рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЗВУКИ

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЗВУКИ - раздел Образование, Введение в языкознание С Особенностями Слоговой Структуры Слова Связано И Появление Неорганических И...

С особенностями слоговой структуры слова связано и появление неорганических или паразитических звуков.

Паразитические звуки - это дополнительные, отсутствующие в первоначальной форме слова звуки, возникшие под влиянием определенных фонетических или морфологических условий, ср. рус. просторечное: радиво, страм и др. Паразитическими могут быть как согласные, так и гласные. Паразитические согласные появляются, как правило, на границе двух гласных (реже соглас­ных), принадлежащих разным слогам (ср. ка-ка-о > просторечное ка-ка-во). Возникновение этого дополнительного звука связано со стремлением говорящего устранить стечение гласных (или зияние). Оно наблюдается чаще всего при освоении заимствованной лекси­ки (ср. греч. loan - рус. Иван). Иногда зияние может устраняться путем стяжения двух гласных звуков в один слог (ср. севернорус­скую диалектную форму быват < бывает) или «выталкивания» од-


ного из двух гласных (явление элизии), ср. франц. l'entree < la entree. Паразитические согласные могут, однако, появляться и в начале, на границе двух слов перед начальным гласным, (ср. рус. восемь и др.-рус. осьмь, рус. острый и просторечное вострый), так как наличие в слове начальных гласных вызывает в потоке речи зияние. Наиболее распространенными паразитическими согласны­ми являются e,j, г (ср. рус. яблоня и лат. abella, рус. вотчина и др.-рус. отьчнна, рус. ухо и блр. вуха, рус. острый и укр. гострий).

Паразитические гласные появляются, как правило, при стечении согласных (особенно шумных и сонантов) как реализация потреб­ности упростить эту труднопроизносимую группу, разбив ее на два слога (ср. рус. рубль и просторечное рубель), однако так же, как и согласные, они могут появляться и в начале слова (ср. рус. диал. аржаной, укр. 1ржати и др.), особенно в языках, не допускающих стечения согласных в начале слова (ср. араб. Isfanbu.i 'Стамбул', венг. iskola 'школа').

Появление дополнительного звука, отсутствующего в первона­чальной форме, в середине слова называется эпентезой (< греч. epenthesis 'вставка'), ср. рус. просторечное ндрав; в абсолютном начале слова - протезой (< греч. prothesis 'постановка впереди'), ср. рус. ягненок - др.-рус. агньць; в абсолютном конце слова - эпи-тезой (др.-рус. п^снь - рус. песня).

УДАРЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Ударение - это выделение слога в слове с помощью фонетиче­ских средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона и тд.). В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

1) силой голоса (при этом нередко происходит удлинение сло­га): это ударение называется силовым или динамическим (напри­мер, в чешском или в тюркских языках);

2) высотой тона (ударный слог выделяется интонационно, на­пример, повышением основного тона): это ударение называется тоновым или музыкальным (например, в китайском языке); музы­кальное ударение может быть даже политоническим, так как удар­ный слог может иметь разные интонации, например, восходящую или нисходящую (ср. литов. austi 'светать' и äusti 'мерзнуть');

3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не уси­ливается): это ударение называется долготным или количествен­ным (например, в новогреческом, индонезийском,яванском языках).


Исследования в области сравнительно-исторического языкозна­ния позволили высказать предположение, что ударение развилось из тона, на основе которого сначала сформировалось тоновое ударе­ние, а затем динамическое.

В русском языке, согласно традиционной точке зрения, все три типа ударения соединяются вместе, так как ударный слог и самый сильный, и самый долгий, и на нем происходит движение тона (его повышение или понижение). Однако последние данные экспери­ментальной фонетики не подтверждают этой точки зрения, так как сила ударного слога зависит от нескольких факторов: 1) от качества гласного, находящегося под ударением (в русском языке, например, самым сильным или громким по звучанию является гласный а, а самым слабым или тихим - ы); 2) от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его гром­кость, например, в слове о-ста-но-ви-ли первые гласные будут значительно громче ударного и, так как оба они являются откры­тыми и находятся в начале слова. Поэтому русское ударение ближе скорее к количественному (или долготному).

В мире, однако, существуют языки (в частности, палеоазиат­ские), в которых ударение вообще не отмечено.

