рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Из истории языкознания

Из истории языкознания - раздел Образование, Введение в языкознание Языкознание Как Наука О Языке Зародилось В Глубокой Древно­сти (Предположител...

Языкознание как наука о языке зародилось в глубокой древно­сти (предположительно на Древнем Востоке, в Индии, Китае, Еги­пте). Сознательное изучение языка началось с изобретения пись­менности и появления особых языков, отличных от разговорных.

Первоначально наука о языке развивалась в рамках частного языкознания, что было вызвано необходимостью обучения пись­менному языку. Первым теоретическим опытом описания языка была грамматика санскрита индийского ученого Панини (V-IV вв. до н.э.), которая называлась «Восьмикнижие». В ней устанавлива­лись нормы санскрита и давалось точное описание языка священ­ных текстов (Вед). Это было наиболее полное, хотя и предельно сжатое (чаще всего в виде таблиц), описание фонетики, морфоло­гии, морфонологии, словообразования и элементов синтаксиса сан­скрита. Грамматику Панини можно назвать порождающей грамма­тикой, т.к. она в известном смысле учила порождению речи. Давая в качестве исходного материала список в 43 слога, ученый излагал систему правил, позволяющих строить из этих слогов слова, из слов - предложения (высказывания). Грамматика Панини до сих пор считается одним из самых строгих и полных описаний санс­крита. Сочинение Панини оказало существенное влияние на раз­витие языкознания в Китае, Тибете, Японии (в китайском языкозна­нии долгое время основным направлением была фонетика).

Прикладной характер древнего языкознания проявился и в ин­тересе к толкованию значений слов. Первый толковый словарь «Эр я», над которым работало несколько поколений ученых, появился в Китае (Ш-И вв. до н.э.). В этом словаре давалось систематизиро­ванное толкование слов, встречающихся в памятниках древней письменности. В Китае же в начале нашей эры появился и первый диалектный словарь.

Европейская лингвистическая, аточнее грамматическая, тради­ция зародилась в Древней Греции. Уже в IV в. до н.э. Платон, опи­сывая грамматику греческого языка, вводит термин techne gram-matike (буквально 'искусство письма'), определяющий основные разделы современной лингвистики (отсюда происходит и современ­ный термин «грамматика»).


Грамматическое и лексикографическое направление частного языкознания было ведущим в науке о языке в античной языковед­ческой традиции, в средневековой Европе и особенно на Востоке. Так, в частности, в IV в. в Риме появляется «Грамматическое руко­водство» Элия Доната, прослужившее учебником латинского язы­ка более тысячи лет. В VIII в. арабский филолог Сибавейхи создает первую дошедшую до нас классическую грамматику арабского языка.

На Востоке же к X в. формируется понятийный аппарат и тер­минология лексикологии, которая выделяется в самостоятельную научную дисциплину. Об этом свидетельствуют работы арабского ученого Ибн Фариса («Книга о лексических нормах», «Краткий очерк о лексике» ), в которых впервые поднимается вопрос об объ­еме словарного состава арабского языка, дается классификация его лексики с точки зрения ее происхождения и употребления, разраба­тывается теория слова (проблема многозначности слова, прямого и переносного значений, омонимии и синонимии).

Арабское языкознание оказало влияние на становление еврей­ского языкознания, развитие которого также шло в основном в двух направлениях - грамматическом и лексикографическом. Первая грамматика древнееврейского языка появляется в начале X в. Ав­тор ее Саадия Гаон. Однако собственно научное изучение древне­еврейского языка начинается с работ Давида Хайюджа, который в двух «Книгах о глаголах» выделил основные категории морфоло­гии глагола и впервые ввел понятие корневой морфемы. Это поня­тие прочно утвердилось в еврейском языкознании, о чем свиде­тельствует фундаментальный словарь корневых морфем Самуила Нагида (XI в.) «Книга, избавляющая от нужды обращаться к дру­гим книгам», куда вошли все слова и словоформы, встречающиеся в Ветхом Завете. На рубеже ХП-ХШ вв. появляются грамматики древнееврейского языка братьев Кимхидов, ставшие на долгое вре­мя классическими учебниками древнееврейского и арамейского языков во многих христианских университетах Западной Европы.

