ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ

 

Дорогие дети!

Поступать согласно своим Желаниям должно стать основой Закона.

1. Вы помните, что на прошлой неделе наше увлечение йогой привело нас к отцам церкви. Мы увидели, что их философия и наука, при независимом их изучении, заставляет нас повторить знаменитое восклицание Тертулиана: «Как права церковь, отрицая авторитет разума!»

2. Мы вынуждены разобраться в том, что же церковь подразумевает под «верой». Святой Павел говорил, что вера — это «субстанция вещей, на которые надеются; очевидность невидимых вещей». Я не думаю, что нам следует предполагать, будто слово «вера» соответствует определению, которое поддерживал распутный пузатый грубиян Мартин Лютер. Вера, о которой он говорил, — это все что угодно, но не субстанция. Это (по меткому выражению школьника) сила уверенности в том, что известное нам окажется неправдой. Для того, чтобы иметь хоть какой-то смысл, вера должна подразумевать опыт, а этот подход в точности совпадает с выводом, полученным нами на нашей последней лекции. Ничто бесполезно для нас, пока оно не подвергнуто анализу, и единственная во вселенной возможность проводить такой анализ — это прямой опыт спиритической истины. Теперь и только теперь мы нашли позицию, общую для великих религиозных умов всех времен. Она с неизбежностью должна стать нашей догмой, потому что догма состоит из набора интеллектуальных утверждений, каждое из которых, равно как и его отрицание, может быть оспорено и опровергнуто.

3. Вы, вероятно, осведомлены, что кандидаты на вступление в орден иезуитов тренировались в дискуссиях по всем этим крайне противоречивым вопросам. Члены ордена предлагали им предлагали доказать любое поразительное богохульство, пришедшее на ум. И чем более был шокирован кандидат, тем лучшую тренировку получал его мозг. Чем больше его разум терял уверенность в собственной правоте или даже в способности быть правым, тем лучше он служил ордену.

4. Рационалист, в присущей ему поверхностной манере, всегда будет спорить, что такая тренировка есть отречение от ментальной свободы. Однако, это единственный путь обретения такой свободы. В том же ордене тренировка послушания основана на подобном принципе. Монах должен делать то, что приказывает ему настоятель. Протестанты всегда представляют это как наиболее возмутительную и непереносимую тиранию. «Из бедняги, — говорят они, — вышиблена собственная воля». Это чистая чепуха. При отречении от желаний через практику святого повиновения, воля становится необычайно сильной. Такой сильной, что ни один из естественных инстинктов, желаний или привычек не может вмешаться. Кандидат освободил свою волю от всех этих запретов. Он стал совершенной функцией механизма Порядка. В главе ордена сконцентрирована сила воли всех отдельных личностей. Это принцип лежит в основе существования человеческого тела, где каждая клетка должна передать бразды правления концентрированной воле организма.

5. Другими словами, орден иезуитов создал совершенную модель живого человека. Благодаря этому орден, который никогда не был многочисленным, стал таким влиятельным в Европе. Не всегда его работа оказывалась верхом совершенства, но вины системы в том нет. Наиболее примечательными являются выдающиеся результаты, достигнутые им в области науки и философии. Но он (орден) ничего не сделал в религии, — точнее, все, что касалось религии, оказалось вредным. Почему произошла такая ошибка? По очень простой причине: на религиозные изыскания было наложено табу. Все вопросы решались Папой или советом церкви. Орден, следовательно, мог освободить себя от затруднений религии точно так же, как новички получают полную свободу от моральной ответственности, положившись на волю наставника.

