Внимание как ясность сознания в исследованиях В. Вундта

 

Основная работа Вундта – «Внимание и сознание». В ней он проводит разграничение понятий «сознание» и «внимание».

Центральным понятием для описания многих психических явлений у Вундта является понятие «апперцепция». Термин «апперцепция» - это термин не только классической психологии, но и, в первую очередь, философии. Он имеет несколько значений, и был определен в свое время И. Кантом, Лейбницем. В современных психологических словарях объяснять этот термин начинают с определения Лейбница: апперцепция – это конечная, ясная фаза восприятия на которой происходит узнавание, идентификация и/или понимание материала.

Следующее определение апперцепции принадлежит психологу и философу Гербарту: апперцепция – это фундаментальный процесс приобретения знания, касающийся воспринимаемых свойств нового объекта, события, идеи. Процесс апперцепции по Гербарту связан с ассимиляцией этих объектов, событий, идей, с содержанием уже существующего знания (нового опыта с опытом наличным). Герберт даже вводит понятие «апперцептивная масса» - это количество знаний в прошлом опыте субъекта.

В этом, более широком, чем у Вундта смысле, об апперцепции говорили У.Джеймс, Ланге. Они понимали апперцепцию именно как связь с прошлым опытом, с тем, что уже наличествует.

Главное определение по Вундту: апперцепция – это активный умственный процесс отбора и структурирования внутреннего опыта, это процесс, посредством которого осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого.

Вундт дает определение апперцепции, связывая его с другим процессом – перцепцией. Перцепцией он называл вхождение какого-либо содержания в сознание; это неотчетливое, смутное содержание сознания. По Вундту процессы апперцепции и перцепции образуют целое нашей душевной жизни.

Сознание по Вундту – это сумма осознаваемых нами состояний. Для представления структуры сознания он использует метафору зрительного поля.

 

 

- имеется некоторая граница за пределами которой мы ничего не переживаем (это неосознаваемые процессы),

- затем возникает поле перцепции, восприятия, expirience, переживания, зона сознания,

- в зоне сознаваемых содержаний есть область апперцепции, то есть область, где содержания

сознания становятся ясными и отчетливыми,

- и, наконец, имеется наиболее высшая степень ясности и отчетливости содержания, впечатления - это фиксационная точка сознания, фокус.

Ясность и отчетливость содержаний, впечатлений по Вундту близкие понятия, но не тождественные. Ясность более относится к собственному свойству впечатления, а отчетливость – к его отграничению от других впечатлений.

Для центральной части зрительного поля нашего сознания, непосредственно прилегающей к внутренней фиксационной точке – говорит Вунд – в психологии есть название – внимание. «Внимание - психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной, по сравнению со всем полем сознания, области содержаний».

Таким образом, понятие «внимание» в каком-то смысле синоним «апперцепции». Как же они соотносятся? Вернемся к схеме. Сознание представляет из себя некоторое неоднородное поле, структуру. В этой структуре действуют два вида сил: перцептивные и апперцепционные, то есть перцепцию и апперцепцию Вундт рассматривает как процессы.

Перцептивные силы действуют на периферии нашего сознания, там, где что-то интересное, громкое, необычное привлекает наше восприятие. Вунд говорит, что перцептивные силы – это в каком-то смысле стремление к расширению сознания.

Апперцепционные силы действуют в центре – это центростремительные силы поля сознания. Градиент вектора ясности и отчетливости представления возрастает к центру, а центр поля сознания – это уже область внимания. Наиболее отчетливо воспринимаемое в данный момент содержание находится в точке фиксации зрительного поля (фокусе), менее отчетливое – распределено в обычном поле зрения или на его периферии.

Допустим, некое содержание, представление попадая в сознание изменяется – становится ясным и отчетливым – апперцептируется. Для этого процесса, говорит Вундт, характерны 3 момента. Во-первых, доведение представления до большей ясности (по сути это понимание – познавательный аспект). Во-вторых, этот процесс сопровождается чувствами (аффективный аспект). Апперцептивное усилие, интраспекционный процесс связан, как правило, по Вундту с чувством неудовольствия и определенного напряжения. Быть внимательным трудно. В-третьих, этот процесс усиления представления сопровождается мышечными ощущениями (моторный аспект), обыкновенно принадлежащими к соответствующей модальности представлений (например, для зрительного – ощущения напряжения глазных мышц).

Вундт говорит, что «понятие внимания относится ко второму и третьему моментам. Вследствие этого апперцепция и внимание относятся друг к другу таким образом, что первая обозначает объективные изменения, происходящие в содержании представлений, а второе – субъективные ощущения и чувства, сопровождающие эти изменения, то есть и апперцепция и внимание относятся одна к другой как частичные явления одного и того же психического процесса». Таким образом, внимание совокупность субъективных процессов, связанных с апперцепцией представлений

Можно ввести вторую метафору для внимания: прожектор, который высвечивает эту область ясных представлений. Он обладает определенной интенсивностью (сила света), фокусом (зона луча), временными колебаниями (загорается или гаснет).

Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести (6) ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал метроном и мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех и т.д. тактов.

Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три) и т.д. Ряды предъявлялись последовательно. Испытуемые должны были определить, одинаковы они или нет. При этом испытуемые давали правильные ответы даже для восьми двухдольных рядов.

Однако не все мелодии воспринимались ими ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, выделялся с большей отчетливостью, следующий был менее отчетлив и так вплоть до полного исчезновения ощущения.

В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным набором букв или изолированных звуков, которые им не удавалось объединить в такты, он определил, что объем внимания равен шести сложным элементам.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).

Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.