Кроме фонетических типов ударения, различаются структурные типы. В зависимости от расположения ударения в слоговой струк­туре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: молоко, на предпоследнем: ворона, на третьем от конца: овощи и т.д.). Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во француз­ском языке, например, оно находится на последнем слоге, в польс­ком - на предпоследнем, в чешском - на первом, в лезгинском -на втором).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение -это ударение, которое способно перемещаться в разных словофор­мах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме, ср., например, ударение в слове вода: ед.ч. им.п. вода, вин.п. воду, мн.ч. им.п. воды и т.д. Неподвижное ударение - это постоянное ударе­ние, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, ср. ед.ч. им.п. книга, вин.п. книгу, мн.ч. им.п. книги и т.д.; в английском языке, например, ударение неподвижное: место ударе­ния в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

6 — 3257 81


Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе или так называемое побочное ударение (например, четырехэтажный, пединститут).

В некоторых языках (в частности, в русском, английском) сло­весное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно обладает способностью вызывать редукцию (т.е. ослабление) глас­ных в безударных слогах, в связи с чем их звуковые характери­стики меняются. В ударных слогах поэтому употребляется значи­тельно больше гласных, чем в безударных (ср., например, ситуацию в русском языке с гласными о и о: если под ударением они различа­ются, то в безударных слогах не различаются, совпадая после твер­дых согласных то в звуке [л], то в звуке [ ъ]). Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском - редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается (ср., например, в итальянском или грузинском языках).

В языках, обладающих ударением, каждое знаменательное сло­во имеет свое ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, части­цы, артикли и т.д.) лишены ударения. Эти безударные служебные слова называются клитиками, среди которых различаются прокли­тики и энклитики. Проклитики (< греч. proklinö 'наклоняю впе­ред') - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди (ср. рус. по долам, по горам). Энклитики (< греч. enklinö 'склоняюсь') - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади (ср. рус. сходил бы, что же). Однако иногда в пото­ке речи эти служебные слова (обычно проклитики) могут «перетя­гивать» ударение на себя (ср. рус. по воду, на слово, но по ягоды).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и от­дельности слова путем выделения его интонационного центра. Кро­ме того, выделяют также словоразличительную функцию, когда ударение служит для различения слов или форм слова (ср. рус. за­мок - замок, им.п.мн.ч. страны - род.п.ед.ч. страны) или экспрес­сивную, когда с помощью ударения (в частности, растягивания уда­рного гласного) создается эмоционально-экспрессивная окрашен­ность слова (ср. рус. какой краси-и-вый). В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

Наряду со словесным ударением, в лингвистике выделяется син­тагматическое и фразовое ударение, функция которых заключается


в объединении нескольких слов в синтагму или нескольких син­тагм во фразу.

Синтагматическое ударение - это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (ср. рус. погода ужас­ная). Иногда в целях усиления смысловой нагрузки слова (напри­мер, при противопоставлении) синтагматическое ударение перено­сится с последнего слова в синтагме на любое другое, что ведет к появлению так называемого логического ударения (ср. рус. я се­годня поеду к бабушке).

Фразовое ударение - это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важ­ной по смыслу синтагме (ср. рус. Вчера вечером (1 синтагма), когда часы пробили десять (2 синтагма), приехал брат (3 синтагма).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в языкознание

Введение... в языкознание... Рекомендовано УМО Российской Федерации...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЗВУКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Связь языкознания с гуманитарными науками.
Будучи наукой о человеческом языке, языкознание тесно связа­но с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно: с историей,

Связь языкознания с естественными науками.
Языкознание связано не только с гуманитарными науками, но и естественными, а именно: с математикой, позволяющей разрабатывать статистическую теорию языка, вычислять статистические характер

Из истории языкознания
Языкознание как наука о языке зародилось в глубокой древно­сти (предположительно на Древнем Востоке, в Индии, Китае, Еги­пте). Сознательное изучение языка началось с изобретения пись­менности и поя

СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА
История науки о языке свидетельствует о том, что вопрос о сущ­ности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не слу­чайно он имеет несколько взаимоисключающих решений: - язык есть

ЛИТЕРАТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ НОРМА, ЕЕ КОДИФИКАЦИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Литературно-языковая норма -этотрадиционно сложившаяся си­стема правил использования языковых средств, которые признаны обществом в качестве обязательных. В сознании говорящих норма является своеоб

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В БУДУЩЕМ
Вопрос о перспективах развития языков в будущем имеет не­сколько решений. Согласно одной точке зрения, будущее языков -за языковыми союзами: развитие языков, по мнению ученых, будет идти по пути их

ФОНЕТИКА
Фонетика (< греч. phönetikos 'звуковой') - раздел языкозна­ния, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и арти­куляционные свойства, законы, по которым они образуются, пра­

ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ
В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными. Комбинаторные изменения - это фонетические изменения

ФОНЕМА КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА
В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги