в присутствии отца или в классе в присутствии мастера, что свидетельствовало о непреодоленной авторитарной проблематике. У пациента было чувство, что он не может противопоставить себя кажущемуся ему выдающимся образу отца.

Учитывая глубинно-психологическую символику горы, Х. Лёйнер предложил пациенту мотив восхождения в гору. Подросток представил себе гору, по форме похожую на «сахарную голову». Сделав определенное усилие, он смог подняться на нее по тропе, серпантином поднимающейся вверх. В открывшейся с вершины горы панораме он увидел на другой стороне долины еще более высокую и существенно более массивную гору, на вершине которой стояла массивная обзорная башня.

Х. Лёйнер сделал вывод, что покоренная гора соответствовала собственному уровню притязаний подростка, связанному с теми достижениями, которых, как ему казалось, ему следовало добиться. Это усиливало сравнение с огромной горой напротив, намного превышающей гору подростка. Эта огромная гора с мощной башней на вершине представляла типичный фрейдистский символ мужского начала, символ отцовско-авторитарного мира.

Исходя из этого Х. Лёйнер предложил следующую гипотезу. Если удастся побудить пациента подняться теперь также и на отцовскую гору с ее башней (как выражение идентификации с отцом, которая до сих пор оставалась нарушенной), то должно произойти изменение в его отношении к отцовскому авторитету.

Прохождение через долину и подъем на большую гору удались, хотя и возникали некоторые трудности. Удался также и подъем на башню. Правда, в последний момент разразилась страшная гроза, которая его так испугала, что без подбадривания психотерапевта он не смог бы подняться на башню.

Пациент очень гордился своим достижением, а психотерапевт, в свою очередь, его положительно комментировал, давая эмоционально-положительное подкрепление. Никаких интерпретаций Х. Лёйнер намеренно не давал.

Когда спустя три дня пациент опять пришел на прием, он сообщил, что у него больше не осталось никаких следов речевого нарушения. Он мог теперь чисто и свободно говорить как в присутствии отца, так и мастера, и даже уверенно отстаивать свое мнение в споре с ними.

Успешное восхождение на символизирующий отцовский мир гору, занятие отцовской позиции, в смысле идентификации с отцом, стало символическим прорабатыванием казавшегося пациенту могущественным образа отца, что усилило Я (З. Фрейд, 1923) подростка и устранило остатки его агрессивной скованности.

Если мужчина поднимается на материнско-женскую гору, то тем самым он прорабатывает свои отношения с матерью. В этом случае в конце представления образа особенно важно спуститься с горы, что символизирует освобождения от зависимости от матери.

Если женщина поднимается на отцовско-мужскую гору, то тем самым прорабатывается ее отношения с отцом и эдипальная проблематика в целом. Часто покорение женщиной вершины горы на бессознательном уровне символизирует для нее желаемое обладание отцом.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в основную ступень

СИМВОЛДРАМА... Введение в основную ступень Ростов на Дону Обухов Яков Леонидович род в г психолог психотерапевт Европейский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Иногда воображаемая гора даже внешне напоминает женские и мужские гениталии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ростов-на-Дону
на последнюю страницу обложки:   Обухов Яков Леонидович, род. в 1966 г., психолог, психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерап

Что такое символдрама?
Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологи

Развитие символдрамы в нашей стране
История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники

Правила получения образования по символдраме
Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО)и Институт Кататимно-имагинативной психотерапии в г. Гёттингене (Г

Предшественники символдрамы
Использование представления образов для поддержания душевного и физического здоровья известно с древнейших времен. Первые исторические свидетельства относятся к описанию культа Асклепия в Древней Г

Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы
Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительность

Работа с рисунком
Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после сеанса представления образов. Разработана специальная техника диагностической и психокорр

Рамка из незанятого пространства вокруг самого цветка и всего рисунка в целом.
  Важно, с какого края рисунка находится рамка. Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижню

Символика цвета
Анализ рисунка включает в себя оценку основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может од

Символика цвета
  + цвет   любовь, страсть эротическое начало вдохновение красный агрессия

Символика чисел
В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же количества стульев вокруг стола на

Предварительная беседа
Обычно сеанс символдрамы начинается с предварительной беседы, длящейся от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут). Если предварительная беседа затягивается,

Сеттинг при представлении образов по методу символдрамы.
Если пациент представляет образы, сидя в кресле, то психотерапевт садится обычно напротив пациента на расстоянии 1,5 – 2 м. С инфантильными доэдипальными пациентами (а к ним, как правило, от

Релаксация
Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой. Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться. Пос

Что сейчас?
Пациент представляет с закрытыми глазами образ и рассказывает о нем сидящему рядом психотерапевту, который как бы «сопровождает» пациента в путешествии по его образу. Участие психотерапевта внешне

Что бы вам хотелось?
Эти вопросы можно задавать в любой последовательности, можно повторять несколько раз на любом этапе представления образа. В культурно-лингвистическом контексте характеристики образа, связа

Последующее обсуждение
По окончании представления образов проводится последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут, в ходе которого желательно оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя ни

Тесты и стандартные мотивы
В ходе многолетних экспериментальных исследований на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в Германии Х. Лёйнером были найдены и детально разработаны наиболее эффективные в психот

Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!
А теперь запомните все, что вам представляется, и попрощайтесь с образом… Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его

Ребенок на берегу ручья
Необходимо расспросить о настроении пациента узнать, что бы ему хотелось здесь сделать. В то время как одни не проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, походить по ручью, поискать

На вершине горы
Если женщина поднимается на материнско-женскую гору, то тем самым она прорабатывает свои отношения с матерью и свою женскую идентификацию в целом. Символическое значение подъема в г

Опушка леса
Этот мотив имеет самый широкий спектр применения. Он позволяет прорабатывать как глубинные проблемы и бессознательные конфликты первых лет жизни, так и актуальные ситуативные переживания. Цель этог

СИМВОЛ КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Популярный в Древнем Египте амулет «Глаз Гора», был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метод

Этапы развития символдрамы Ханскарлом Лёйнером
1948 – 1954 гг. Экспериментальные исследования Х. Лёйнера в клинике нервных болезней Марбургского университета. 1954 г. Первая публикация Х. Лёйнера «Контроль интерпретации символов в эксп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги