рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возрастные особенности младших школьников

Работа сделанна в 1997 году

Возрастные особенности младших школьников - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 1997 год - Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников Возрастные Особенности Младших Школьников. Анатомо-Физиологические Особенност...

Возрастные особенности младших школьников. Анатомо-физиологические особенности возраста. а Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2.7кг в год. За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг. б Мозг и нервная система.

В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90 веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95 в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы.

Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка. в Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а также длинных костей рук и ног. Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый. г Мышцы и жировая ткань.

До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется.

Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц. Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности. 2. Особенности учебной деятельности.

Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности манипуляционная, предметная, игровая. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как усвоение этих знаний. Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек. В случае обсуждения учебная деятельность младшего школьника-ребенок.

Учась способам письма, счета, чтения и т.д ребенок ориентирует себя на самоизменение-он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.

Не умел-умею , Не мог- могу , Был- стал ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве.

Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность в этом случае готовность к обучению уже сформировалась, либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относится к школе и к ученью, а возможно, уйдет в болезни. На практике оба эти варианта являются типичными число детей, готовых к ученью, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.

Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое обучение привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольных видов управления действиями.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически, понарошку. Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка.

Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься игрушками как маленький теперь уже должно быть стыдно. Игра-не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любить играть. 3.Развитие познавательных процессов. а Развитие мышления Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар? Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное зачем? как? почему Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении.

Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопрос сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное то же самое, когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены.

Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников. б Развитие внимания.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок.

Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия Дети, откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок и т.д Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу.

Планирование, безусловно, организует внимание ребенка. И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления.

Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. в Развитие воображения. В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации.

Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя стихи, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.

Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей. В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное - преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность.

Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Ребенок, испытывал трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. Так, когда нет отца и это приносит невыразимую боль, в воображении можно приобрести самого замечательного, самого необыкновенного, великодушного, сильного, мужественного отца. Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства.

Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности.

Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств. 4.Влияние учения на развитие личности. На умственное развитие оказывает принципиальное влияние деятельность учения.

При этом определяющее значение имеет усвоение и развитие речи в системе обучения. К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме во-вторых, овладение чтением и письмом. И чтение, и письмо - речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. В третьих, соответствие речи учащихся определенному уровню требований, ниже которого не должен находиться ребенок, так как он занимает положение ученика.

Ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он научается входить в речевые ситуации и ориентироваться в ее контексте улавливать, о чем идет речь, следить за развертыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции.

Все это - желательные и возможные достижения в речевом и умственном развитии ребенка. На базе овладения языком появляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяют мышление ребенка, но и формируют его личность. 5.Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются.

Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками.

Время от времени у детей в этом возрасте появляется типичное для многих школьников нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, у ребенка нетрудно обнаружить широко распространенные внешние симптомы головные боли, колики в желудке, рвота и головокружение. Все это не симуляция, поэтому отнестись к появившимся симптомам следует вполне серьезно. Обычно такие дети учатся нормально, а их страхи в большей мере обусловлены опасениями за родителей чаще всего - за мать, боязнью оставить их наедине с горем, бедой и т.д но вовсе не вероятностью получить плохую оценку.

Родители, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредованно - страх перед школой. Противоречивые и неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатление, что они боятся расставания и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.

Ребенка, у которого появился страх перед занятиями, важно как можно быстрее вернуть в школу. Иногда излишнее внимание к жалобам на физическое недомогание может вызвать усиление указанных симптомов. Возможно порою лучше не заметить плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы. Дружески-настойчивая заинтересованность в посещении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость или стенания. 6.Чрезмерная активность школьников.

Чрезмерная активность-это еще не психическое расстройство. Однако иногда она сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного интеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5-8 мальчиков и около 1 девочек -учащихся начальных классов. У детей с чересчур повышенной активностью нередко возникают трудности при выполнении школьных заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно.

