рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символика цвета

Символика цвета - раздел Образование, Введение в основную ступень Анализ Рисунка Включает В Себя Оценку Основного Цветового Фона Изображения И ...

Анализ рисунка включает в себя оценку основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому, при анализе, важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.

Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. На образование символа могут оказывать влияние любые события, начиная с внутриутробного развития, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Это так называемые дневные остатки, как их называл Зигмунд Фрейд. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности – предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому, при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.

Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного, только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой, в последующем, либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке. Это позволяет специалисту – психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы.

Самое сильное эмоциональное воздействие оказывает на человека красный цвет. Это одновременно и самый теплый цвет. Среди переживаний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а с другой, агрессию, ненависть и опасность. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации.

При интерпретации символики цвета необходимо учитывать также и культурно–исторический аспект. Так, красный цвет связан, в сознании многих людей, с цветом революции.

Синий и голубой цвет символизируют одухотворенность, разумное начало, мир идей. Это холодные цвета. Считается, что синий цвет выражает потребность в покое, привязанности, единении. Если красный и желтый цвет соответствуют экстравертированному типу личности и действуют возбуждающе, то синий – это самый интровертированный цвет, он символизирует уход в себя, в свой духовный мир и успокаивает. В спектре символических значений синего цвета, с одной стороны, можно выделить полюс разумного, рационального начала, а с другой, полюс безумного, иррационального, оторванность от реальной жизни. Вспомним такие выражения, как «воздушные замки», «голубые мечты», «голубые дали».

Культурно-историческая традиция использует красный и синий цвет для половой дифференциации. Так, когда рождается мальчик, его одеяло перевязывают синей или голубой лентой, а одеяло девочки – красной или розовой.

Желтый – это самый экстравертированный цвет, символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе. Этот цвет выражает ожидания от будущего. С другой стороны, он символизирует ревность, тщеславие, зависть, жадность, лживость, продажность, маниакальное и бредовое безумие и одержимость. Вспомним такие выражения, как «желтая пресса», «желтый билет», «желтый дом». Считается, что сексуальность в наибольшей степени проявляется в сочетании красного и желтого цвета.

Оранжевый цвет – образуется при соединении желтого и красного цвета. В нем воплотились психологических особенности этих цветов. Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов «Я». В этом отношении это – один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение при конфликтах. С другой стороны, он вытесняет другие цвета, символизирует потрясение, страсть борьбы, демоническое начало войны. В рисунке красный, желтый и оранжевые цвета в наибольшей степени отражают проявление сексуальности.

Рисунок к мотиву групповой символдрамы «В Древнем Риме»

Зеленый цвет – с одной стороны символизирует витальное начало, рост и надежду. Вспомним, например, выражение «зеленые ростки». На другом полюсе находятся такие значения зеленого цвета, как яд, болезнь и незрелость. Яд обычно изображают зеленым, про больного человека говорят: «Ты весь зеленый», – а про недостаточно взрослого: «Ты еще зелен».

Фиолетовый цвет – это, пожалуй, самый двойственный и противоречивый цвет. В нем соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты красного и синего цвета, что рождает особое напряжение фиолетового цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенных знаний. С другой стороны, он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать, как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость и смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение и страдание, горе и скорбь, печаль и отречение, покорность и меланхолию.

Коричневый цвет соединяет в себе желтый, красный и синий цвета. Это один из самых амбивалентных цветов. На одном полюсе можно выделить такие символические значения, как материнство, плодородие, земля, а на другом – грязь, гной, кал. Коричневый цвет воплощает внутренний мир ощущений – в отличие, например, от фиолетового цвета, для которого характерен уход в эмоциональный мир, или черного и серого цветов, для которых характерен уход в бездействие.

Черный цвет представляет собой смешение всех цветов. На одном полюсе спектра его символических значений находятся достоинство и торжественность, а на другом полюсе – смерть, траур, грех. Выбор черного цвета часто соответствует реакции протеста, фрустрации, периоду ухода в бездействие и накопления сил. Для черного цвета характерны тревога, снижение эмоциональных контактов. Люди, потерявшие родину, беженцы также часто предпочитают черный цвет. Черный на красном и желтом фоне часто символизирует страх.

Рисунок к мотиву «Дом»

Белому цвету придается очень большое значение при диагностике, особенно если он специально прорисован белой краской или карандашом. В отличие от черного цвета, белый образуется не при смешении, а при наложении всех цветов. На одном полюсе спектра его символических значений находятся чистота, гармония, девственность, непорочность, единство начала и конца, а на другом – при видение, траур и смерть. Характерно, что белый цвет символизирует траур не только на Востоке, но и в христианской цивилизации. Можно вспомнить в этой связи «белый саван» или «белые тапочки в гробу». Сочетание черного и белого цветов часто отражает страх смерти.

И есть только один цвет, который, с точки зрения специалистов Института Кататимно-имагинативной психотерапии, имеет одно лишь отрицательное символическое значение. Это серый цвет, цвет тумана, неясности и, что особенно важно для психодиагностики, цвет депрессии.

Краткую схему символики цвета иллюстрирует Таблица IV.

Таблица IV:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в основную ступень

СИМВОЛДРАМА... Введение в основную ступень Ростов на Дону Обухов Яков Леонидович род в г психолог психотерапевт Европейский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символика цвета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ростов-на-Дону
на последнюю страницу обложки:   Обухов Яков Леонидович, род. в 1966 г., психолог, психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерап

Что такое символдрама?
Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологи

Развитие символдрамы в нашей стране
История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники

Правила получения образования по символдраме
Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО)и Институт Кататимно-имагинативной психотерапии в г. Гёттингене (Г

Предшественники символдрамы
Использование представления образов для поддержания душевного и физического здоровья известно с древнейших времен. Первые исторические свидетельства относятся к описанию культа Асклепия в Древней Г

Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы
Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительность

Работа с рисунком
Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после сеанса представления образов. Разработана специальная техника диагностической и психокорр

Рамка из незанятого пространства вокруг самого цветка и всего рисунка в целом.
  Важно, с какого края рисунка находится рамка. Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижню

Символика цвета
  + цвет   любовь, страсть эротическое начало вдохновение красный агрессия

Символика чисел
В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же количества стульев вокруг стола на

Предварительная беседа
Обычно сеанс символдрамы начинается с предварительной беседы, длящейся от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут). Если предварительная беседа затягивается,

Сеттинг при представлении образов по методу символдрамы.
Если пациент представляет образы, сидя в кресле, то психотерапевт садится обычно напротив пациента на расстоянии 1,5 – 2 м. С инфантильными доэдипальными пациентами (а к ним, как правило, от

Релаксация
Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой. Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться. Пос

Что сейчас?
Пациент представляет с закрытыми глазами образ и рассказывает о нем сидящему рядом психотерапевту, который как бы «сопровождает» пациента в путешествии по его образу. Участие психотерапевта внешне

Что бы вам хотелось?
Эти вопросы можно задавать в любой последовательности, можно повторять несколько раз на любом этапе представления образа. В культурно-лингвистическом контексте характеристики образа, связа

Последующее обсуждение
По окончании представления образов проводится последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут, в ходе которого желательно оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя ни

Тесты и стандартные мотивы
В ходе многолетних экспериментальных исследований на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в Германии Х. Лёйнером были найдены и детально разработаны наиболее эффективные в психот

Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!
А теперь запомните все, что вам представляется, и попрощайтесь с образом… Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его

Ребенок на берегу ручья
Необходимо расспросить о настроении пациента узнать, что бы ему хотелось здесь сделать. В то время как одни не проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, походить по ручью, поискать

Иногда воображаемая гора даже внешне напоминает женские и мужские гениталии.
С субъектной точки зрения, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки пациента. Идеально здоровый человек или хорошо компенсированный пациент в Средней Ев

На вершине горы
Если женщина поднимается на материнско-женскую гору, то тем самым она прорабатывает свои отношения с матерью и свою женскую идентификацию в целом. Символическое значение подъема в г

Опушка леса
Этот мотив имеет самый широкий спектр применения. Он позволяет прорабатывать как глубинные проблемы и бессознательные конфликты первых лет жизни, так и актуальные ситуативные переживания. Цель этог

СИМВОЛ КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Популярный в Древнем Египте амулет «Глаз Гора», был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метод

Этапы развития символдрамы Ханскарлом Лёйнером
1948 – 1954 гг. Экспериментальные исследования Х. Лёйнера в клинике нервных болезней Марбургского университета. 1954 г. Первая публикация Х. Лёйнера «Контроль интерпретации символов в эксп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги