Апостолы и Святители о трезвости

 

Много высказываний о вине и опасности пьянства содержится в апостольских деяниях и посланиях. Вот только несколько высказываний апостола Павла: «. будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству…» (Рим. 13, 13). «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5, 18).

Против вина выступает и апостол Петр: «…чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предавались. пьянству, излишеству в пище и питии. » (1 Петр. 4, 2–3).

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», – предостерегает апостол (1 Петр. 5.8).

Отказываясь совершенно от употребления спиртного, православный человек отсекает, по слову Господа, соблазн от самого себя и от своего ближнего, подавая этим благой пример окружающим.

Если даже мы сами не стали пьяницами и сохраняем способность пить умеренно, то тем самым подаем особый пример тому, кто может и не устоять против наркотического действия алкоголя. Вот что сказано по этому поводу у евангелиста Матфея: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6). И еще: «…горе человеку тому, – говорит Спаситель, – через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).

Святитель Тихон Задонский однозначно осуждал практику спаивания людей:

 

«У многих есть худой обычай так потчевать гостей своих, что когда они пойдут домой, то не узнают той дороги, по которой в гости пришли. Злая плотоугодная человеческая хитрость выдумала и вид добрый, которым прикрывается зло, как яд подслащается медом: выпьем‑де за здоровье того‑то!.. Как будто тому, за кого пьют, от этого прибавится здоровья! И этот душе вредный обычай многие не только не считают грехом, но и почитают за должное, за признак уважения, особого радушия. Так что и угощение не будет угощением, если гостя допьяна не напоишь.

О, какое ослепление, какое безумие, какой обман душегубца‑диавола! Послушайте, братия, какой вред бывает и самим радушным хозяевам от такого угощения, и тем, кого они так бесчеловечно угощают.

Во‑первых, пьяный человек решается на всякое зло, на всякий соблазн. У трезвого человека светится хотя малая искра разума, а у пьяного она совсем гаснет. Хотя трезвого и влечет похоть к беззаконию, но совесть все же вооружается против греха и отводит человека от падения, а пьяного похоть легко побеждает и совесть его становится бессильной.

Во‑вторых, от этих‑то учтивых, но ядовитых угощений человек доходит и до страсти пьянства, которая так им овладевает, что он уже и освободиться от нее не в силах, и часто бывает, что в таком погибельном бесчувствии он и жизнь свою кончает, умирая без надежды вечного спасения. А тот «добрый» человек, или лучше сказать, тот злодей, который напоил его допьяна, становится виновником его погибели.

В‑третьих, этот учтивец, старающийся напоить своих гостей допьяна, сокращает их жизнь: ведь от пьянства, к которому он располагает гостей, происходят разные болезни, а от болезней и смерть преждевременная.

В‑четвертых, человек, развращенный этими усердными угощениями, становится несносным для своих домашних, для отца и матери, для жены, детей и друзей, становится ни к чему не годным и для своего Отечества.

Вот, братия, к чему ведет это неразумное угощение водкой своих гостей! Вот сколько бед и зол происходит от этих радушных угощений».

 

И еще Святителю Тихону Задонскому принадлежат такие слова поучения, которые трудно найти в современных изданиях, но их привел в дореволюционном издании книги «Долой пьянство» священник Петров.

 

«Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога.

Дело это не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по‑прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».

 

Наш современник, известный старец архимандрит Иоанн Крестьянкин строго вопрошал у своих духовных чад:

 

«Не спаивали ли вы кого? Не приносили ли кому тайком от родственников или от начальства вина или водки? Не давали ли вы денег в долг тайком от семьи пьяницы? Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «пол‑литра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло могут принести в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему?

Господи, прости нас, грешных! Ведь мы почти поголовно виноваты в спаивании ближнего!

Мы поставили ему «пол‑литра», а человек выпьет и, потеряв рассудок, будет хулить Бога, изобьет жену, искалечит побоями детей, убьет человека – имыразделим его грех как соучастники его преступления».

 

Все пьяницы начинали с того, что позволяли себе выпить «немножко». Сейчас пьянство обладает нашей страной. Другого пути, кроме трезвости, нет. И всякий благочестивый христианин должен последовать этим путем.