Грамматическое и лексикографическое направление частного языкознания, развивая и углубляя свой научный аппарат, становит­ся ведущим в науке о развитии и функционировании отдельных языков. Однако собственно теоретическое изучение языка, станов­ление особой научной дисциплины - языкознания происходит в ра­мках общего языкознания.

Философское осмысление языка, изучение его как средства познания мира начинается в Древней Греции, где постижение зако-


нов языка происходило в рамках философии и логики. Лингвисти­ческий интерес античных философов был сосредоточен на таких сложнейших проблемах, как происхождение языка, язык и мышле­ние, соотношение слова, вещи и мысли и т.д. Язык рассматривался как средство формирования и выражения мысли. Разум и речь понимались как единый logos. Поэтому учение о слове (логосе) явилось основой древнегреческого языкознания. Согласно этому учению, из слов складываются предложения (ср. в индийской язы­ковой концепции: целостное предложение разлагается на элементы лишь в грамматическом описании), поэтому слово рассматривается и как часть речи, и как член предложения.

Наиболее ярким представителем античной языковедческой тра­диции является Аристотель. В своих сочинениях («Категории», «Поэтика», «Об истолковании» и др.) он изложил логико-грамма­тическую концепцию языка, для которой было характерно нерас-члененное восприятие синтаксических и формально-морфологиче­ских характеристик единиц языка. Аристотель был одним из пер­вых античных философов, кто развил учение о частях речи и син­таксисе простого предложения. Дальнейшая разработка этих про­блем велась учеными Древней Стой, крупнейшего философского и лингвистического центра Греции (т.н. стоиками)1, которые усовер­шенствовали его классификацию частей речи и заложили основы теории семантического синтаксиса, активно развивающейся в нас­тоящее время.

Своей вершины философское изучение языка достигает в трудах западноевропейских ученых XVI-XVII вв. Ф. Бэкона, Р. Декарта и В. Лейбница, выдвинувших идею создания единого для всего чело­вечества языка в качестве совершенного средства общения и выра­жения человеческих знаний. Развитие языкознания в XVII в. прохо­дило под знаменем создания философской грамматики языка, что было продиктовано самим временем, нуждами и трудностями межъязыкового общения и обучения. Так, в частности, Ф. Бэкон выступил с идеей создания своеобразной сравнительной грамма­тики всех языков (или по крайней мере индоевропейских). Это, по его мнению, позволило бы выявить сходства и различия между языками, а впоследствии создать на основе выявл .ных сходств

' Основателем школы считается Зенон из Китиона на Кип : (ок. 336 -264 гг. до н.э.). Не удовлетворенный учениями древнегреческих философских школ (в частности, платоновской Академии), Зенон основал свою собственную школу в «узорчатом портике» (греч. stoa 'портик'), от которого она и получила свое на­звание.


единый для всего человечества язык, т.е., по сути дела, речь шла о создании языка типа эсперанто как совершенного средства обще­ния. Со сходной идеей создания единого философского языка вы­ступил и Р. Декарт. Этот язык, по мнению Р. Декарта, должен обла­дать определенной суммой понятий, которые позволяли бы путем различных формальных операций получать абсолютные знания, по­скольку система человеческих понятий может быть сведена к срав­нительно небольшому числу элементарных единиц. Такой язык должен иметь только один способ спряжения, склонения и словооб­разования, т.е. и здесь речь шла о создании всеобщего искусствен­ного языка. Эта же идея лежала в основе концепции В. Лейбница, предложившего проект создания универсального символического языка. В. Лейбниц полагал, что все сложные понятия состоят из простых «атомов смысла» (так же, как все делимые числа явля­ются произведением неделимых). Комбинация этих «атомов смыс­ла» позволит выражать сложнейшие абстрактные материи; Рассу­ждения поэтому он предлагал заменить вычислениями, используя для этих целей формализованный язык. Первые девять согласных он предлагал обозначить цифрами с 1 по 9 (например, b=l, c=2, d=3 и т.д.), а комбинациями цифр - другие согласные. Гласные же он предлагал передавать десятичными разрядами (например, а=10, е=100, i=1000 итд.). Идеи В. Лейбница и сам проект формализован­ного языка дали толчок развитию символической логике и в даль­нейшем оказались полезными в кибернетике (в частности, в конст­руировании языков машин).

