рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дублирование (множественное дублирование).

Дублирование (множественное дублирование). - раздел Образование, ОСИПОВА А.А. ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Дублирование В Психодраме Осуществляется Двойником, Который Берет На Себя Рол...

Дублирование в психодраме осуществляется двойником, который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее и подчеркивая те или иные моменты в психологии и поведении автора. Двойник может выступать в роли "внутреннего голоса" автора. В таком случае он выражает и высказывает его скрытые мысли и чувства. Двойник может усиливать те или иные моменты поведения автора в проблемной ситуации, изображать их комически, действовать совершенно противоположным образом и т.д.

Двойник, или второе "Я", - участник, способный в любой момент заменить протагониста. Если протагонист не может развивать действие дальше, то двойник помогает ему. Иногда психодраматическое действие строится так, что двойник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, выполняя роль его внутреннего голоса. В некоторых группах участники поочередно вступают в действие, становясь то протагонистом, то двойником. Двойник принимает те же позы, так же себя ведет, помогая тем самым протагонисту исполнять свою роль. Пытаясь выдать скрытые мысли

протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным (бесцветным), ироничным, страстным, оппозиционером.

Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста.

Иронический двойник выполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы.

Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными.

Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Двойник воспринимает действие протагониста одновременно и со стороны, и изнутри, это позволяет ему понять протагониста так, как не может никто другой из членов группы.

Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные.

4. Обмен ролями.При обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-нибудь другой ключевой фигуры, а вспомогательное "Я" берет на себя роль протагониста. Цель обмена ролями состоит в том, чтобы человек, выступающий как вспомогательное "Я", лучше уяснил свою собственную роль, глядя на ее исполнение протагонистом.

В других случаях этот прием используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, взглянуть на мир с их точки зрения.

Эта методика позволяет, с одной стороны, понять затруднения протагониста, помочь ему более точно выразить свой замысел, а с другой - дает возможность вспомогательному "Я" показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней. Например, при разыгрывании сцены ссоры между супругами, где роль протагониста исполняет жена, а вспомогательного "Я" - муж, их просят поменяться ролями. В таком случае, психодраматическое действие может принять совсем другое направление: помочь разрешить конфликт или найти адекватную форму поведения в той или иной ситуации.

При этой технике клиент в межличностной ситуации принимает на себя роль другого ее участника. Таким образом, искажение восприятия другого во взаимодействии может быть обнаружено, понято и проработано в действии, в контексте данной группы.

Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми младшего и среднего возраста как техника социализации и самоинтеграции. Дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых и таким образом осваивают новый социальный опыт.

Для взрослых обмен ролями - наиболее эффективный и быстрый метод достижения инсайта через действие. Если мать заставить жить по ее собственным требованиям хотя бы несколько минут, в течение которых она меняется ролями со

своим ребенком, то это может оказаться достаточным для того, чтобы произвести значительные изменения в ее поведении.

5. "Пустой" стул и "высокий" стул.При использовании техники "пустого" стула клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста сидящим на пустом стуле на сцене. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями, и в роли фантома взаимодействует с воображаемым самим собой. Иными словами, клиент, с позиции отсутствующего индивида и его роли, взаимодействует с фантомным индивидом, условно принявшим роль самого клиента после того, как клиент и отсутствующий или фантомный индивид обменялись ролями.

При использовании техники "высокого" стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может

встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене). Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагами в психодраматическом действии или с другими людьми, важными для него, но которые обычно подавляют его в реальной жизни.

Опыт "высокого" стула может помочь клиенту научиться более успешно справляться с угрожающей реальностью.

6. "Зеркало".Упражнение "Зеркало" по смыслу близко к упражнению "Обмен ролями". "Зеркало" позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие. Когда режиссер чувствует, что пора применить именно этот прием, он предлагает протагонисту отойти в сторону и понаблюдать затем, как его изображают вспомогательные "Я". Часто протагонисты бывают весьма удивлены тем, какое впечатление они производят. "Зеркало" позволяет им взглянуть со стороны на свои действия, а также обрести новый взгляд на свое собственное поведение.

Этот метод используется в группах, где основное внимание уделяется выработке умения вести себя в соответствии с ситуацией. "Зеркало" создает визуальную и вербальную обратную связь между протагонистом и его вспомогательными "Я", которые могут утрированно изображать привычки протагониста и показывать ему некоторые возможные альтернативы в его манере поведения.

Техника "Зеркало", как и "Обмен ролями", используется для того, чтобы помочь клиенту понять, как видят его другие и как они склонны реагировать на него.

Когда режиссер считает нужным применить эту технику, клиент отходит в сторону или садится вместе со зрителями и наблюдает за тем, как актер-вспомогательное "Я" исполняет его роль, т.е. изображает самого клиента и взаимодействует с другими вспомогательными "Я" в психодраматическом представлении ситуации клиента или его поведении так, как они сами видят это. Таким образом, клиент может увидеть какую-то часть себя такой, какой ее видят другие, или как другие понимают то, каким он видит самого себя. Иными словами, зеркальное изображение себя другим человеком позволяет увидеть самого себя в совершенно новом свете, что оказывается очень эффективным при работе с регрессивными или аутентичными клиентами.

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций.Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое поведение.

8. "За спиной".Техника "За спиной" заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.

9. Идеальный другой.Использование техники "идеальный другой" помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытать отношение к себе, которого он так жаждет, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. "Другой", изображаемый в психодраме, может являться одним из супругов, родителей, друзей, в то время как "идеальный другой" - это тот же самый, изображаемый вспомогательным "Я", который в психодраме становится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким, каким его хотел бы видеть клиент в реальной жизни.

Эта техника часто описывалась теми, кто испытал ее на себе, как дающая очень ценный эмоциональный опыт.

10. Волшебный магазин.Одной из наиболее широко применяемых в психодраме разминок является игра под названием "Волшебный магазин". Эта техника помогает клиенту

осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем "волшебного магазина", которого часто изображает вспомогательное "Я" или режиссер.

Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.д. Владелец магазина предлагает клиенту на выбор все, что он только может пожелать: богатство, успех, счастье, интеллект гения.

Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь должен попросить "уважение". Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет: "Сколько нужно уважения", "От кого", "В связи с чем" и т.д.

В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни. Результатом взаимодействия клиента и продавца является либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо, что случается очень часто, неспособность покупателя принять какое-то решение. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Кроме того, в процессе торга может быть найдена тема, подходящая для разыгрывания в психодраме. Но каким бы ни было окончательное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе.

Выбор приемов определяется составом группы и готовностью ее членов к спонтанным действиям, направленным на достижение общегрупповой цели. Психодрама помогает человеку понять и реализовать себя, создавая для него условия, допускающие совершение ошибок без риска расплаты за них и получения негативного подкрепления. Однако в силу именно своей действенности психодрама требует высокой компетентности от режиссера.

Несомненным достоинством психодрамы является то, что в активную работу вовлекаются все члены группы, особенно те, кто выбран на роль вспомогательных "Я". Для психодрамы имеют значения такие аспекты групповой динамики, как групповые нормы, общегрупповые темы, борьба влияний.

Опытный режиссер выборочно применяет различные методики, управляет с их помощью развитием психодраматического действия, усиливая и углубляя катарсис и инсайт.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСИПОВА А.А. ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОСИПОВА А А ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ М СФЕРА Г С... ОГЛАВЛЕНИЕ... ВВЕДЕНИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дублирование (множественное дублирование).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, га

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки.

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Основные принципы составления психокоррекционных программ Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы: 1. Принцип системности кор

МЕРОПРИЯТИЙ
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: а) разрешения реальных трудностей развития; б) постановки целей и задач коррекционной программы.

Интенсивность коррекционных мероприятий.
Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и н

ПСИХОАНАЛИЗЕ
Термин "психодинамика" был введен в 1918 г. Р. Вудвортсем. Согласно определению в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами

Основные стадии психоанализа
Первая стадия - поиск болезненного очага (его вспоминание). На этой стадии используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок, описок челов

Основные правила интерпретации
.Идти от поверхности вглубь. .Интерпретировать то, что клиент способен уже принять. .Прежде чем интерпретировать то или иное пер

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА
Американский психолог К. Роджерсв книге "Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория" обосновал принципиально новый недирективный подход к работе

ЛОГОТЕРАПИЯ
Основателем логотерапии (от греческого "Іодоз" - слово и іпегареіа - забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл челове

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности чел

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА
Основатель РЭТ А. Эллиссформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, являет

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА
В своей монографии "Когнитивная терапия и эмоциональное расстройство" (1976) А. Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений, отличный от традиционных шк

Задачи психолога.
Научить клиента осознавать связи между когнитивными схемами, аффектами и поведением. Научить заменять дисфункциональные мысли более реалистическими интерпретациями. Идентифицировать и изме

РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА
Реальностная терапия исходит из того, что изначальное поведение клиента неадекватно, нереалистично и безответственно. И именно поведение становится предметом анализа и коррекции. Центральн