Эти дети, как правило, становятся предметом особой заботы родителей и учителей. Полностью причины повышенной активности школьников пока не выяснены, но по поводу многих случаев высказываются вполне определенные суждения. В частности, достаточно устойчиво мнение экспертов относительно таких причин, как повреждение Центральной Нервной Системы из-за травм и и.д генетические влияния. Некоторые исследователи в качестве причины называют пищу, темперамент детей, поощрение или подкрепление неприемлемого поведения.

Сегодня используются разнообразные методики и профилактики лечения подобных недугов. Некоторые медикаменты оказывают успокаивающее действие на гиперактивных детей. Также распространенным способом является диета, исключающая сахар, искуственные приправы и пищевые добавки. Неплохие результаты дает постоянный и тактичный контроль за поведением ребенка со стороны родителей и учителей, а также чисто внешние моменты, как, например, успокаивающее мягкое голубое освещение в общественных местах.

Эти и подобные им методы способствуют некоторому снижению уровня активности, позволяя детям улучшить успеваемость в школе и поведение в классе, дома и на улице. Разумеется, единого способа лечения не существует. Возможно, наилучшим здесь является системный подход, когда специалисты используют несколько способов лечения одновременно. 7.Юмор и эмоциональное развитие. Полагают, что шутка - инструмент разрядки в состоянии тревоги или в случаях других жизненных неурядиц.

Считается, что дети, прибегая к юмору, дают выход своему разочарованию, ослабляют отрицательные эмоции и избавляются от страха. Посредством юмора они преобразуют болезненное в приятное превращают неосуществимые желания обладающих властью взрослых которым они постоянно завидуют в нечто нелепое и смешное обнажая собственные претензии, облегчают неудачи и пародируют свое противостояние всяческим огорчениям. Замечено, что дети, которые всегда разыгрывают из себя клоунов, берут на себя слишком большую ответственность, поскольку другие, восхищаясь их умным юмором, ждут и не по годам взрослого поведения.

Они используют юмор как средство для того, чтобы справиться с этим грузом. 8.Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми. В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является педагог его роль. Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М.Юсупов в книге Психология взаимопонимания В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога.

Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними. Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок.

В одних случаях у него развивается убеждение, что он очень умен, в других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей. 9.Дружба школьников. Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра.

У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети. Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила детского общества позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность. предательство, начинают обретать реальный личностный смысл. Микровывод. Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством - поступлением ребенка в школу.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная. 2.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ВОСПРИЯТИИ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ОБЩЕНИИ. Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей.

Невербальная передача информации появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение.

Он многое постигает, прислушиваясь к голосам родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Эта готовность в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникаций имеет интеллектуальный характер. Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с близкими людьми.

Взрослые, у которых в детстве не было тесного эмоционального контакта с родителями, часто испытывают мучительное чувство одиночества. То же грозит и заласканному ребенку, чьи желания немедленно исполняются. Он будет не в состоянии научиться сопереживать. Следующий этап работы - анализ возрастных особенностей в восприятии невербальных компонентов. Вот некоторые мысли из книги Е.И.Исениной Дословесный период развития речи у детей -первые 3 месяца закладывают основы прото-знакового поведения ребенка через его эмоциональные проявления.

На этом фундаменте возникает лепет -улыбка социализируется т.е.становится средством социального общения раньше, чем крик, плач и даже похныкивание. Иначе говоря, лучше договориться по-хорошему -ребенок отличает интонацию одобрения от интонации упрека или наказания -основная стадия протоязыка детей, начинающаяся с 7-ми месяцев и завершающаяся к окончанию второго года жизни, может быть названа от жеста и звука-к слову -жестикуляция ребенка приобретается при подражательном обучении, т.е. жест на жест -длительное время, когда ребенок уже, казалось бы, хорошо владеет языком, жест, мимика, эмоциональная фонация остаются все же главным средством общения, как и предметы, втягиваемые в ситуацию общения.

Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для себя виде деятельности, человек опирается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный в иных, чем эта деятельность, условиях читаем в книге А.А.Бодалева Формирование понятия о другом человеке как личности. Общение ребенка, начавшего посещать детский сад, опирается на те представления о людях, которые сформировались у него в семье и яслях.

Это же относится к невербальному опыту взаимодействия. В младшем дошкольном возрасте невербальное поведение очень естественно и хорошо понимаемо как сверстниками, так и взрослыми. Характерной особенностью мнения, которое дошкольник высказывает о человеке, является его крайняя неустойчивость, большая изменчивость, ярко выраженная ситуативность.

Большую роль в выработке точки зрения на людей у ребенка играют облик и поведение воспитателя и взаимоотношения между детьми. Первоначальная же оценка человека во многом складывается на основе мнения авторитетного взрослого родители, знакомые. С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится поведения учителя, ребят. С выходом общения школьника с другими людьми за рамки учения, в формирующейся у него системе знания людей происходят новые важные изменения.

Содержания формирующихся у ученика понятий о чертах и сторонах личности существенно изменяется, развивается умение все более глубоко и правильно расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личности в целом. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей постоянно побуждает к активному применению формирующихся знаний в общении, и она же практика на каждом шагу показывает ребенку, какие из его обобщений и оценок верны, а какие-ошибочны.

К концу младшего школьного возраста отчетливо обнаруживается увеличения выделяемых в поведении сверстника особенностей, ребенок чаще замечает стороны личности, ранее ускользавшие от его внимания. Однако, у 5-классников по сравнению с 1-классниками наблюдается падение интереса к некоторым фактам поведения. Так же к 5-му классу значительно расширяется емкость представлений детей о различных сторонах поведения сверстника.

Для подростков, как раньше для младших школьников, нормы оценки поведения по-прежнему являются первейшим основанием при оценке поступков, однако их отношение к этим нормам иное если для младших школьников роль этих норм почти абсолютная, то подростки особенно старшие относятся к ним более гибко, дифференцированно, и пытаются сопоставить их с условиями возникновения поступка. Наиболее существенным среди этих условий для подростков оказывается отношение тех, кто составляет их окружение и особенно тех, кто для них представляет авторитет.

Старшие школьники делают новый шаг в познании особенностей личности каждого из тех людей, которые входят в их ближайшее и далекое окружение. Характерно в характеристиках, даваемых 10-ти классниками, больше - обобщенного видения личности, чем конкретно-частных проявлений того или иного качества в личности. Какова же картина в восприятии невербальной информации подростками 14-ти-18-ти лет? Более детально этот вопрос, а также проблему зависимости между положением личности в группе и уровнем развития способности восприятия невербального поведения разработала кандидат психологических наук из Ростова-на-Дону В.А.Лабунская.

Обратимся к ее работе Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения. Исследования, проведенные автором, показали, что а тенденция повышения уровня развития способности в зависимости от возраста носит систематический характер чем старше человек, тем выше его уровень интерпретации невербального поведения б в подростковом возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов.

Это обусловлено отличием данных средств невербальной коммуникации по диагностическим и коммуникативным возможностям. Жесты несут информацию об интенсивности переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность. Мимика сообщает долее дифференцированную информацию о партнере по общению.

Значения многих мимических масок усваивается спонтанно на ранних этапах онтогенеза. Позы представляют более сложное и целостное образование невербального поведения. Для нее характерны большая размытость диапазона значений по сравнению с мимикой и жестами. Мимика и жесты раньше, чем позы, используются как средство общения. Именно эти элементы ребенок способен адекватно воспринимать даже в самом раннем возрасте. Таким образом, в подростковом возрасте уровень развития способности к психологической интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов в для юношей 19-ти-20-ти лет характерно более успешно с помощью невербального поведения регулировать отношения между общающимися г структура, уровень развития способности к психологической интерпретации невербального поведения влияют на положение личности в группе. Социально-перцептивным лидером становится тот, чей уровень развития способности к адекватному отражению состояний, качеств, отношений выше. Микровывод. Развитие способности к восприятию невербальных компонентов в общении осуществляется следующим образом от младенчества до подросткового возраста а от психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к интерпретации целостного б от интерпретации на основе жестов и мимики действий и состояний партнеров к определению их качеств, отношений в от использования невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений. 3.РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА МУЗЫКИ . В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов.

Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов.

С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Класс - минимальная ячейка художественного сообщества.

Там должно торжествовать личностное начало. Настоящий педагог не только учит музыке.

Он воспитывает духовно. Он работает на неформальном уровне и дает ученику все, в чем тот нуждается. Педагог учит не потому, что положено учить, а потому, что добровольно избрал музыкантов в свои ученики. Взяв учеников, он объединяет их положтельным знаком отношения, не выделяя никого. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения на основе, конечно, некоторых общих принципов. Индивидуальность - это как бы начальный уровень.

Личностное своеобразие и это более высокое положение ученика проявляется в некотором более общем взгляде на мир, общем для всех людей, когда они достигли определенной высоты. И уникальность личности может проявиться в отношении к возвышенным вещам, в том, как человек может переплавить мировоззрение в свой подход к музыке.

Педагог, взяв ученика в свой класс, берет его в свою жизнь. На самом деле у педагога есть художественная школа, с которой он не прерывает связи. Учитель берет ученика в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений и достижений своих учителей-тех, с кем у него не прерывается тесная связь через музыку, собственные выступления, через культурные идеи и идеи искусства. Он как бы подсоеди- няет ученика к вертикали искусства. Вертикаль бесконечна, и то, чего она касается в своих высших проявлениях, никто не знает, но об этом смутно догадываются некоторые художники, в т.ч. и музыканты.

Микровывод. Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения. Вывод к главе. С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится, прежде всего, поведение учителя.

Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей. Следовательно, огромная роль на развитие индивидуальности младшего школьника возлагается, прежде всего, на педагога. ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе N 6 Ленинского района города Перми, во 2 в классе в период с февраля 1997 года по апрель 1998 года. Возраст детей 8 - 9 лет всего девочек - 14, мальчиков - 12. Специфика школы с углубленным изучением предметов ХЭЦ художественно-эстетического цикла. В начальных классах преподаются следующие предметы ХЭЦ музыка - 2 часа в неделю, ИЗО - 2 часа в неделю, этикет - 2 часа в неделю, ритмика - 1 час в неделю все 3 года. По музыке используется программа Музыкальное искусство автор Школяр Л.В. и др. 3 . Общая характеристика данной программы дана в приложении 2. Психолого-педагогическое исследование проводилось в 3 этапа.

На 1 этапе изучались личностные и социально-психологические особенности детей на 2 этапе изучались особенности педагогических коммуникаций на 3 этапе исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с особенностями преподавания. 2. Для изучения особенностей личностного и межличностного развития детей использованы следующие методики а вопросник Р.Кетелла включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими 8-10 стенов и низкими 1-3 стена. А высокие значения открытый, доброжелательный, общительный, участливый низкие значения замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.

В высокие значения высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний низкие значения низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик.

С высокие значения уверен в себе, спокойный, стабильный низкие значения неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый.

D высокие значения нетерпеливый, активный, легко возбудимый низкие значения неторопливый, сдержанный, флегматичный. Е высокие значения доминирующий, независимый, напористый низкие значения послушный, зависимый, уступчивый. F высокие значения склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый низкие значения благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный. G высокие значения добросовестный, исполнительный, ответственный низкие значения недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.

Н высокие значения социально-смелый, непринужденный, решительный низкие значения робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе. I высокие значения чувствительный, нежный, зависимый от других низкие значения реалистичный, практичный, полагающийся на себя. О высокие значения тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений низкие значения безмятежный, спокойный, оптимистичный.

