Сухой закон: за или против

 

Нет, пожалуй, более спорной темы в алкогольном вопросе, чем сухой закон и необходимость введения законодательных ограничений на продажу винных изделий. Еще Федор Григорьевич Углов жаловался, что стоит только заикнуться на этот счет, как на тебя тут же выльется куча обвинений: и в экстремизме, и в попрании прав гражданина, и в элементарном невежестве со ссылкой на, якобы, горький опыт введения принудительной трезвости в России и Америке.

Насколько далеки подобные представления от истины, можно понять, познакомившись с историческими фактами, цифрами и статистическими данными.

Как уже выяснилось, на фоне широкого размаха церковного трезвенного движения в 1914 году правительство приняло меры к прекращению производства и продажи крепкого алкоголя в связи с началом войны. Постепенно запрет распространился на пиво и вино, а последний русский царь, ныне прославленный в лике святых, предрешил навсегда воспретить казенную продажу водки в России.

Преимущества трезвой жизни были настолько очевидны для всех, что Государственная дума третьего созыва сочла возможным принять финансовый бюджет на 1916 год, полностью исключающий доходы от алкоголя, который исчислялись в 1913 году суммой в 675 млн рублей, что составляло около 30 % доходной части бюджета. Конечно, виноторговцы активно противились этим радикальным мерам, лишившись своих огромных доходов, но 84 % российского населения поддержало правительство.

Таким образом, к 1925 году наш народ практически преодолел закоренелый недуг пьянства. И это, возможно, одна из самых ярких страниц нашей российской истории. По крайней мере, именно об этом периоде английский премьер‑министр Ллойд Джордж сказал, что «это самый величественный акт национального героизма, который я знаю».

Конечно, принятие законодательного ограничения на продажу спиртного в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны было всесторонне подготовлено русскими учеными, писателями, учителями и религиозными деятелями того времени. И неудивительно, что простые люди с энтузиазмом поддержали эту идею. Трезвость стала самым популярным словом в российских деревнях.

Крестьянские депутаты IV Государственной думы И. Т. Евсеев и П. М. Макогон 1 августа 1915 года внесли законодательное предложение «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости»[11],в пользу которого им удалось собрать 82 депутатские подписи. В пояснительной записке к законодательному предложению авторы пишут:

 

«Стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением. Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена».