Представления о внимании в структурной психологии Эдварда Титченера

Хотя Титченер считает себя учеником Вундта, но его мнение по определенным моментам не совпадает с мнением Вундта.

1) Если Вунд отвечает на главный вопрос – внимание существует, то Титченер, который наиболее полно из классиков описал феноменологию внимания, затронул все его проблемы, считает, что внимания как самостоятельной сущности – нет.

Его мнение связано со старинной философской проблемой, о которой говорили разные авторы – проблемой «гомункулуса». Если человек что-то делает и при этом внимателен, это значит, что он управляет своим поведением, регулирует его, владеет им (например, владеет своей аффективной сферой). И если внимание – это отдельная сущность, то тем самым фактически утверждается нелепая философская идея гомункулуса – маленького человечка, который располагается где-то в головном мозгу и управляет нашим поведением.

Титченер считает, что внимание есть только в рамках наблюдаемого сознания, и поэтому внимание – это не сущность, это фундаментальное свойство сознания, которое называется сенсорная ясность. «Распределение содержаний на ясные или темные группы является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса».

2) По Титченеру сенсорная ясность – ясность, связанная с восприятием, с чувственной основой. У Вундта ясность – это понимание («я что-то понял», «мне стало ясно»). Титченер же говорит о внимании лишь как о перцептивном эффекте.

3) Если рассматривать процесс внимания с точки зрения единства трех аспектов: познавательного, аффективного, волевого или моторного, то в отличие от Вундта, Титченер считает, что к вниманию относится только первая часть, только то, что связано с представлением, причем, с сенсорным. Он говорит, что мы где угодно найдем определение

внимания, как что-то связанное с нашими чувствами и с переживаниями двигательной сферы, с кинестетическими ощущениями, но внимание, в принципе, возможно и без них.

4) Тичнер использовал метафору «волны сознания», в которой объединил структуру сознания и динамику. В сознании всегда есть ритмика смены содержаний находящихся в фокусе. «Положим, я работаю или спокойно читаю, и сообщение по телефону или появление посетителя внезапно требует к себе моего внимания. Прежде всего происходит перераспределение всех содержаний сознания. Появляющиеся вновь представления - дело моего друга или содержание телефонного сообщения - стремятся к центру сознания, а все прежнее, как мое прежнее занятие, так и впечатления от окружающего, оттесняется к периферии. Сознание при переживании душевного процесса внимания расположено или распределено в фокусе и на границе, на переднем плане и заднем плане, в центре и на периферии. И различие между процессами, находящимися в фокусе сознания, и процессами, находящимися на границе его, есть по существу различие ясности. Центральная область сознания ясна, более отдаленные области темны. При внезапном возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех его содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии».

Титченер ввел понятия «уровня сознания» и «волны внимания». Можно, говорит он, иллюстрировать внимание «посредством двух концентрических окружностей: внутренней, меньшей по величине, заключающей область ясности сознания или содержащей то, что называется объектом внимания, и внешней, заключающей область смутности и рассеянности сознания. Но более удобна диаграмма, представляющая поток сознания как течение надвух различных уровнях, из которых верхний представляет ясные процессы сознания, а нижний смутные».

 
 


 

Рис. Диаграмма переживания процессов внимания. Поток сознания, очерченный на фигуре тоненькой линией, нужно представлять себе двигающимся к нам от плоскости бумаги, толстая линия – нервный канал, по которому течет поток

По данным самонаблюдения, говорит Титченер, можно заметить, что переход с верхнего на нижний уровень (и обратно) осуществляется сразу, одним прыжком. Главный признак процессов происходящих на гребне волны – высокая степень их ясности, по сравнению с процессами, происходящими на нижнем уровне сознания и, очевидно, что существуют различные степени ясности представлений, находящихся на самом гребне.

При этом Титченер различает ясность и интенсивность. Интенсивность – это свойство самого объекта, а внимание определяется субъективным переживание субъекта, ясностью. Если звук, например, громкий, свет яркий, то это вовсе не означает, что именно интенсивностью будет определяться переживание ясности, наоборот, именно ясность определяет интенсивность. Если что-то привлекло внимание человека, то ясность не зависит от интенсивности, ясность может добавить интенсивности или отнять.

Характеристики «волны внимания»:

- волна имеет временную характеристику соотносимую с устойчивым и неустойчивым вниманием, называемую Тичнером длиной волны (обозначающей как долго мы можем удерживать внимание на объекте);

- общая площадь под кривой позволяет говорить об объеме внимания;

- высота пика от горизонтали позволяет говорить о степени ясности, силе внимания.

Э. Титченер первым в истории психологии внимания поставил проблему генезиса вниманияи попытался её решить. Он выделил три стадии развития внимания и три соответствующие им генетические формы внимания:

1) Первичное (пассивное) внимание – самая ранняя стадия развития внимания. Это такое внимание, при котором раздражитель овладевает нашим вниманием, независимо от нашей воли; этот раздражитель имеет биологическое значение.

2) Вторичное внимание – это активное, произвольное, сопровождающееся волевым усилием внимание. Возникает в ситуации конфликта (конкуренции) раздражителей. При разрешении конфликта центр сознания удерживается на определённом восприятии (или представлении), несмотря на противодействие другого восприятия (или представления). Эта стадия, на которой внимание достигает уровня максимально высокой сложности. Вторичное внимание может сосредоточиться главным образом на возбудителе - рецептивное внимание; на представлениях – элаборативное внимание; на движениях - эксекутивное внимание.

3) Производное первичное внимание – внимание, при котором раздражитель (восприятие, представление) одерживает неоспоримую победу над своими конкурентами. Это период зрелой и самостоятельной деятельности.

Э. Титченер подчёркивает, что описанные им три стадии развития и генетические формы внимания различаются по сложности, но не по характеру самого переживания, которое представляет собой один тип душевного процесса.