рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этапы развития символдрамы Ханскарлом Лёйнером

Этапы развития символдрамы Ханскарлом Лёйнером - раздел Образование, Введение в основную ступень 1948 – 1954 Гг. Экспериментальные Исследования Х. Лёйнера В Клинике Нервных Б...

1948 – 1954 гг. Экспериментальные исследования Х. Лёйнера в клинике нервных болезней Марбургского университета.

1954 г. Первая публикация Х. Лёйнера «Контроль интерпретации символов в экспериментальном методе» считается днем рождения символдрамы.

1955 г. В статье «Экспериментальное Кататимное переживание образов как клинический метод психотерапии» Х. Лёйнер впервые описывает метод символдрамы в форме, которая сохраняет свою актуальность до сих пор: впервые описывается работа со стандартными мотивами «Луг», «Ручей», «Гора», «Дом», «Имя», «Значимое лицо», «Автостоп», «Отверстие на болоте», «Вход в пещеру». Х. Лёйнер разрабатывает технику работы с «фиксированными образами» и «феноменами преобразования».

1955 – 1957 гг. Х. Лёйнер разрабатывает техники психотерапевтической работы с символическими существами. Чтобы вступить с ними во взаимодействие, он предлагал своим испытуемым представить «отверстие на болоте» или «вход в пещеру» и понаблюдать некоторое время, что будет происходить. Потом Х. Лёйнер давал суггестивную инструкцию: «Представьте, что из болота или пещеры сейчас выйдет какое-то существо, животное или человек…» Появляющиеся существа часто вызывали у пациента большой страх, который Х. Лёйнер называл «ужасом Горгоны». Х. Лёйнер просил испытуемых, несмотря на страх, наблюдать за этим существом и описывать во всех подробностях. Через некоторое время – максимально через 30 минут – существо становилось приветливее и не таким страшным, и Х. Лёйнер предлагал испытуемому медленно приблизиться к существу и, если будет возможно, погладить его. Таким образом, Х. Лёйнер в эти годы фактически начинал курс психотерапии с высшей ступени символдрамы. Х. Лёйнер считал, что это способствует катарсическому выходу аффективного напряжения и ассимиляции расщепленных враждебных комплексов.

1957 г. В статье «Символдрама – активный неанализирующий метод в психотерапии» Х. Лёйнер впервые официально называет созданный им метод символдрамой. Сформулированы важнейшие режиссерские принципы символдрамы. Х. Лёйнер как вспомогательное средство принцип «магических жидкостей»: особенно кровь, сперму, вино, яд, а также простую воду.

1959 г. Х. Лёйнер систематически исследует символику ландшафта, описывает дифференциальные различия представления образов в норме и невротической патологии, а также проявления признаков клинического улучшения состояния больных в образах ландшафта. Публикация статьи «Образ ландшафта как метафора динамических структур».

1960 г. На проводимых Х. Лёйнером семинарах впервые возникает дискуссия, приведшая к появлению ассоциативного метода в символдраме.

1964 г. В статье «Ассоциативный метод в символдраме» Х. Лёйнер описывает принципы ассоциативного метода.

1969 г. Статья «Guided Affective Imagery (GAI): A Method of Intensive Psychotherapy» в «Американском журнале психотерапии» стала первой публикацией о символдраме на английском языке. Х. Лёйнер рассказывает везде, где только представляется возможным, о своих открытиях, выступает с докладами, проводит семинары и презентации. Х. Лёйнер восхищался потрясающей эффективностью созданных им новых методов лечения и умел повсюду вызвать такое же восторженное отношение.

1970 г. Были назначены первые доценты, имеющие право проводить семинары по символдраме: Эдда Клессманн, Ханнелоре Айбах, Ханс–Мартин Вэхтер, Гюнтер Крапф, Кристоф Кулесса и Гюнтер Бартл из Австрии. Появились первые докторанты, которые проводили диссертационные исследования по символдраме под руководством проф. Х. Лёйнера: Райнхард Крайше, Ульрих Заксе, Гюнтер Кретцер, Юрген Паль, Рольф Липпманн, Клаус Криппнер, Хайнц Жоллет, Мариа–Элизабет Вольшлэгер и Йорг Рот из Швейцарии. Выходит первый учебник по символдраме основной ступени, представляющий собой авторизированный конспект семинаров, которые проводил Х. Лёйнер (см. список трудов Х. Лёйнера). Позднее учебник много раз переиздавался и дополнялся.

1973 г. Началось централизованное преподавание символдрамы на семинарах повышения квалификации – сначала в г. Виллингене, потом в курортном городке Бад Лаутерберг в Гарце, где в отеле «Панорамик» два раза в год стали проводиться Центральные семинары повышения квалификации по Кататимно-имагинативной психотерапии.

1974 г. Окончательно оформилась структура символдраматического образования. Весь процесс обучения был разделен на основную, среднюю и высшую ступени символдрамы. В этом же году было созданоОбщество по работе с Кататимным переживанием образов (AGKB), всю административную работу в котором все эти годы бессменно ведет г-жа Хайде Фрич, секретарь проф. Х. Лёйнера. В последующие годы аналогичные общества создаются в Австрии (1976 г.), Швейцарии (1977 г.), ГДР (официально зарегистрировано в 1985 г.), Швеции (1988 г.), Голландии (1988 г.), Чехословакии (образовано в 1989 г., официально зарегистрировано в 1992 г.).

1977 г. Выходит книга по использованию символдрамы в психотерапии детей и подростков (см. список трудов Х. Лёйнера), в последующем книга неоднократно переиздавалась.

1978 г. Введен обязательный экзамен в форме психотерапевтического коллоквиума, завершающий образование по Кататимно-имагинативной психотерапии и присваивающий соответствующую квалификацию. С этого времени каждые два–три года проводятся Международные конгрессы по Кататимно-имагинативной психотерапии.

1986 г. Выходит учебник по групповой символдраме (см. список трудов Х. Лёйнера), обобщающий опыт использования символдрамы в групповой психотерапии.

1990 г. Выходит книга по использованию символдрамы в психосоматической медицине (см. список трудов Х. Лёйнера).

22 июня 1996 г. Х. Лёйнер умер в больнице г. Гёттингена, ему было 77 лет.

Список трудов Ханскарла Лёйнера:

Leuner, H.: Kontrolle der Symbolinterpretation im experimentellen Verfahren. Z. Psychother. med. Psychol. 4 (1954) 201

Leuner, H.: Experimentelles Katathymes Bilderleben als ein klinisches Verfahren der Psychotherapie: Grundlegungen und Methode. Z. Psychother. med. Psychol. 5 (1955) 185

Leuner, H.: Experimentelles Katathymes Bilderleben als ein klinisches Verfahren der Psychotherapie; Ergebnisse. Z. Psychother. med. Psychol. 5 (1955) 233

Leuner, H.: Symbolkonfrontation, ein nichtinterpretierendes Vorgehen in der Psychotherapie. Schweiz. Arch. Neurol. Psychiat. 76 (1955) 23

Leuner, H.: Symboldrama, ein aktives nichtanalysierendes Vorgehen in der Psychotherapie. Z. Psychother. med. Psychol. 6 (1957) 221

Leuner, H.; Das Landschaftsbild als Metapher dynamischer Strukturen. In: Festschrift zum 70. Geburtstag von E. Speer, hrsg. von H. Stolze. Lehmann, München 1959

Leuner, H.: Die Verifizierung der existentiellen Bedeutung des Symbols durch Symbolprovokation. In: Aktuelle Fragen der Psychotherapie, Bd. 3. Karger, Basel 1960 (S.45)

Leuner, H.: Leistungen, Indikationen und Grenzen des Symboldramas. Z. Psychother. med. Psychol. 10 (1960) 45

Leuner, H.: Das assoziative Vorgehen im Symboldrama. Z. Psychother. med. Psychol. 14 (1964) 196

Leuner, H., K. Nerenz: Das musikalische Symboldrama und seine psychotherapeutische Wirkung. Heilkunst 77 (1964) 330

Leuner, H.: Guided Affective Imagery (GAI): A Method of Intensive Psychotherapy. Amer. J. Psychother. 23 (1969) 4

Leuner, H.: Das Katathyme Bilderleben in der Psychotherapie von Kindern und Jugendlichen. In: Handbuch der Kinderpsychotherapie, hrsg. von G. Biermann. Reinhardt, München 1969

Leuner, H.: Über den Stand der Entwicklung des Katathymen Bilderlebens. Z. Psychother. med. Psychol. 19 (1969) 177

Leuner, H.: Katathymes Bilderleben – Unterstufe – ein Seminarkurs. Thieme, Stuttgart 1970

Leuner, H.: Indikationen zur Psychotherapie. Ringelheimer Biologische Umschau, H. 5 (1970) (unveröff.)

Leuner, H.: Das Katathyme Bilderleben in der Psychotherapie von Kindern und Jugendlichen. Prax. Kinderpsychol. 19 (1970) 21g

Leuner, H.: Therapeutische Möglichkeiten mit dem Katathymen Bilderleben (Tagtraumtechnik) bei RM-Konsumenten. Ref. Fortbildungsveranst. Nervenklinik Tübingen 1971 (unveröff.)