6. Я должен здесь упомянуть, что «Спиритические упражнения» святого Игнатиуса в своей сути являются восхитительными упражнениями йоги. Но в них, по правде говоря, есть привкус магических приемов, и они призваны служить догме. В этом, однако, была своя необходимость, и это была неплохая магия, потому что первоначальным желанием Основателя было создание военной машины для противостояния Реформации. Ему хватило ума составить план, который наиболее эффективно служил только этой цели. Единственная проблема — его цель не была достаточно величественна по своим масштабам, чтобы противостоять внутренним силам. Достигнув высших горизонтов в результате выполнения этих упражнений, иезуиты обнаружили, что исходная цель ордена не адекватна их силам: они, как говорится, перегрузились. Орден глупо вторгся в духовную сферу других авторитетов, для поддержки которых был создан, и это реально рассорило его с Папой и помешало захватить папский престол. Будучи сбитыми с курса, иезуиты, тем не менее, удвоили энтузиазм своих упражнений. Но характерная черта всех духовных упражнений (если они честно и эффективно выполняются) — то, что они выводят на все более высокие горизонты, где любые догматические соображения и интеллектуальные концепции неверны. Следовательно, нас вовсе не удивило бы, если бы глава ордена и его непосредственное окружение оказались вдруг атеистами. Если бы так случилось, это бы означало, что они были развращены своими заботами в сфере конкретной мировой политики, которую иначе, чем на базе атеизма, проводить невозможно Безмозглым лицемерием является попытка прикидываться, что это не так. Но оставим эти заботы соответствующим спецслужбам Было бы более разумным допустить, что руководители ордена действительно достигли высших уровней духовного знания и свободы, и вполне возможно, что наиболее подходящее определение для них — пантеисты или гностики.

7. Эти рассуждения должны оказаться чрезвычайно полезными для нас именно сейчас, когда мы собираемся более детально рассмотреть результаты практического выполнения упражнений йоги Существует в действительности что-то общее между исступленными порывами всех великих мистиков по всему миру. Я остановлю ваше внимание на одном примере: «Поступать согласно своим Желаниям должно стать основой Закона» В чем суть пред писания? Это обобщение цитаты из святого Августина «Люби и делай, что пожелаешь». Но в Книге Законов, да пусть не введут в заблуждение слушателя эти спазмы противоречий, есть дальнейшее объяснение: «Любовь есть Закон, любовь по желанию».

8. Дело в том, что бесполезно обсуждать результатыйоги, будет ли она рекомендована Лао-цзы, Патанджали или святым Игнациусом Лойолой, потому что в качестве первого постулата мы приняли: «Эти вопросы не подлежат дискуссии». Споры вокруг них только засасывают нас в котел «потому что», и неровен час погибнуть от клыковРазума. Следовательно, единственной пользой от описания наших упражнений следует считать придание студентам способности получить некоторое представление о явлениях, которые произойдут с ними, когда они достигнутопределенного успеха в практике йоги. Процитируем высказывание Давида: «Я ненавижу мысли, но Твой закон я люблю». Святой Павел сказал. «Плотский разум есть вражда против Бога». Можно даже сказать, что смысл посланий Павла сводится к борьбе с разумом: «Мы воюем не с телом и кровью…», остальное вы знаете, я не буду приводить всю цитату.

9. Я думаю, что именно святой Павел описал сатану (из-за своего незнания происхождения слова) как Принца Сил Воздуха — т. е. интеллект. И мы не должны никогда забывать, что Павла обратило в веру видение дороги в Дамаск. Важным также является его исчезновение в Аравийской пустыне на три года, прежде чем он явился в качестве нееврейского апостола. Святой Павел был ученым раввином, любимым учеником лучшего наставника иудейского закона, — ив одно мгновение его Видение полностью разрушило все аргументы! Нам не известно, сказал ли Павел что-то в этот момент, но он спокойно отправился в свое путешествие. Это великий урок: не оспаривать результаты. Имеющие экземпляр сборника «Равноденствие бога» могут сильно удивиться экстраординарности предписания в комментарии: запрет всех дискуссий по Книге. Я сам не полностью понимаю это предписание, но именно это я сейчас и делаю.

10. Давайте рассмотрим некоторые явления, происходящие во время выполнения упражнений пратьяхары. В самом начале моего пребывания в Канду я пытался сконцентрироваться, сдвигая зрачки к кончику носа. Это, между прочим, не очень хорошее упражнение, можно испортить зрение. Но я хочу рассказать о другом. Я проснулся ночью оттого, что моя рука коснулась чьего-то носа. Я мгновенно решил, что в комнате еще кто-то есть. Ничего подобного. Просто мой нос больше не находился в томместе концентрации, которое соответствовало начальной фазе упражнения.

11. Подобные явления происходят при концентрации на любом объекте. Достаточно любопытно, когда это связано с феноменом невидимости. Когда ваш разум глубоко уходит в себя, перестает осознавать себя и все окружающее, одним из наиболее обычных результатов является невидимость тела для других людей (хотя я не думаю, что это имеет какое-нибудь значение для фотоаппарата). Со мной это происходило многократно. Это происходило почти ежедневно во время моего пребывания на Сицилии.

12. Мы любили спускаться группой к прибрежному песку с вкрапленными в него осколками камня фантастической формы, к скалам, инкрустированным бриллиантами морских организмов. Путь пролегал по обнаженному склону. Голо, как говорится, кролику негде спрятаться. Ночасто происходило так, что кто-нибудь из группы оборачивался ко мне, чтобы заговорить, и не находил меня. Я знаю, что это часто происходило и во время диктовки, когда мой стул был явно пуст. Между прочим, это свойство, которое возникает в процессе тренировки (как правило, бессознательно), может стать реальной магической силой.

13 Однажды большая толпа возбужденных людей искала меня с враждебными намерениями. Но вдруг у меня возникло ощущение легкости и призрачности, будто я был тенью, беззвучно скользящей по улице. И действительно, никто из искавших меня людей не проявил ни малейших признаков того, что он осознает мое присутствие Интересная параллель этому случаю возникает при изучении Евангелия, в котором мы читали, что «они собрали камни, чтобы забросать его ими, но он, пройдя среди них, ушел».

14. У занятий пратьяхарой есть обратная сторона, которую можно описать как полностью противоречащую всему, о чем мы тут говорили. Концентрация внимания на одной части тела позволяет разуму перемещаться в очень малых пределах. Я много практиковался в этом во время уединения на озере Паскуани. Я обычно выбирал палец и погружал полностью свое сознание в те небольшие движения, которые я позволял ему совершать. Я не стану вдаваться в подробности этого упражнения. Могу только сказать, что до тех пор, пока вы не обретете силу, вы не получите представления о чистом восторге и удовлетворении от этого бесконечно трепетного оргазма.

15. Если я точно помню, это упражнение и его результат стали одним из принципиальных факторов, позволивших мне, в конце концов, достичь того, что названо Трансом Изумления, соответствующего Степени Магистра Ордена и являющегося разновидностью полного понимания организма вселенной. Этот Транс значительно выше, чем Блаженное Видение, так как в последнее всегда вовлекается сердце — пхрен; но в предыдущем участвует ноус, божественная интеллигентность человека, а сердце всего лишь центр интеллектуальных и моральных способностей.

16. Но до тех пор, пока вы сосредоточиваетесь на физическом, ваши результаты остаются в этой плоскости. Принципиальный эффект таких концентраций на малых частях тела проявляется в понимании или, скорее, оценке чувственного удовольствия. Оно, однако, бесконечно утонченное и чрезвычайно интенсивное. Очень часто можно овладеть приемами, с помощью которых умелый артист в состоянии разбудить ощущение удовольствия в другом человеке. Выделите, скажем, три квадратных дюйма кожи на любой части тела. И чрезвычайно нежными касаниями вы сможете вызвать в пациенте все возможные приятные ощущения, на которые он вообще способен. Я знаю, что это весьма экстраординарное заявление, но в его правоте легко убедиться. Единственное, что меня беспокоит, это увлечение экспертов наградой вместо реальной оценки значения данного урока, заключающейся в том, что рост чувственных удовольствий абсолютно бесполезен. Это упражнение должно рассматриваться в качестве первого шага к освобождению от рабства желаний тела.

