АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христиан­ской верой, которую русский народ вслед за своими византийски­ми учителями называл православной.

Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. На­чало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче. Древнейшая рус­ская летопись — «Повесть временных лет» — сохранила предание о том, как Владимир «испытывал веры», желая выбрать для Руси иную религию вместо

язычества. Княжеские послы побы­вали в соседних странах, где знако­мились с обрядами различных рели­гий. Посетив богослужение в великом православном храме Визан­тии — храме Святой Софии столич­ного города Константинополя, они сказали: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо пет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с челове­ками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Именно это переживание кра­соты как святости сохранится в каж­дой русской иконе и будет сокро­венным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца, книжника и зодчего.

Удивительно, как много велико­лепных храмов, украшенных моза­иками, росписями (фресками), ико­нами, было возведено в XI столетии в только-только крещёной стране. В то время мастера-греки (так на Руси называли всех византийцев, потому что они говорили на грече­ском языке) приезжали на Русь це­лыми артелями.