Leuner, H.: Grundzuge der tiefenpsychologischen Symbolik (unter Berücksichtigung des Symbolismus im Katathymen Bilderleben). In: Ausgewählte Vorträge der Zentralen Weiterbildungsseminare der AGKB, (Selbstverlag) Göttingen 1974

Leuner, H.: Die Bedeutung der Musik in imaginativen Techniken der Psychotherapie. Vortrag gehalten auf dem Ostersymposium der Herbert von Karajan-Stiftung, Salzburg 1972. In: Neue Wege der Musiktherapie, hrsg. von W.3. Revers, G. Harrer, W.C.H. Simon. Econ, Düsseldorf 1974

Leuner, H.: Imagination als Spiegel unbewußten Seelenlebens. Angelsachsen-Verlag, Bremen 1974

Leuner, H.: The Role of Imagery in Psychotherapy, In: New Dimensions in Psychiatry: A World View, hrsg. von S. Arieti, G. Chrzanowski. John Wiley & Sons, New York 1975

Leuner, H.: Stellung des Katathymen Bilderlebens (KB) im Rahmen der aktiv–klinischen Verfahren der Psychotherapie. Referat gehalten auf dem 1. Internationalen Kongreß f. Aktiv-klinische Psychotherapie, Innsbruck 1975 (unveröff.)

Leuner, H., G. Horn, E. Klessmann: Katathymes Bilderleben mit Kindern und Jugendlichen, Reinhardt, München 1977

Leuner, H.: Guided Affective Imagery: An Account of its Development. J. Mental Imagery (USA) 1 (1977) 73

Leuner, H.: Basic Principles and Therapeutic Efficacy of Guided Affective Imagery. In: The Power of Human Imagination, hrsg. von J.W. Singer, K.S. Pope. Plenum Press, New York 1978

Leuner, H., O. Lang,: Psychotherapie mit dem Tagtraum, Katathymes Bilderleben, Ergebnisse II, Fallanalysen, Theorie. Huber, Bern 1982

Leuner, H. (Hrsg.): Katathymes Bilderleben – Ergebnisse in Theorie und Praxis. Huber, Bern, 2. Aufl., 1983

Leuner, H.: Lehrbuch des Katathymen Bilderlebens. Huber, Bern 2. Aufl. 1987

Wilke, E.; Leuner, H. (Hrsg.): Das Katathyme Bilderleben in der Psychosomatischen Medizin. Bern; Stuttgart; Wien: Huber, 1990

Leuner, H.: Lehrbuch der Katathyme-imaginativen Psychotherapie : Grundstufe, Mittelstufe, Oberstufe. – 3., korrigierte und erw. Aufl. – Bern ; Göttingen ; Toronto ; Seattle : Huber, 1994

 


[1] Глубинная психология – общее понятие для обозначения направлений психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных структур и механизмов. Глубинная психология предполагает, что объяснение поведения можно обнаружить на уровне бессознательного. Классическими примерами являются теории З. Фрейда и К.Г. Юнга.
(определение Е.В. Садальской)

[2] Переработка – (нем. Bearbeitung), психоан., обработка, переработка – процесс, посредством которого пациент, находящийся в анализе, на протяжении длительного времени постепенно раскрывает для себя полный смысл какой-либо интерпретации или инсайта. (определение Е.В. Садальской)
Переработка направлена на эмоционально-личностное принятие материала, понимаемого на когнитивно-рациональном уровне.

[3] Например, если пациент описывает ручей, то нельзя задавать такие закрытые вопросы, уже содержащие в себе элемент ответа, как: «Вода в ручье холодная?» или «Ручей далеко?». Следует задавать открытые вопросы: «Какой температуры вода в ручье?» или «На каком расстоянии находится ручей?»

* Для участия в семинаре средней ступени (С1-2) необходимо три условия: 1) прохождение семинара основной ступени (А) и семинара по углублённому прорабатыванию основной ступени (В1); 2) начало собственной психотерапевтической практики под контролем супервизора; 3) начало собственной учебной психотерапии в качестве пациента (прохождение не менее 10 сеансов собственной индивидуальной учебной психотерапии).

[4] Немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн, основоположник символдрамы детей и подростков, считает, что символдрама лучше всего работает с людьми с депрессивной и истерической структурой личности, а также с теми, у кого в детстве был позитивный опыт, когда мама укладывала их в постель (в некотором роде в символдраме повторяется этот опыт).

[5] При этом вопрос психоетерапевта должен быть задан в открытой форме - не "где стоит" или "где растет цветок?", что уже предполагает некоторое внушение, а "где находится цветок?"

[6] Более подробно механизмы защиты разбираются в книге Анны Фрейд "Психология "Я" и защитные механизмы" (А. Фрейд, 1936).

[7] Первый случай из практики коллеги Х. Лёйнера психотерапевта Г. Крапфа, демонстрирующий возможность лечения по методу символдрамы бородавок. Хотя бородавки, как известно, и имеют вирусную природу, но в то же время в их возникновении существенную роль играют также «психогенные факторы», что объясняет возможность их исчезновения при помощи заговаривания.

Второй случай - лечение 9-летней девочки, страдающей рецидивирующей крапивницей. Полное выздоровление (3 года последующего наблюдения) (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996).

Третий случайиз практики доцента MGKB Г.М. Белоцерковского, демонстрирующий психосоматический характер стоматологического заболевания и улучшение состояния, как не основной эффект психотерапии (Я.Л. Обухов, Г.М. Белоцерковский, 2002).

Четвертый случайиз практики автора.

[8] Случай из ранней практики Х. Лёйнера, наглядно показывающий, что гора часто выступает как репрезентация отцовско-мужского начала. В этом случае восхождение на гору может способствовать критическому прорабатыванию отношения к образу отца (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в основную ступень

СИМВОЛДРАМА... Введение в основную ступень Ростов на Дону Обухов Яков Леонидович род в г психолог психотерапевт Европейский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этапы развития символдрамы Ханскарлом Лёйнером

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ростов-на-Дону
на последнюю страницу обложки:   Обухов Яков Леонидович, род. в 1966 г., психолог, психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерап

Что такое символдрама?
Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологи

Развитие символдрамы в нашей стране
История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники

Правила получения образования по символдраме
Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО)и Институт Кататимно-имагинативной психотерапии в г. Гёттингене (Г

Предшественники символдрамы
Использование представления образов для поддержания душевного и физического здоровья известно с древнейших времен. Первые исторические свидетельства относятся к описанию культа Асклепия в Древней Г

Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы
Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительность

Работа с рисунком
Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после сеанса представления образов. Разработана специальная техника диагностической и психокорр

Рамка из незанятого пространства вокруг самого цветка и всего рисунка в целом.
  Важно, с какого края рисунка находится рамка. Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижню

Символика цвета
Анализ рисунка включает в себя оценку основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может од

Символика цвета
  + цвет   любовь, страсть эротическое начало вдохновение красный агрессия

Символика чисел
В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же количества стульев вокруг стола на

Предварительная беседа
Обычно сеанс символдрамы начинается с предварительной беседы, длящейся от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут). Если предварительная беседа затягивается,

Сеттинг при представлении образов по методу символдрамы.
Если пациент представляет образы, сидя в кресле, то психотерапевт садится обычно напротив пациента на расстоянии 1,5 – 2 м. С инфантильными доэдипальными пациентами (а к ним, как правило, от

Релаксация
Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой. Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться. Пос

Что сейчас?
Пациент представляет с закрытыми глазами образ и рассказывает о нем сидящему рядом психотерапевту, который как бы «сопровождает» пациента в путешествии по его образу. Участие психотерапевта внешне

Что бы вам хотелось?
Эти вопросы можно задавать в любой последовательности, можно повторять несколько раз на любом этапе представления образа. В культурно-лингвистическом контексте характеристики образа, связа

Последующее обсуждение
По окончании представления образов проводится последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут, в ходе которого желательно оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя ни

Тесты и стандартные мотивы
В ходе многолетних экспериментальных исследований на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в Германии Х. Лёйнером были найдены и детально разработаны наиболее эффективные в психот

Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!
А теперь запомните все, что вам представляется, и попрощайтесь с образом… Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его

Ребенок на берегу ручья
Необходимо расспросить о настроении пациента узнать, что бы ему хотелось здесь сделать. В то время как одни не проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, походить по ручью, поискать

Иногда воображаемая гора даже внешне напоминает женские и мужские гениталии.
С субъектной точки зрения, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки пациента. Идеально здоровый человек или хорошо компенсированный пациент в Средней Ев

На вершине горы
Если женщина поднимается на материнско-женскую гору, то тем самым она прорабатывает свои отношения с матерью и свою женскую идентификацию в целом. Символическое значение подъема в г

Опушка леса
Этот мотив имеет самый широкий спектр применения. Он позволяет прорабатывать как глубинные проблемы и бессознательные конфликты первых лет жизни, так и актуальные ситуативные переживания. Цель этог

СИМВОЛ КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Популярный в Древнем Египте амулет «Глаз Гора», был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метод

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги