Священное место

 

Священным местом у индейцев племени Навахо является так на­зываемый хоган, где совершаются различные ритуалы Хоганы име­ют форму мандалы: у них круглый пол и направленный к востоку вход. Последний символизирует связь человека с миром природы. Ритуаль­ное пространство не отделено от повседневной жизни, но является его частью. Поэтому при создании хогана используются различные растения, включая деревья и их ветви, которые играют роль в созда­нии внутренней структуры хогана. Животные элементы используются для соединения растительных материалов, а глина - для покры­тия этих сооружений снаружи. Пыльца кукурузы втирается в главный расположенный внутри хогана ствол в момент его освящения. Хоганы создаются теми и для тех, чье мироощущение тесно связано с фор­мой круга. Огромные, создаваемые на полу хогана композиции из песка представляют собой двухмерные диаграммы, передающие взаимодей­ствие природных сил. Когда пациент в процессе ритуального действия входит в такую песочную композицию, создается четырехмерная ре­альность, в которой он окружен священными символами и с ними вза­имодействует» (Toelken, 1976, р. 35-36).

- 24 -

В понятии «священного места» важны его динамические характе­ристики: это, как правило, место, где происходит нечто особенное. Ожидания участников ритуала при этом играют большую роль. Так же как на алтаре, где происходит сошествие священных энергий, в мандале проявляются те аспекты «я», которые мы стремимся освоить и ин­тегрировать. Мы привыкли представлять себе священные места как вполне определенные географические точки: гора, на которой Моисей получил скрижали Завета, эдемский сад, Голгофа, древо Будды. Все эти места связаны с определенными трансперсональными событиями. Однако в процессе болезни и выздоровления пациент также может пере­жить нечто подобное, ощущая себя, например, изгнанным из Рая, нарушающим законы Моисея, страдающим и возрождающимся к новой жизни и т.д. Слово «сакральный», то есть святой, имеет и иное содержание, обозначая нижнюю часть спины. Таким образом, мандала мо­жет считаться личным сакральным пространством пациента, на кото­рое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.