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА
Э. Бернсоздал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ
1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды: · игротерапию в психоанализе; · игротерапию, центрированную на клиенте,

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-ИГРОТЕРАПЕВТУ
Игровой специалист - это уникальный взрослый в жизни ребенка. Обращаясь к личности ребенка, он не вмешивается, не учит, а вместо этого реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремле

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА
Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в

БИБЛИОТЕРАПИЯ
"Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции", - писал В. М. Мясищев. Библиотерапия - специальное коррекцио

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Использование этого метода требует от психолога

СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ
Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств клиента, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиента, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретн

СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам об

КУКЛОТЕРАПИЯ
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема корре

СЕНСИБИЛИЗАЦИИ
В 1958 г. вышла книга австрийского психотерапевта Д. Вольпе"Психотерапия реципрокным торможением". В теории реципрокного торможения Вольпе речь идет о торможении тревожны

ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ
Существуют методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угасания, открытый И. П. Павловым, согласн

ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В основе методик, основанных на принципе биофидбека (от англ, "ЬіоГеесШаск") -биологической обратной связи, лежит представление о возможности целесообразного регулирования непроизвольных

Quot;ЖЕТОННЫЙ" МЕТОД
Метод жетонов в литературе встречается под разными названиями: "жетонная система"; "жетонная экономика"; "метод символической экономии". Метод направлен на создание ус

МЕТОД МОРИТА
Метод Морита был изложен его основателем в книге, изданной в Японии в 1921 г. Направленность метода - коррекция личностных проявлений. Исходные теоретические положения этого метода связаны с понима

ХОЛДИНГ
Метод холдинга (от англ, "hold" - держать) используется в коррекции широкого спектра эмоциональных расстройств, но первоначально он был разработан для работы с детьми, страдающим ранним д

ИМАГО-МЕТОД
Имаго-метод (от лат. "imago" - образ) - метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И.Е. Вольпе

ОПИСАНИЕ МЕТОДА
Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются услов

ФОРМЫ И ВИДЫ ПСИХОДРАМЫ
Выделяют следующие формы психодрамы: 1. Психодрама, центрированная на протагонисте. 2. Психодрама, центрированная на теме. 3. Психодрама, направленная на группу.

МЕТОДИКИ ПСИХОДРАМЫ
При проведении психодрамы используются следующие типичные методики: 1. Представление самого себя (самопрезентация). 2. Монолог. 3. Дублирование (множественное дублировани

ПОКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отс

ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Индивидуально-психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека (Г.С. Абрамова). Принятие решения о проведении индивидуальной

СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, вк

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУППЫ
При комплектовании коррекционной группы необходимо руководствоваться двумя основными принципами: 1. Добровольности. 2. Информированности. Принцип добровольности

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
Групповая динамика - это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния

РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ
Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Но в целом его позиция может быть охарактеризована как дирек

ТРЕНИНГ
Работа тренинговых групп История создания тренинговых групп (Т-групп) тесно связана с именем К. Левина. Работая сначала в лаборатории, затем в полевых условиях, К. Левин пришел к выводу, ч

ГРУППЫ ВСТРЕЧ
Развитие такой формы групповой работы, как группы встреч, связано с именами К. Роджерса, У. Шутца, Р. Прайса, М. Мэрфи и др. Центром развития движения групп встреч считается Институт Эсален (США, ш

ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ
Внешнее отличие практики гештальт-групп от Т-групп и групп встреч заключается в том, что руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из

ГРУППЫ УМЕНИЙ
Группа тренинга умений включает в себя определенное число людей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с другими людьми и проходящих запрограммированный курс обучения отсутствующим у ни

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРУППЫ
Многие телесные расстройства (осанки, дыхания и др.) можно рассматривать как результат нарушений в психике и сбалансированности всего организма. В стрессовой ситуации в организме происходят физиоло

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Вопросы оказания психологической помощи семье в нашей стране имеют давнюю историю. В настоящее время отмечается повышение интереса к проблемам, связанным с семьей, ее становлением и эволюцией. Инте

ОТНОШЕНИЙ
1. "Семейная фотография".Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, комм

Позитивные Негативные
Говорящий правду. Обвинитель. Помогающий. Умиротворитель. Понимающий. Компьютер. Творческий. Одинокий волк. Счастливый. Сбивающий с толку. Дипломат. Жер

БИБЛИОГРАФИЯ
Абабков В.А. Клинические основы психотерапии неврозов и других пограничных нервно-психических расстройств (в свете их патоморфоза) // Психотерапия: от теории к практике. СПб., 1995.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги