Лекции по эстетике
Схема
Лекция 5
Лекция 7. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ.
Лекция 8 АКТУАЛЬНОСТЬ СИМВОЛА.
Литература
Источники
1. Андрей Белый. О смысле познания. Минск, 1991.
2. Андрей Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М., 1994.)
3.Иванов В.И.Лик и личины России..Эстетика и литературная теория.М.,1995
4.Иванов В.И. Родное и вселенское.М.,1994.
5.Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.,1995.
6. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.,1927.
7. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993
8. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1988. Т.1.
9. Соловьёв В.С. Общий смысл искусства // Соловьёв В.С. Сочинения в 2-х томах. М., 1988. Т.2.
Дополнительная литература
1.Бычков В.В. Выражение невыразимого, или Иррациональное в свете ratio // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.,1995.
Статья, помещенная в качестве послесловия к работе А.Ф.Лосева «Форма. Стиль. Выражение», раскрывает особый стиль философствования русского мыслителя, исследуется его понимание эстетической проблемы выражения.
2.Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.
Книга современного специалиста представляет собой исследование русской религиозно ориентированной эстетики конца XIX – первой трети XX вв. Под общим направлением «теургическая эстетика» автор объединяет религиозных философов, символистов первой и второй волны, русских авангардистов. Главы книги разделены по персоналиям.
3.Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис, № 1. М., 1999.
Доклад, прочитанный автором на XIV Международном конгрессе по эстетике в 1998 году посвящен взглядам ведущих теоретиков русского символизма (Вяч.Иванова, Андрея Белого, Эллиса). Исследуются предпосылки формирования символизма и его роль в культуре серебряного века. Впоследствии работа опубликована в научно-философском журнале «Полигнозис».
4.Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
Работа посвящена творчеству Вл.Соловьева, оказавшего сильное влияние на развитие отечественной философии и эстетики, в том числе повлиявшего на формирование русского символизма и его проблемного поля. Отечественная мысль конца XIX – первой трети XX вв. анализируется в контексте европейской философии.
5.Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
В монографии рассматриваются основные понятия русского символизма в эстетико-философском и литературном контекстах. С эстетических позиций освещаются проблемы жизнетворчества и самосозидания, анализируются феномены автобиографии и исповеди.
6.Королькова Е. А. Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса: текст лекции. СПб., 2006.
Продолжение курса лекций по истории русской философии петербургского философа Е.А.Корольковой. Здесь автор исследует феномен символизма в трудах отечественных мыслителей рубежа XIX-XX столетий, их понимание идеала творческой личности. Анализируются такие понятия, как символ, символизм, мифологический символизм, эрос, мистерия, трагедия, дионисийское начало и др. Особое внимание уделяется герменевтике античного мифа о Дионисе в работах Ф.Ницше и Вяч.Иванова.
Темы семинарских занятий
1.Культурно-исторические предпосылки зарождения теории русского символизма.
2Искусство и религия в России рубежа XIX – XX вв.
3Философско-эстетические взгляды Вл. Соловьева как основа русского символизма.
4.Представители русского символизма.
5.Основные понятия русского символизма второй волны.
6.Символ в трактовке Вяч.Иванова и Андрея Белого.
7.Роль художника в понимании русских символистов.
8Символизм и антропософские взгляды Андрея Белого.
9.Символизм А.Ф.Лосева
10.Диалектика художественной формы А.Ф.Лосева.
Лекция 9
Литература
Источники
1.Теоретическая поэтика. Хрестоматия – практикум. Составитель Н.Д.Тамарченко. М.,2004
2.Poetics.Poetica.Поэтика. Варшава – Гаага 1961
3.Шкловский В.Б. Искусство как прием // ОПОЯЗ материалы – документы – публикации. Электронная версия. Дата обращения 08.06.2010
4.Жирмунский В.М. Вокруг « Поэтики» ОПОЯЗа // ОПОЯЗ материалы – документы – публикации. Электронная версия. Дата обращения 08.06.2010
5.Эйхенбаум Б.М. Теория «формального метода» //ОПОЯЗ материалы – документы – публикации. Электронная версия. Дата обращения 08.06.2010
6. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2005
7. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004
Дополнительная литература.
1.Бахтин под маской. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. М.,2003
В книге дается критика теории формального метода в литературоведении с позиции диалогического подхода к языку и литературы.
2.Виноградов В.В. Из истории изучения поэтики. (20-е годы).//Известия АН СССР. Серия литературы и языка 1975 т.34 №3 с.259-272
Воспоминания академика В.В.Виноградова о литературных баталиях 20-х годов, связанных с различием позиций главных представителей литературоведческой науки.
3.Ханзен- Лёве О. Русский формализм М.,2002
В исследовании австрийского филолога Ханзен-Лёве дан глубокий анализ литературно-эстетических взглядов представителей «формальной школы» 20-х годов в сопоставлении с другими теоретическими и художественными школами того времени.
4.Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.М.,1994
Ретроспективный анализ идей тартуской школы и осмысление ее пройденного творческого пути после завершения выпуска серии «Трудов по знаковым системам».
Темы семинарских занятий
1. Теория образа А.А.Потебни. Предпосылки формирования «формальной школы» в русской эстетике и литературоведении. Текст как объект исследования.
2. Теория остранения В.Шкловского.
3. Форма как процесс создания произведения.
4. Переход от принципов «формальной школы» к семиотическому анализу текста в советской эстетике.
5. Понятие текста в семиотике тартуской школы. Структурно-семиотический анализ текста Ю.М.Лотмана.
6. Соотношение кода и сообщения.
Темы курсовых работ
1. Эстетика «формальной школы»: общие положения и полемика с академической эстетикой.
2. Остранение В.Шкловского: теория, категория, прием.
3. Законы художественного произведения в «формальной школе». Задача художника по В.Шкловскому.
4. Принцип остранения в трактовке Ю.Тынянова.
5. Проблема поэтического языка в работах Ю.Тынянова и Р.Якобсона.
6. «Структура художественного текста» Ю.М.Лотмана: общие положения работы.
7. Понятие текста в семиотике тартуской школы.
8. Эстетическое качество текста как его информативность по Ю.М.Лотману.
9. Игра в художественной коммуникации по Ю.М.Лотману.
10. «Эстетика тождества» Ю.М.Лотмана.
11. Текст культуры по Ю.М.Лотману.
Лекция 10
Литература
Источники
Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах.Т.1 М.,2003,т.2 М.,2000, т4(1) М.,2008, т.4(2) М.,2010, т.5 М.,1997, т.6 М.,2002 (издание не закончено)
Дополнительная литература
1.Бахтинские сборники. Вып. I-V М.,1993 М.,2004
Сборники, посвященные творчеству М.М.Бахтина, выходили на протяжении десятилетия, и сейчас это издание продолжается. В них участвуют как российские исследователи наследия Бахтина, так и зарубежные ученые.
2.М.М.Бахтин как философ. М.,1992.
В сборнике статей, освещающих философское наследие Бахтина показано, что Бахтин был в первую очередь философом, а не литературоведом, как одно время было принято считать.
3. М.М,Бахтин: pro et contra. Т.т. 2001-2002 СПб., РХГИ
В двухтомном представительном издании работ отечественных и зарубежных ученых ведется дискуссия об идеях М.М.Бахтина и их значении для нашего времени.
Темы семинарских занятий
1. Философия поступка М.М.Бахтина.
2. Автор и герой в эстетике М.М.Бахтина: анализ взаимодействия (ранние работы).
3. Феноменологический анализ литературного произведения. Категории содержания и формы.
4. Диалогические принципы эстетики М.М.Бахтина.
5. Философско-эстетический анализ романа по М.М.Бахтину. Хронотоп, карнавал, карнавализация.
Темы курсовых работ
1. Философия поступка М.М.Бахтина. Понятия «акт-поступок» и «бытие-событие».
2. Типы отношений автора и героя в работе М.М.Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности».
3. Взаимодействие автора и героя по М.М.Бахтину: позиция вненаходимости автора.
4. Анализ художественной формы по М.М.Бахтину. Полемика с представителями формальной школы.
5. Концепция диалога (диалогизм) М.М.Бахтина. Тема отношений автора и героя в работе «Проблемы творчества Достоевского» (1929).
6. Романная эстетика М.М.Бахтина. Понятия хронотопа и карнавала, феномен карнавализации.
7. «Круг Бахтина»: история, представители, темы дискуссий.
Лекция 11
СУДЬБЫ МАРКСИСТСКОЙ ЭСТЕТИКИ В РОССИИ.
Литература
Источники:
1.Богданов А. Искусство и рабочий класс. М.,1918; его же Наука и рабочий классМ.,1918; его же Элементы пролетарской культуры М.,1920
2.Воронский А. Искусство видеть мир. М.,1927
3. Фриче В. Очерки социальной истории искусства М.,1923
4.Иоффе И. Избранное. 1920-е – 1930-е годы. СПб 2006
5.Из истории советской эстетической мысли 1917-1932 годов. М.,1980
6.Из истории советской эстетической мысли. М.,1967
7.Луначарский А.В. Собр. соч. в 8 томах. Т.7 М.,1968
8. Вопросы эстетики. Ежегодник. Т.т.1-9; 1958 - 1968
9.Борев Ю.Б. Эстетика. М.,1988
10.Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997
11.Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. Функции художественной деятельности. М.,1985
12. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004
Дополнительная литература
1.Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов. М.,1989
Оценка творчества членов литературной группы «Перевал» с современных позиций.
2.Шешуков С. Неистовые ревнители. М.,1984.
Взгляд на деятельность РАПП и издаваемых ею журналов из второй половины XX века.
3.Из истории советской эстетической мысли. М.,1967.
Сборник статей, посвященный разным периодам в развитии советской эстетики предшествующих десятилетий.
4.Мазаев А.И. Концепция производственного искусства 20-х годов. М.,1975
В книге подробно рассматриваются сильные и слабые стороны представителей «эстетики жизнестроения» и «производственного искусства» 20-х годов прошлого века.
5.Мазаев А.И. Искусство и большевизм. 1920-1930. М.,2007
Драматическая история советской эстетики, литературы и живописи, данная через судьбы отдельных личностей и их творчества.
6.Паперный В.З. Культура два. М.1996.
Оригинальное исследование особенностей развития эстетической мысли в нашей стране на базе исследования эстетики архитектуры на протяжении нескольких десятилетий. (20-е – 50-е годы)
Темы семинарских занятий
1. Марксистская эстетика в России: предпосылки и особенности формирования.
2. Эстетические идеи Г.В.Плеханова.
3. Эстетические взгляды А.А.Богданова и А.В.Луначарского.
4. Концепции художественных объединений 20-х годов ХХ столетия: «Перевал», ВАПП (РАПП), ЛЕФ.
5. Социология искусства 20-х годов.
6. Гносеологический подход в марксистской эстетике 30-х годов: искусство как познание.
7. Теория реализма.
8. Развитие марксистско-ленинской эстетики в 50-60-е годы. Красота как ценность.
9. Системный анализ искусства М.С.Кагана.
10. Использование идей синергетики в эстетике.