17. Я полагаю, что возникла подходящая ситуация для небольшого отступления в пользу маха-сатипаттханы. Упражнение было рекомендовано Буддой в очень специальных терминах и слыло единственным, о котором он высоко отзывался. Он говорил своим последователям, что если они будут его выполнять, то рано или поздно достигнут полного приобщения к знаниям. Упражнение состоит в анализе вселенной в терминах сознания. Вы начинаете с некоторого очень простого и регулярного упражнения с телом, типа движения тела при ходьбе или движения легких при дыхании. Вы стараетесь замечать, что происходит: «Я вдыхаю, я выдыхаю, я сдерживаю дыхание» в соответствии с происходящим. И неожиданно, без предупреждения, вас поражает шок открытия: то, о чем вы думаете, — неправда. Вы не имеете права говорить: «Я вдыхаю». Все, что вы в действительности знаете, — это что существует — вдыхание.

18 Вы, следовательно, измените свою мысль: «Существует вдыхание, существует выдыхание», и т. д. И очень скоро, если вы упражняетесь усердно, вас постигнет другое потрясение. Окажется, что вы не имеете права говорить, что существует дыхание. Вы понимаете, что есть только подобное ощущение. Вы снова изменяете концепцию своего наблюдения, и однажды делаете открытие, что и ощущение исчезло Все, что вы знаете, — это что существует осознание ощущения вдыхания или выдыхания. Продолжайте дальше, и вскоре вы откроете очередную иллюзию. Обнаружится, что существует только тенденция к осознаванию ощущения.

19. Предыдущие стадии легки для интеллектуального усвоения, — вы соглашаетесь с ними немедленно, как только их открываете. Но в случае с «тенденцией» все обстоит иначе. По крайней мере так было со мной. У меня отняло много времени осознание, что имеется в виду под «тенденцией». Для того, чтобы помочь вам ясно это пред ставить, мне придется подыскать подходящую иллюстрацию. Например, часы ничего не делают, кроме предоставления индикации времени. Они так сконструированы. И это все, что мы о них знаем. Мы можем бесконечно спорить о том, правильно ли они показывают время, но это ровным счетом ничего не будет значить, пока мы не узнаем (к примеру), контролируются ли часы с астрономического центра и не сошел ли с ума астроном. Затем мы должны определить, в какой части света находятся эти часы, и так далее.

20. Я помню, как однажды был в Тен-Йехе, как раз внутри китайской стены в Яннане. Ровно в полдень приходило телеграфное сообщение в консульство из Бейджина. Это была блестящая идея, поскольку электрический сиг нал передается практически мгновенно. К несчастью (если это только к несчастью, в чем я сомневаюсь), сообщения должны были задерживаться в месте, называемом Ян Чен. Операторы почти все время курили опиум, и поэтому, когда внезапно к нам прибывала пачка телеграмм (более дюжины в пачке), оказывалось, что они сообщали, что в Бейджине полдень, но в различные дни! Надеюсь, вы уже поняли, что все грубые явления, все эти ощущения и осознания являются в конечном счете иллюзией. Действительно, можно только сказать, что была тенденция со стороны некоторых лунатиков в Бейджине сообщать людям в Тен-Йехе, какое у них время!

21 Но даже эта четвертая скандха не последняя После практики она тоже оказывается иллюзией, и вы остаетесь ни с чем, кроме пустого осознания существования такой тенденции. Мне сложно рассказывать об этом, потому что я не работал с ней тщательно, но я очень сомневаюсь в том, что «самосознание» имеет какой-нибудь смысл при переводе слова виннанам. Лучше переводить его как «опыт», используя это слово в том смысле, в каком мы употребляли его до сих пор, — как непосредственную реальность без всяких комментариев.

22. Я надеюсь, вы понимаете и цените, как трудно дать разумное описание, хотя бы приблизительное, подобных явлений; и тем более их правильно проклассифицировать. Это одна из причин невозможности найти более или менее удовлетворительную литературу по йоге. Чем дальше вы прогрессируете, тем меньше вы знаете и тем больше понимаете. Этот эффект есть просто дополнительное свидетельство того, о чем я рассказывал все это время: очень мало пользы в обсуждении вещей. Необходима преданность практике.