Логический подход к языку как способ познания его универ­сальных свойств получил продолжение в рационалистических кон­цепциях языка, лежащих в основе грамматики Пор-Рояль, назван­ной по имени одноименного аббатства. Опираясь на логические формы языка, выявленные Аристотелем (понятие, суждение, сущ­ность и т.д.), авторы «Всеобщей рациональной грамматики» (по­следователи Р. Декарта - логик А. Арно и филолог К. Лансло) дока­зывали их универсальность для многих языков мира. Грамматика, основанная на категориях логики, должна быть, по их мнению, уни­версальной, как универсальна сама логика. Привлекая материалы латинского, древнееврейского, греческого, французского, итальян­ского, испанского, английского, немецкого языков, они исследова­ли природу слов (характер их значений, способы образования, от­ношения с другими словами), выявили принципы структурной организации этих языков, определили номенклатуру общих грам­матических категорий, дав описание каждой из них, установили


соотношение категорий языка и логики. Эта грамматика положила начало общему языкознанию как специальной научной дисциплине и заложила основы сравнительно-исторического языкознания. Грамматика реально доказала, что языки можно классифицировать самыми различными способами - и с точки зрения их материаль­ного сходства и различия (т.е. сходства и различия в материальном выражении значащих элементов языка), и с точки зрения их семан­тического сходства и различия. Однако рассматривая язык как вы­ражение «неизменных логических категорий», авторы этой грамма­тики абсолютизировали принцип неизменности языка и оставили без внимания принцип языковой эволюции.

В рамках общей теории языка формируется и сравнительно-ис­торическое языкознание. Корни его уходят в глубокую древность: первые наблюдения над родством языков, в частности, древнеев­рейского и арабского, встречаются в еврейском языкознании в со­чинении Исаака Баруна «Книга сравнения еврейского языка с араб­ским» (ХП в.). В основе сравнительно-исторического изучения языков лежали следующие принципы:

1) каждый язык имеет свои отличительные признаки, выде­ляющие и противопоставляющие его другим языкам;

2) выявить эти признаки можно путем сравнительного изучения языков;

3) сравнительный анализ обнаруживает не только различия, но и родство языков;

4) родственные языки формируют языковую семью;

5) различия родственных языков - результат их исторических изменений;

6) фонетическая система языка изменяется быстрее других язы­ковых систем; фонетические преобразования в рамках одной язы­ковой семьи осуществляются со строгой последовательностью, не знающей исключений.

У истоков сравнительно-исторического изучения языков стояли немецкие ученые Ф. Бопп, Я. Гримм, датский К. Раек и русский А.Х. Востоков, разработавшие принципы и методы сравнительно-исторического изучения как живых, так и мертвых языков. В рабо­тах, созданных ими («Система спряжения в санскрите в сравнении с греческим, латинским, персидским и германскими языками» Ф. Боппа, «Исследование происхождения древнесеверного или ис­ландского языка» Р. Раска, четырехтомная «Немецкая грамматика» Я. Гримма, «Рассуждение о славянском языке, служащее введением к грамматике сего языка, составляемой по древнейшим оного пись-


менным памятникам» А.Х. Востокова), обосновывалась необходи­мость изучения исторического прошлого языков, доказывалась их изменяемость во времени, устанавливались законы их историче­ского развития, выдвигались критерии определения языкового род­ства. По мнению Р. Раска, язык является средством познания про­исхождения народов и их родственных связей в далекой древности. Причем основным критерием родства языков является грамматиче­ское соответствие как наиболее устойчивое, что касается лексиче­ских соответствий, то они, считает Р. Раек, являются в высшей сте­пени ненадежными, так как слова часто переходят из одного языка в другой независимо от характера происхождения этих языков. Грамматический же строй языка является более консервативным. Язык, даже смешиваясь с другим языком, практически никогда не заимствует у него формы спряжения или склонения, а наоборот, скорее сам теряет свои собственные формы (английский язык, на­пример, не воспринял форм склонения или спряжения французско­го языка или скандинавских, но, наоборот, вследствие их влияния сам утратил многие древние англосаксонские флексии). Отсюда он делает вывод: язык, имеющий наиболее богатую формами грамма­тику, является наиболее древним и близким к первоисточнику.

Сравнительно-исторический подход к изучению языков способ­ствовал разработке их генеалогических классификаций. Первым лингвистом, предложившим такую классификацию, был немецкий ученый А. Шлейхер. Отвергая возможность существования единого праязыка для всех языков мира, он выдвинул идею исторического родства родственных языков. Языки, происходящие из одного язы­ка-основы, образуют языковой род (или «языковое древо»), который делится на языковые семьи. Эти языковые семьи дифферен­цируются на языки. Отдельные языки распадаются далее на диа­лекты, которые с течением времени могут обособляться и пре­вращаться в самостоятельные языки. При этом Шлейхер полностью исключает возможность перекрестного скрещивания языков и диа­лектов. Задача лингвиста, - считает он, - заключается в том, чтобы на основе поздних форм существования языка реконструировать формы языка-основы. Таким языком-основой для многих европей­ских языков был «общеиндоевропейский праязык», прародина ко­торого, по мнению А. Шлейхера, находилась в Средней Азии. Бли­же всего (и территориально, и в языковом отношении) к индоевро­пейскому языку, согласно А. Шлейхеру, стояли санскрит и авестий­ский язык. Индоевропейцы, двинувшиеся на юг, положили начало греческому, латинскому и кельтскому языкам. Индоевропейцы,


ушедшие с прародины северным путем, дали начало славянским языкам и литовскому. Ушедшие дальше всех на запад предки гер­манцев положили начало германским языкам. Иллюстрируя про­цесс распада индоевропейского праязыка, он предложил следую­щую схему родословного древа индоевропейских языков:

и-е праязык
4 4

славо-германские арио-греко-итало-кельтский
4 4 4 4

славо-литовский германские арийский греко-итало-кельтский
4 4 4 4 4 4

славянские литовский иранский индийский греческо- итало-албанский кельтский

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в языкознание

Введение... в языкознание... Рекомендовано УМО Российской Федерации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Из истории языкознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Связь языкознания с гуманитарными науками.
Будучи наукой о человеческом языке, языкознание тесно связа­но с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно: с историей,

Связь языкознания с естественными науками.
Языкознание связано не только с гуманитарными науками, но и естественными, а именно: с математикой, позволяющей разрабатывать статистическую теорию языка, вычислять статистические характер

СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА
История науки о языке свидетельствует о том, что вопрос о сущ­ности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не слу­чайно он имеет несколько взаимоисключающих решений: - язык есть

ЛИТЕРАТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ НОРМА, ЕЕ КОДИФИКАЦИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Литературно-языковая норма -этотрадиционно сложившаяся си­стема правил использования языковых средств, которые признаны обществом в качестве обязательных. В сознании говорящих норма является своеоб

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В БУДУЩЕМ
Вопрос о перспективах развития языков в будущем имеет не­сколько решений. Согласно одной точке зрения, будущее языков -за языковыми союзами: развитие языков, по мнению ученых, будет идти по пути их

ФОНЕТИКА
Фонетика (< греч. phönetikos 'звуковой') - раздел языкозна­ния, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и арти­куляционные свойства, законы, по которым они образуются, пра­

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЗВУКИ
С особенностями слоговой структуры слова связано и появление неорганических или паразитических звуков. Паразитические звуки - это дополнительные, отсутствующие в первоначальной форме слова

ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ
В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными. Комбинаторные изменения - это фонетические изменения

ФОНЕМА КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА
В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги