рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мандала в качестве проективного средства

Мандала в качестве проективного средства - раздел Образование, Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала   Чтобы Моя Интерпретация Мандалы Была Точна И Содержательна, Я...

 

Чтобы моя интерпретация мандалы была точна и содержательна, я стараюсь рассматривать ее «свежим взглядом», «наивно», восприни­мать ее не разумом, а чувствами, так, как воспринимают музыку. Часто я располагаю лишь самыми краткими сведениями о пациенте — я знаю только, мужчина это или женщина и в каком положении следует рас­сматривать работу. Также на рисунке обычно ставится дата. В тех же случаях, когда я имею опыт личного общения с пациентом, я пытаюсь соотнести свои впечатления о нем с его работой. И в той, и в другой ситуации есть свои преимущества и недостатки.

В процессе восприятия работы пациента, я думаю, у меня проис­ходит изменение состояния сознания и я становлюсь с ней одним це­лым. Мандала становится для меня своеобразным катализатором: воз­никают определенные ощущения, чувства, мысли и ассоциации. Я на­чинаю испытывать глубокую эмпатию к автору рисунка. Мандала воспринимается мной как моментальный снимок, фиксирующий один из моментов жизненного процесса, и в этом смысле имеющий времен­ные границы.

Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гар­мония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же как они прису­щи здоровым живым организмам.

Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагаю­щий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валид­ным, как и рациональный, аналитический.

- 32 -

Одна из книг, оказавших на меня большое влияние, — это книга «Символическое и реальное» Иры Прогофф (Progoff, 1963). Говоря об интеграции, Прогофф приводит хасидский текст: «Это дорога, но не та дорога, по которой просто идут. Это дорога, которую ты создаешь сво­ими руками. Один за другим ты носишь тяжелые камни и потом мос­тишь ими свой путь. Дорога возникает у тебя под ногами, ибо реаль­ность - это не символ, который ты интерпретируешь. Реальность, как и отношения человека с истиной, растет как ткань его жизни» (Progoff, 1963, р. 212). Этот текст в свое время поразил меня, и я продолжаю обращаться к нему до сих пор. Он помог мне понять многие вещи, свя­занные с восприятием мандалы и внутренним диалогом с нею. Боль­шее значение в ходе последнего имеет символическая коммуникация. Чтобы эффективно использовать мандалу в качестве психотерапевтического и диагностического средства, психотерапевт должен обладать двумя важнейшими качествами — развитым эстетическим чувством и толерантностью к неопределенности. Иногда, глядя на мандалу, невоз­можно в ней уловить никакого смысла. Тогда я останавливаю свое ра­циональное мышление и просто жду. Такое ожидание в состоянии по­коя, так же как пауза в музыкальном произведении (или как пустота в сосуде), предполагает временное подавление потребности в понима­нии (в данном случае, визуального материала) и часто оказывает интег­рирующее воздействие. Моменты тишины и «молчания» разума обыч­но предшествуют переходу на новый, более глубокий, уровень воспри­ятия и понимания работы.

Для понимания содержания мандалы — как психотерапевтом, так и пациентом — бывает полезно представить, что созданный пациентом визуальный образ — это один из моментов сновидения. Иногда на ри­сунок нужно помедитировать, прежде чем он откроет свой смысл. Иног­да изображение вызывает у психотерапевта и у пациента волну разных чувств и мыслей. Открывая свое сознание для всей этой информации, ее следует затем подвергнуть вторичной «переработке».

Иногда, если пациент создает за определенный период времени Целую серию мандал, можно видеть, как цвета из внутренней части изображения перемещаются во внешнюю его часть или наоборот, что отчасти напоминает то, как распускается цветок. В других случаях оп­ределенные цвета и формы с течением времени перемещаются из левой нижней части мандалы (той части, которая отражает преимуще-

- 33 -

ственно бессознательные процессы) в ее верхний левый сектор и да­лее — в ее верхнюю точку и в правую часть (те части, которые отража­ют сознательные процессы и трансформацию сознания).

Мой опыт показывает, что существуют две основные категории изображений. Одна из них включает симметричные мандалы, напоми­нающие цветок или апельсин в разрезе. Такие мандалы отражают ис­ключительно текущий момент времени; при этом отсутствующие в ри­сунке цвета и формы связаны с тем психическим материалом, который в настоящий момент находится за пределами осознания. Композицион­но более сложные мандалы, в разных секторах которых представлены разные цвета и формы, относятся ко второй категории изображений. Такие мандалы часто отражают как осознаваемый, так и неосознавае­мый материал, который, возможно, более полно раскроется в дальней­шем.

- 34 -

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала

Под редакцией А И Копытина СПб Речь...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мандала в качестве проективного средства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как, что и почему
  В данной статье я попытаюсь изложить методологию (как?) пси­хотерапевтического и диагностического использования мандал. Я ос­тановлюсь, в частности, на тех визуальных признаках, кот

РИТУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛ В ДРУГИХ КУЛЬТУРАХ
Джоанна Келлогг (Joan Kellogg)   В культуре древней Месопотамии понятие круга сформировалось примерно к 2300 г. до нашей эры. Аналогичное понятие — понятие с

Эффект зеркала
  Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осоз­нания материала бессознательного. Если движение в манда

Священное место
  Священным местом у индейцев племени Навахо является так на­зываемый хоган, где совершаются различные ритуалы Хоганы име­ют форму мандалы: у них круглый пол и направленный к востоку

Создание мандал в качестве психотерапевтического приема
  «Такая психотерапия гибка, это не процедура, а приключение. Процесс работы заключается не в том, как это часто ошибочно думают, что доктор ищет, что с пациентом «не так», и затем го

Джоанна Келлогг, Маргарет Мак Рэ, Хеллен Бонни и Франческо Ди Лео
(Joan Kellogg, Margaret MacRae, Helen Bonny and Francesco Di Leo)   Значение цвета и формы в изображении мандалы*   В

Значение цвета в мандале
  Каждому, кто занимается интерпретацией рисунков мандалы, нужно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в кот

Значение формы в мандалах
  Я кратко охарактеризую некоторые формы, присутствующие в мандалах. Центральная их часть, конечно же, является наиболее важ­ной: ее цвет и форма могут очень многое сказать о человеке

Общие рекомендации
  В мандалах здоровых индивидов, как правило, присутствуют все основные цвета. Рассматривая мандалу, следует обратить внимание на то, какой из основных цветов отсутствует. Если в женс

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии
Использование мандал в сочетании с музыкальной терапией*   Основой для написания данного раздела послужила совместная работа авторов на базе Мэрилендского це

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ, МАНДАЛ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ: КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Кэрол Буш (Carol Bush)   В данной статье описывается использование анализа сновидений, направленной визуализации и музыки и карточного теста мандалы в кач

Сведения о пациентке
  Мэгги — крупная миловидная брюнетка, вышедшая замуж неза­долго до начала психотерапии, — жаловалась на сниженное настрое­ние, сонливость и неспособность принять какое-либо решение.

Психотерапевтический процесс
  В течение первых четырех месяцев психотерапии сновидения и визуализации Мэгги в ходе НВМ-сессий отражали ее чувства отчаяния и безысходности. Она, в частности, видела сон, в котором

Клинический комментарий
  Благодаря использованию в процессе психотерапии анализа сно­видений, направленной визуализации и музыки и мандал, появляется возможность всесторонней оценки бессознательной динамики

Характеристика групп духовного целительства
  Духовное целительство в западной культуре является символичес­кой формой целительства. Оно характерно для деятельности самых раз­ных групп, представляющих различные религиозные тече

Методы оценки
  С целью определения состояния здоровья были использованы спе­циальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, пси­хического и поведенческого благополучия или «качества ж

Результаты исследований
  Возраст респондентов колебался от 35 до 65 лет, 40 % из них были либо холостыми, либо разведенными; большинство из них были белыми и принадлежали к среднему или рабочему классу. Сре

Результаты мультивариативного анализа показателей состояния здоровья
  a) Тяжесть заболевания (зависимая переменная) F = 2,48, DF (3,1 80); Wilks lambda = 0,06   1 измерение

И поведенческого здоровья
    AV ER ILL SEVCH GW BCH GSI СН DEP СН AN ХСН H

Выбор карт, соответствующих трем группам стадий Большого Круга Мандалы
а) стадии с 1 по 4   1 измерение 2 измерение 3 измерение   N

Изменения в выборе карт во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал
  а) стадии с 1 по 4 Неисцелившиеся Исцелившиеся     N %

Распределение цветов разной интенсивности в выборе цветовых карт респондентами в разные моменты исследования
  а) темные оттенки   1 измерение 2 измерение 3 измерение   N

Изменения в выборе цветов разной интенсивности во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал
  а) темные оттенки Неисцелившиеся Исцелившиеся     N %

Обсуждение
  Целью данного исследования было изучение связи между «объек­тивными» индикаторами состояния здоровья (качества жизни) и пси­хической динамикой (карточный тест мандалы), с одной стор

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Джоанна Келлогг (Joah Kellog)   Всякая мандала является продуктом индивидуального творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте. Поэтом

Руководитель программы А. И. Копытин
1-й уровень. Общий обзор современной арт-терапии и ее отдель­ных форм и направлений. Диагностический и психотерапевтический инструмент мандала. Метод направленной визуализации в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги