рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыка - дети - учитель

Работа сделанна в 1996 году

Музыка - дети - учитель - Реферат, раздел Педагогика, - 1996 год - Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки Музыка - Дети - Учитель. Полнота Общения - Высшая Радость Жизни. А.швейцер Дл...

Музыка - дети - учитель. Полнота общения - высшая радость жизни. А.Швейцер Для предмета Музыка общение - одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску.

Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке между музыкой, учителем и учениками между учителем и учениками между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие.

Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка. Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью.

Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание- отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными.

Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке. Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе.

И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере песни Сурок Л.Бетховена, дети отвечают Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая, Это очень печальная песня, Мне жаль бедного одинокого шарманщика. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут собирать сами дети. Т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников.

Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка. Для меня важно не только содержание, но и интонации речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного.

Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей. Но я не свожу общение только к речевой деятельности.

Бывает в классе такая тишина, которую больше всяких слов скажет о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются жить в прозвучавшей музыке. Так же как пауза - это не перерыв в музыке, так и молчание класса - не перерыв в восприятии, а продолжение работы чувств и мыслей детей. Такая пауза чрезвычайно важна на уроке. Поэтому я не могла нарушить такую тишину после звучания органной фуги И.С.Баха в шестом классе. Однажды я наблюдала, как, словно завороженные, шестиклассники сидели, слушая при свечах Реквием В.А.Моцарта.

Думаю, что это не забудется, останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное. Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Это ведение Дневника музыкальных впечатлений, где дети отражают свои размышления. Дети его заводят с третьего класса. В начале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я даю им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении.

Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить. Именно так происходит процесс творчества.

И как бывает неожиданно и трогательно для восьмиклассников на их последнем уроке, когда я показываю сохранившиеся у меня их творческие работы эскизы костюмов героев балета И.Стравинского Петрушка, рисунки, в которых дети запечатлели Рассвет на Москве-реке, Тачанку, Монтера, Перепелочку. Сколько эмоций Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное задуматься над проблемами художественного процесса общения совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников.

Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально-творческого общения. Как удивительно прекрасен класс, когда я играю Скворушка прощается Т.Попатенко, а дети начинают потихонечку подпевать, кто-то начинает плавно двигаться, раскачиваться, кто-то задумчиво смотрит вдаль Или, когда слушая тему Кошки из сказки С.Прокофьева Петя и Волк, весь класс живет в музыке и каждый ребенок сопереживает по-своему кто-то отстукивает пальцами ритмический рисунок мелодии, кто-то движением выразительно передает упругую гибкую мелодию.

И начинается творчество детей в определении характера-образа прозвучавшей музыки Хищный хитрый зверек Осторожный - это кот У кошечки мягкие лапки, она осторожно крадется. Одним из методологических положений программы является определение единой целостной музыкально-творческой деятельности как раскрытия жизненного содержания музыки, осуществляемой в разнообразных формах общения с искусством.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

Б.Асафьев Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь… Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и… Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыка - дети - учитель

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие о развитии личности
Понятие о развитии личности. Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно про

Об искусстве вести урок
Об искусстве вести урок. Каждый из нас более человек в том, как он чувствует, чем как он думает. К. Ушиский Школьная программа Музыка нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культ

Творчество учителя и ученика из опыта работы
Творчество учителя и ученика из опыта работы. Работая вот уже несколько лет по программе Д.Кабалевского со школьниками разных возрастов, я стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и о

Слушание музыки
Слушание музыки. Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. В.Г.Белинский Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах

Пение как состояние души
Пение как состояние души. Горят, как жар, слова Иль станут, словно камни Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты Л.Горюнов

Урок музыки - источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся
Урок музыки - источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся. Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги