Внимание как свойство личности

При рассмотрении внимания как устойчивой постоянной особенности человека имеется в виду, что такие личностные образования, как мотивы, ценности, идеалы, эталоны, цели направляют и регулируют внимание человека, наполняя его личностным смыслом.

В этой связи В.И.Страхов отмечает, что внимание производно от свойств личности и вместе с тем является опорным свойством, влияющим на формирование других свойств личности, проявляющихся в деятельности и взаимоотношениях людей.

Как личностное свойство внимание проявляет себя как внимательность – черта личности, определяемая системой ценностных ориентаций и направленностью личности и, в свою очередь, определяющая, к чему и в какой степени может быть внимательным человек.

Внимательность имеет две формы проявления:

1) первая формаобъектная - связана с постоянным вниманием человека к окружающей обстановке, умением замечать изменения в предметной среде и внешней ситуации, умением организовывать предметную деятельность и контролировать ее исполнение. Проявляется в таких свойствах личности, как наблюдательность, любознательность, деловитость и т.п.;

2)вторая формасубъектная -обнаруживается во взаимодействии людей друг с другом, в общении. Она имеет нравственное содержание и выражается в умении наблюдать и понимать психические состояния других людей. Идеал внимательности по отношению к другому человеку предполагает целый ансамбль личностных свойств, куда входят чуткость, отзывчивость, умение замечать настроение другого человека, желание прийти на помощь и т.п. Подобная внимательность – предпосылка эмпатии.

Объектная и субъектная внимательности у каждого человека сочетаются в определенной пропорции: они могут быть или равно представленными, или одна из них может являться доминирующей.

 

3. Внимание как психическое состояние.

В зависимости от соотношения внутренней сосредоточенности на выполняемой деятельности и ее внешней выраженности выделяют четыре состояния внимания:

1) действительная внимательность – состояние, характеризующееся углубленностью в деятельность, которая имеет очевидную внешнюю картину интенсивного сосредоточения (специфическая поза внимания, отсутствие лишних движений, фиксированный взгляд и т.п.);

2) действительная невнимательность – состояние, противоположное предшествующему состоянию. При этом низкий уровень сосредоточенности на деятельности сочетается с соответствующими внешними проявлениями (отсутствие фиксированной позы, двигательная расторможенность, отсутствие визуального контак­та и т.п.);

3) кажущаяся внимательность – состояние, при котором отвлечение от необходимой в этот момент деятельности маскируется внешними признаками внимания. Это состояние есть ни что иное, как симуляция внимания;

4) кажущаяся невнимательность – состояние активного сосредоточения внимания на деятельности на фоне маловыраженных внешних признаков.

 

Многозначность внимания как психического феномена обусловливает его рассмотрение как сложной иерархической системы, организующим фактором которой являются цели деятельности человека.

Внимание обладает особым статусом по сравнению с другими психическими процессами – это сквозной психический процесс, который интегрирует психическую деятельность человека, он включается, как бы пронизывает, и когнитивную и эмоциональную и регуляторно-волевую сферы психики. Интегрирует все психические процессы, начиная с сенсорно-перцептивных и заканчивая уровнем сознания.

Основное назначение внимания – обеспечение целостности психического функционирования, объединение психики в единое целое.

Такой психический статус внимания определяет его специфические особенности, отличающие его от других психических процессов и обозначенные еще Рубинштейном:

1) внимание не имеет собственного содержания и всегда существует как проявление функционирования других психических процессов. В этой связи Р.С. Немов отмечает, что всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

2) у внимания нет также собственного результата. Если результат процесса восприятия – образ объекта, процесса памяти – представление об объекте и т.п., то у внимания аналогичных «продуктов» нет, оно содействует эффективному протеканию других психических процессов.