Правовое положение рабов. Пекулий

Важнейшее разделение в праве лиц то, что все люди являются либо свободными, либо рабами.

Свободное состояние – libertas

Раб – servus, homo.

Раб находится вне политического общества и не является субъектом ни ius civile ни ius gentium. По Римскому праву он считается вещью (res).

Способы перехода в рабское состояние:

1.Ситуация, когда с целью обмануть доверчиво покупателя кто-то подговаривает своего знакомого продать себя в качестве раба, с тем чтобы потом объявить сделку ничтожной . Такая сделка признана необратимой. (так как человек, давший себя продать остаётся рабом)

2.захваченные чужеземцы народов, не связанных договорами дружбы с Римом становятся рабами.

3. Римлянин , попавший в плен становился рабом на чужбине. Но вернувшись из пена автоматически ему возвращалась свободу и все права и обязанности, за исключением владения и брака.

4.Рождение от рабыни , правильный брак с которой признавался невозможным , определяло рабский статус ребёнка.

5.Осуждение на смерть или на каторжные работы делало осужденного рабом. (это рабство имело то значение, что имущество осужденного переходило в казну государству.)

6.обращался в рабство гражданин , не прошедший периодический имущественный ценз, а также уклонившийся от военной службы.

7.женщина, вступившая в сожительство с рабом и отказавшаяся прекратить связь вопреки запрету и троекратному предупреждению его господина становилась его рабыней.

8. известны случаи , когда в твет на жалобу патрона не неблагодарность вольноотпущенника решением принцепса либерт вновь становился рабом.

9.С Константином (313г) связано дозволение отцу продавать новорожденного, который становится рабом покупателя, но в любой момент отец мог выкупить ребёнка обратно.

Раб считался вещью и не обладал никакими правами, однако в Классическую эпоху в римском обществе стало укрепляться представление о человеческой природе раба, отразившееся в законодательстве.

Господам стало запрещено продавать рабов на растерзание диким зверям. Наказанию подлежало и необоснованное убийство собственного раба. Убийство чужого раба стало рассматриваться не только как ущерб его господину, но и как уголовное преступление. Больной раб, брошенный хозяином получал свободу и латинское гражданство.

Рабам вменялось в обязанность заботится о безопасности своего господина. В случае убийства господина все рабы в доме подвергались допросу и в те , кто не докажет , что не был в состоянии помочь господину придавались смерти.

Раб , выдавший властям убийцу своего господина становился свободным.

Раб, совершивший уголовное преступление, был беззащитен и наказывался без суда. В случае совершения преступления раб подлежал выдаче потерпевшему. Раб, пойманный на месте преступления, подвергался бичеванию и его сбрасывали со скалы.

Несмотря на полную неправоспособность раба, в целях развития хозяйства издревле практиковалось выделение рабу в управление некоторого имущества – пекулия. Ответственность по сделкам раба с вещами, входившими в пекулий падала на его господина. Но обычно деловая инициатива раба была выгодна, поскольку позволяла рабовладельцу получить из утаенных рабом средств крупного выкупа за отпущение на волю.

Основания прекращения рабства:

1. решение суда.

Раб не мог участвовать ни в каком гражданском процессе.. Поэтому для защиты свободного статуса необходимо было участие особой стороны- adsertor in libertatem (которая помогала бы рабу получить свободу, т.е. одна сторона – « ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО ОН МОЙ» , а другая «ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО ОН СВОБОДЕН») Затем претор объявлял фактическую свободу оспариваемого лица до принятия решения. Если решение было принято не в пользу свободы , то оно не считалось окончательным

2. Такой процесс мог нести фиктивный характер, когда госпоин раба не возражал на заявление заступника, тем самым сочуствуя в процедуре. Приводил к освобождению из рабства специальный ритуа, когда любой гражданин занимал п отношению к рабу

2.позицию исключительного господина и при помощи ритуального жезла освобождал его. При этом магистрат произносил специальную речь. После всех процедур раб считался свободым и его свобода уже не могла быть оспорена.

3. 3.Освобождение раба по завещанию ( manumission testamento)

4.В предклассическую эпоху возникает такой способ отпущения на волю как manumissio inter amicos (отпущение раба среди друзей) Решение об освобождении объявляется в устной или письменной форме и заявляется при друзьях господина(если письменно , то друзья ставят свои подписи). В структуре акта 2 этапа : само волеизъявление господина и сообщение о нём. Друзья –свидетели берут на себя гарантию соблюдения воли господина. Сугубо частный характер акта приводил к тому , что формально статус раба не менялся, однако фактически он был свободным. В 18 или 19 г.н.э. вышел закон LEX Iunia Norbana , который предоставил таким вольноотпущеникам латинское гражданство что сделало частную манумиссию действительной в ius civilе. Такие граждане – Latini iuniani не могли оставлять завещание и всё их имущество после смерти переходило к патрону.

В классическую эпоху возникает такой способ отпущения на волю раба как фидеокомисса (Libertas Fideicommissaria) – доверительное поручение завещателя наследнику отпустить на волю раба и стать его патроном. Если наследник не исполнял волю завещателя – раб мог добиваться своего права extra ordinem у спец. ректора.

5.Такой способ как практика оверитеьных отношений раба с третьим лицом о выкупе из рабства на деньги самого раба с последующим отпущением на волю.

 

13 Юридическое лицо: понятие, признаки, виды

Субъектом правового общения могут быть не только физ. лица, но и объединения людей, выступающие в обороте как единое целое.

Persona coloniae ( в виде коллегий)

Признаки юридического лиц:

1.Объединение людей, капиталов, связанное определенным единством.

2.Организация наделяется обособленным имуществом. Это имущество – собственность самой организации, а не её участников.

3.В гражданский оборот юр. лицо вступает от своего имени ( от своего имени является истцом и ответчиком в суде, заключает сделки, несёт ответственность)

4. Смена участников юридического лица не приводит к измене факта существования юр. лица.

5.Юр.лицо –это фикция.( В гражданский оборот от его имени всегда вступают физ.лица.)

Закон XII таблиц устанавливал свободу частных ассоциаций, наделяя силой внутренние уставы коллегий, лиш бы они не противоречили закону.

Юр. лица в Древнем Риме:

- профессиональные союзы

- религиозные союзы

-самоуправляющиеся местные гражданские общины

-государственная казна.

1.Проф. Союзы – коллегия выступает как единый субъект права. Коллегия могла заключать договоры, принимать

наследства и отказы по завещанию, отпускать рабов. Коллеги могут выступать в суде, назначив своего представителя (actor) Объём ответственности коллегии определяется её общим имуществом.

2.Местные самоуправляющиеся общины обладали сходной с коллегией конструкцией , они также выступали как единый субъект права и также имели общее имуществ, отличное от имущества отдельных лиц.

Общий раб общины не являлся рабом её граждан, а рассматривался как раб целого.

3.Христианская церковь (приход) тоже воспринималась как отдельный субъект права, отличный от составляющих её верующих. Имелось общее церковное имущество с центром в храме под управлением епископа.

Особый вид церковного имущества – взносы прихожан на благотворительные цели (pias causae), администрация которого выступает в гражданском обороте, как лицо, имеющее право принимать дарения, заключать сделки от своего имени и др. (ничем не отличается по юридической конструкции от фонда в современном гражданском праве.)

4.Особый вид юр.лица – государственная казна (Fiscus), а в последствии и всё гос. имущество. От гос. мущества следует отличать имущество Римского народа, кот не явл. юр. лицом. Фиск переходит со смертью императора к его преемнику во главе Римского государства, тогда как личное имущество принцепса переходит к его наследникам.

Имуществом фиска управляют специальные должностные лица.Со временем фиск стал восприниматься как самостоятельный субъект права.