Лекция 2. Коммуникативный процесс.

Начнем с некоторых первоначальных сведений о знаке и коммуникации. Без знаков коммуникация невозможна. Структура знака (Ф.Соссюру) состоит из двух частей: означающего и означаемого. Означающее - чувственно воспринимаемая сторона знака, отсылает к означаемому - той стороне знака, которая относится к сфере сознания, то есть к сфере идеального. Материальная сторона знака - означающее - может перемещаться в пространстве, а означаемое - идеальное, не имеющее пространственной локализации в пространстве, перемещаться не может. Существует несколько типов классификаций знаков, из которых наиболее общепризнанной является классификация Ч.Пирса. В упрощенном виде она выглядит следующим образом. Берется три типа знаков: знаки–индексы, это еще не совсем знаки, это признаки, или предзнаки, они стоят между сигнальной коммуникацией и знаковой. Будучи признаком какого-нибудь предмета или явления, они наподобие метонимии включаются в само это явление. Затем идут знаки-иконы, про которые можно сказать, что в них условия восприятия означающих подобны условиям восприятия означаемых, то есть изоморфны им (например изображения), или проще: означаемое по пространственным параметрам подобно означающему. За ними следуют условные, конвенциональные знаки, где означающее и означаемые связаны между собой условным кодом, их наиболее распространенным видом являются слова, вербальные знаки. Есть еще понятие символа, но если мы будем считать символ сложным, комплексным, многоуровневым знаком, то в этот ряд простых знаков его, вопреки Пирсу, поставить нельзя.

 

 

ИНДЕКСЫ

ИКОНЫ

конвенциональные знаки (код)

 

ЗНАК- означающее --ОТСЫЛАЕТ к означаемому (значение)

 

Теперь перейдем к коммуникации. Так как означаемое знаков есть мысль, идеальное, а идеальное не имеет локализации в пространстве, следовательно перемещаться не может, значит, когда вы слышите мою речь, она, оказывается, состоит из одних означающих, а означаемые к ним вы должны подставить сами.

Получается, что я передаю вам языковую матрицу, состоящую из одних означающих. Если вы настроены на лекционную коммуникацию, у вас работает воображение, возникает фонтан всяких идей, образов, мыслей, а моя задача структурировать их и придать им форму. Когда я говорю вещи, знакомые вам, вы можете вызвать их образы из своей памяти (с помощью репродуктивного воображения), в таком случае коммуникация состоится, мы поймем друг друга, но новой информации не появится. Как же вы узнаете новое, если я не могу передать вам свои мысли, которые были бы новыми для вас? Такой процесс возможен только в том случае, если вы включаете в действие свое творческое воображение. Иначе говоря вы сами творите для себя новое, но под моим руководством.

Ситуацию перед лекцией можно представить себе по аналогии с началом концерта. Всякий концерт начинается с того, что музыканты, вышедшие на сцену, настраивают инструменты и производят хаос звуков. Но вот дирижер поднял руки и всё затихло. Далее начинается звукоизвлечение, в котором каждый музыкант ориентируется на ноты, то есть, скажем так - "свою музыку" и одновременно подчиняется дирижеру, форматирующему звучание множества инструментов в единство, гармонию, создавая симфонию (буквально созвучие голосов). Так и у нас, - перед лекцией в воздухе "витает" хаос мыслей. Но вот вы настроились на лекцию - я только дирижер, а "музыка" мыслей и образов останется у каждого из вас своя, но мне надо, чтобы они были подчинены той языковой матрице, которую я вам посылаю. Если же ваше воображение не будет работать, не будет создавать мыслеобразы, то у нас ничего на получится. Мои слова останутся втуне, как если бы дирижер активно действовал, энергично взмахивал руками, а оркестр молчал

Но я чувствую, как навстречу мне от вас распространяются волны мыслей, продуцированнных вашим творческим воображением. Мне надо только упорядочить их и придать им единую форму. Тогда в нашей аудитории образуется невидимое информационное поле, что и есть сознание, наша общая мысль. Точнее говоря, мысль у каждого участника этого информационного поля своя, но форма, архитектоника этой мысли подобна архитектонике мысли других. Так происходит коммуникация, - только благодаря усилиям всех членов коммуникативного поля. Конечно, у каждого человека свой предел (потолок), до которого может подняться его творческое воображение. Поэтому кто-то может оказаться выключенным из информационного поля, говорить, пожимая плечами: "я ничего не понимаю"...

Употребляемое в разговорной речи выражение "я передаю вам информацию" - упрощение процесса межчеловеческой коммуникации, ибо обыденное сознание всё переводит в механический план и понимает общение подобно технической коммуникации - как передается радиосигнал или письмо по почте (иногда бывает наоборот - природные процессы наделяются духовным содержанием, так мы говорим "ласковое солнышко" или "небо хмурится", "злой ветер" и т.д., так что превращения духовного в механическое и механического в духовное - это всё метафоризация). Поэтому в дальнейшем, если я буду использовать выражение "передаёт информацию", слово "передает" будет всегда в кавычках.

Теперь рассмотрим компоненты коммуникативной ситуации. Тот, кто "передает информацию", именуется адресантом, или коммуникатором, "получатель" информации - адресатом. Вслед а Р.Якобсоном в учебниках по семиотике выделяются шесть аспектов, или функций коммуникации. Прежде всего выделяется то, о чем говорится в данном случае - семантический аспект, - направленность на объект, о котором идет речь. (Якобсон называет этот объект контекстом, имея в виду, что у адресанта и адресата должен быть общий контекст понимания или общий опыт, то есть то, что выше я назвал общим информационным полем). Следующий аспект синтаксический. Когда мы изучаем грамматику какого-нибудь языка, необходимо давать примеры, на употребление изучаемых грамматических правил. В данном случае содержание приводимых из жизни или литературы высказываний не важны с точки зрения содержания, но интересны как практическое воплощение грамматики. Р.Барт приводит строчку из басни Эзопа "...потому что я зовусь львом"..., как пример употребления возвратного глагола. В данном выражении нам интересен грамматический оборот, а не то, в какой связи, почему зверь заявляет о себе, что он зовется львом.

Третий аспект - прагматический - направленность сообщения на адресата. Здесь стоит задача побудить адресата, аудиторию совершить какое-то действие, воздействовать на эмоции, довести дело до внушения результата, желательного для адресанта. Примеры - ораторское искусство в античности, а в настоящее время - политическая, социальная и коммерческая реклама. Эти три аспекта коммуникации относятся к такому её типу, который можно назватьгетерокоммуникацией. В ней внимание привлечено к объекту, находящемуся вне коммуникантов. Гетерокоммуникации противоположна автокоммуникация,речь о которой пойдет в следующих лекциях.

Гетерокоммуникация складывается в совместной человеческой деятельности в связи с необходимостью добывать из природы средства для человеческого существования. В широком смысле этот процесс является социальной деятельностью, создающей социум. Для человеческого социума, как для любого сообщества живых организмов, центральной задачей является сохранение, поддержание и умножение индивидуальной и родовой жизни членов сообщества в организации их совместного существования. Условием нормального протекания процессов социального взаимодействия является взаимная ориентация людей на смыслы и намерения поступков, соответствие их действий ожиданиям (экспектациям) партнеров по социальной коммуникации.

При историческом подходе к обществу с использованием принципов «универсального эволюционизма» (Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.,1987;Степин В.С., Кузнецова Л.Ф.Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.М.,1994) рассматривающего все процессы во вселенной (от ее возникновения до достижения высшей стадии развития материи, каковой является мозг человека), как единую линию эволюции, следует признать, что идеи органицистской социологии и великих эволюционистов XIX века (Г.Спенсер, Э.Тайлор, Л.Морган, Д.Фрэзер и др.) не потеряли актуальности, ибо социальные процессы, действительно, являются продолжением биологических на новом витке мировой эволюции живых систем. Конечно, в них наблюдаются качественные изменения всех сторон жизни, сублимация биологических функций живых организмов в антропоморфные. В человеческом сообществе присутствует не просто борьба за выживание, а, если можно так выразиться, борьба за комфортное выживание и деятельность по созданию ценностей для комфортной жизни. Тем не менее, как можно убедиться, основной витальный принцип и смысл жизни, даже с учетом трансформации сообществ биологических существ в социальную линию поведения человека, остается прежним, и коренное отличие качества человеческого присутствия в мире от пребывания в нем других существ, то принципиальное новшество, которое вносит в космос антропогенный фактор, в таком ракурсе не просматривается. Не прибавляет ничего нового и введение в этот горизонт категории ценности. Обратим внимание на то, как в нашей литературе до недавнего времени решался вопрос о природе ценностей. Ценности трактуются как общественные качества предметов, как полезные, нужные для человека свойства вещей и знаковых систем, способные удовлетворить его материальные и духовные интересы и потребности. Один вид ценностей – те средства, что обеспечивают благоустроенный образ жизни, именуются реальными благами, а те которые выступают в виде виртуального образа будущей комфортной жизни, - ценностями духовными.

Позиции субъектов гетерокоммуникации, образующейся по поводу решения проблем создания и потребления инструментальных ценностей, складываются соответствующим образом. Внимание коммуницирующих субъектов (коммуникантов) направлено не друг на друга, а во вне. По отношению же друг к другу адресант и адресат вступают в коммуникацию не как человек, открыто обращающийся к другому человеку, а как социальные субъекты, взаимодействующие между собой в диапазоне, ограниченном социальными ролями, например, «юридическое лицо» с «физическим лицом» или специалист со специалистом. Подобную ситуацию М.М. Бахтин охарактеризовал следующим образом: «Есть коммуникация, где человек, так сказать, специализируется, выражая лишь оторванную от целого часть своей личности, где он выступает не как я сам, а как «инженер», как «физик» и т.п. В области отвлеченного научного познания и отвлеченной мысли такая замена человека человеком, то есть отвлечение от я и ты, возможна».( Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979 с.348)

Такова точка зрения на коммуникацию с позиций социальных наук. Анализируя социальную теорию крупнейшего социолога конца XX века Бурдье, отечественный исследователь отмечает, что в концепции Бурдье "коммуницируют не персоны, коммуницируют структуры в рамках, задаваемых их габитусами». (Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии.М.,2009 )

Рассмотрим особенности ценностей-благ, то есть вещей, создающих материальную обеспеченность жизни. Необходимость вещей определяется их общественной полезностью, но ограниченность каждой вещи в том, что она может использоваться только по функциональному назначению, то есть дляинструментальной цели. Получив желаемое, мы тут же ставим перед собой другую цель, для чего пригодна уже другая вещь, и так без конца. В связи с этим есть смысл назвать полезные для жизни блага ценностми-средствами, годными для получения других благ, иначе говоря, инструментальными, илитранзисторными (переходными) ценностями.