Q3 высокие значения высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов низкие значения низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов. Q4 высокие значения напряженный, раздражительный, фрустрированный низкие значения расслабленный, спокойный, невозмутимый. Текст вопросника и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении . б. Для изучения межличностных отношений в классе использована методика социометрия. Для выявления эмоционального лидера в классе был задан вопрос Скоро твой день рождения.

Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю? Для определения лидера в учебной деятельности был задан вопрос Предстоит сложная контрольная работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю?В 3-ю? Матрица данных социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3. 3. Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики а метод неоконченных предложений.

Цель выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное отношение к ним. В инструкции детям предлагалось закончить предложения. Стимульный материал 1. Больше всего на уроках музыки мне нравится 2. Иногда на уроках музыки мне не нравится 3. Мне бы хотелось на уроках музыки Обработка. Проводился качественно-количественный анализ. 1. На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду музыкальной деятельности. 2. На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и непопулярных видов и форм деятельности на уроках музыки. б Рейтинговая оценка предметов.

По шкале от 1 до 10 баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы русский язык, математика, физкультура, чтение, музыка, естествознание, ритмика, труд, ИЗО, этикет, география. 1 балл - самая низкая оценка 10 баллов - самая высокая оценка.

Обработка. Количественный подсчет баллов по каждому предмету. Бланк рейтинговой оценки дан в приложении 4. 4. На изучаемом классе работает учитель музыки со стажем 2,5 года. Основное направление работы уроки музыки. а Для изучения педагогической компетентности учителя использовался тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности, состоящий из 133-х вопросов, который включает в себя 6 факторов СКН социально-коммуникативная неуклюжесть 29 вопросов НН нетерпеливость к неопределенности 21 вопрос К чрезмерное стремление к конформности 15 вопросов ССР повышенное стремление к статусному росту 20 вопросов ИН ориентация на избегание неудач 28 вопросов ФН фрустрационная нетолерантность 20 вопросов. Текст теста-опросника дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3. б Методика Фландерса.

Цель изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя.

Выделить паттерны в педагогическом взаимодействии. Ход работы с методикой 1 видеозапись 3-х уроков музыки 2 работа с видеозаписью выделение паттерна и его регистрация на бланке в виде 1 паттерн 1палочка. Стимульный материал 10 категорий 1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере 2. Одобряет действия или поведение ученика 3. Развивает идеи, предложенные учеником 4. Задает вопросы, основанные на своих идеях с намерением получить ответ от ученика 5. Объяснение, развитие собственных идей 6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик 7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика 8. Ответ на обращение учителя.

Свобода высказывания собственных идей ограничена 9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей 10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю.

Обработка результатов 1 количественная подсчет выделенных зарегистрированных паттернов в виде . 2 качественная анализ соотношения вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении а также соотношение категорий между собой. Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса дан в приложении 6. ВСЕ ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, БЫЛИ ПОДВЕРГНУТЫ ОБРАБОТКЕ С ПОМОЩЬЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПО ПРОГРАММЕ STATISTICA PC PENTIUM 120, А ТАКЖЕ ПОДВЕРГНУТЫ КАЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ. ГЛАВА IV.ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ КОММУНИКАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ . В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств.

Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1. Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса 1 показатель общительности, доброжелательности фактор А связан с проявлениями -решительности, социальной смелости, непринужденности фактор Н -тревожности, озабоченности фактор О - отрицательной связью, то есть, чем общительнее ребенок, тем он проявляет себя более решительным и менее озабоченным 2 показатель высокой степени сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний фактор В связан со свойствами -нетерпеливость, активность, легкая возбудимость фактор D , что, вероятно, является характерным для младшего школьного возраста -независимость, доминантность, напористость фактор Е , то есть, чем выше интеллект и больше объем знаний, тем ребенок более активен, независим, напорист 3 показатель уверенности, спокойствия и стабильности фактор С имеет связь с проявлениями -добросовестности, исполнительности, ответственности фактор G , то есть спокойный ребенок в этом классе также добросовестный и ответственный 4 показатель нетерпеливости, активности, легковозбудимости фактор D связан со свойствами -добросовестности, ответственности фактор G - отрицательной связью -высокого самоконтроля, хорошего понимания социальных нормативов фактор Q3 отрицательной связью, то есть, чем нетерпеливее и активнее ребенок, тем он менее ответственен и имеет меньший самоконтроль 5 показатель доминантности, независимости, напористости фактор Е связан со следующими проявлениями -склонность к риску, храбрость, беспечность, веселость фактор F , то есть более независимый ребенок - он более храбрый и более склонен к риску 6 показатель добросовестности, ответственности, исполнительности фактор G связан со свойствами -чувствительность, нежность, зависимость от других фактор I -напористость, раздражительность, фрустрированность фактор Q4 - отрицательной связью, то есть, добросовестный ребенок в данном классе более чувствителен и менее напорист и раздражителен 7 показатель социальной смелости, непринужденности, решительности фактор Н связан с проявлениями -тревожности, озабоченности, полный мрачных мыслей фактор О - отрицательной связью, то есть, решительный, непринужденный ребенок - безмятежный, спокойный и оптимистичный 8 показатель чувствительности, нежности фактор I связан с -высоким самоконтролем фактор Q3 , то есть нежный ребенок лучше умеет осуществлять самоконтроль.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, анализ корреляционных связей показал, что наибольшая нагрузка падает на фактор D нетерпеливый, активный, легко возбудимый, который имеет 3 связи а также на фактор G добросовестный, исполнительный, ответственный, который имеет 4 связи то есть, нетерпеливые, легко возбудимые дети в данном классе имеют высокую степень сформированности интеллектуальных функций, они, зачастую, бывают безответственны и имеют низкий самоконтроль, что, вероятно, связано с особенностями младшего школьного возраста вместе с тем, добросовестные, исполнительные ребята более уверены в себе, спокойны, более чувствительны и зависимы от окружающих, также они более невозмутимы, расслаблены, флегматичны и сдержанны.

КРОМЕ ТОГО, была рассмотрена взаимосвязь личностных свойств с социальным статусом детей учебный статус и эмоциональный статус. Результаты исследования представлены на рис.2 и рис.3. ВЫЯВЛЕНА ВЗАИМОСВЯЗЬ эмоционального статуса учащихся с их учебным статусом и показателями социально-смелый, непринужденный, решительный фактор Н . Особое внимание следует обратить на выделенную взаимосвязь эмоционального и учебного статуса.

Вероятно, это характеризует специфическое для учащихся младших классов единство в межличностном восприятии академической успеваемости и межличностных эмоциональных личных отношениях, что, скорее всего, будет рассогласовано в подростковом возрасте.

Учебный статус связан с показателями -открытость, доброжелательность, общительность фактор А -уверенность в себе, стабильность фактор С -доминантность, независимость фактор Е -социальная смелость, непринужденность фактор Н -тревожность, озабоченность фактор О - отрицательная связь -эмоциональный статус.

Интересным представляется выделенный симптомокомплекс личностных свойств, взаимосвязанный с учебным статусом.

Его отличает внутренняя гармоничность, целостность, взаимодополняемость выделенных личностных качеств.

Например, общительность и доброжелательность фактор А напрямую связаны с социальной смелостью и непринужденностью фактор Н ,и в то же время, гармонично сочетаются с уверенностью в себе, стабильностью фактор С ,а доминантность и независимость фактор Е придают всей вышеуказанной характеристике логическую завершенность.

Особое внимание хочется обратить на выделенную отрицательную взаимосвязь с тревожностью что, с одной стороны, весьма логично сочетается с другими выделенными личностными свойствами, то есть, общительные и уверенные в себе дети менее тревожны с другой стороны, выделенная взаимосвязь противоречит взаимосвязи проведенных ранее психологических исследований 1 , а именно, в ряде случаев высокая тревожность имеет положительную взаимосвязь с учебным статусом, поскольку тревожные дети более добросовестны, ответственны, аккуратны, внимательны, что определяет их наиболее тщательную подготовку к занятиям, лучшую усваиваемость материала на уроке и хорошее поведение.

Выявленная же отрицательная взаимосвязь является характеристикой данного класса.

Особо следует отметить отсутствие значимых взаимосвязей фактора В высокая степень сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний с учебным статусом.

Для объяснения данного факта, вероятно, требуются дополнительные психологические исследования.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, проведенный анализ, по сути, позволяет выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе. Для анализа основных видов коммуникаций и выявления их специфики в педагогическом репертуаре учителя, был использован ряд методик см. главу 3 . По методике социально-коммуникативной компетентности получены следующие результаты СКН социально-коммуникативная неуклюжесть 8 НН нетерпеливость к неопределенности 8 К чрезмерное стремление к конформности 3 ССР повышенное стремление к статусному росту 10 ИН ориентация на избегание неудач 5 ФН фрустрационная нетолерантность 15 Наибольшее отклонение от средних величин выявлено по показателям К чрезмерное стремление к конформности , ИН ориентация на избегание неудач , ФН фрустрационная нетолерантность. Фрустрационная нетолерантность.

Высокое значение по данному показателю указывает на эмоциональный дискомфорт, депревацию, фрустрированность в коммуникативной сфере при этом проявляется недостаточная способность к приятию социально-коммуникативных ситуаций.

Низкое значение по показателю ИН ориентация на избегание неудач свидетельствует о возможной тенденции преподавателя в своей музыкально-педагогической деятельности ориентироваться на постановку максимальных целей, задач в работе и их достижение, а не на выбор некоего оптимального варианта в работе, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач.

Низкое значение по показателю К чрезмерное стремление к конформности может свидетельствовать о неподатливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Показатели СКН социально-коммуникативная неуклюжесть , НН нетерпеливость к неопределенности , ССР повышенное стремление к статусному росту - имеют тенденцию к низкой выраженности.

Так, заниженное значение показателя НН нетерпеливость к неопределенности свидетельствует о достаточной терпимости к неопределенности, об определенной творческости данного педагога, поскольку ощущение комфорта в деятельности свойственно, скорее, для творческих, инициативных людей. Также низкое значение показателя СКН социально-коммуникативная неуклюжесть может означать социально-коммуникативную гармоничность, умение преподнести свое мнение и выслушать чужое.

А низкое значение показателя ССР повышенное стремление к статусному росту свидетельствует о том, что данный показатель не является самоцелью в работе, но и не отвергается полностью, что может также говорить о присутствии творчества, энтузиазма, увлеченности. Также особенности педагогических коммуникаций изучались по методике Фландерса. Использование данной методики позволяет проанализировать основные виды педагогических коммуникаций вербальный и невербальный. Анализ с использованием видеозаписи 3-х уроков музыки, где было выделено 203 педагогических коммуникации, показал, что наиболее ярко представлены пункт 2 одобряет действия ученика, его поведение, пункт 4 задает вопросы, основанные на своих идеях с целью получить ответ, пункт 8 ответ на обращение учителя.

Свобода высказывания собственных идей ограничена. Среднюю выраженность имеют пункт 3 развивает идеи, предложенные учеником, пункт 5 объяснение, развитие собственных идей, пункт 9 выражение собственных идей ученика, вопросов, предложений.

Свободное развитие собственных мыслей. Фактически не представленными являются пункт 1 принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере, пункт 7 критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика, пункт 10 молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю. ТАКИМ ОБРАЗОМ, наибольшую выраженность имеет доброжалательное, активное, диалогичное взаимодействие учителя с детьми среднюю выраженность имеет также активное, инициативное общение на уроке музыки низкую выраженность имеет конфликтное, в повышенном тоне, пассивное взаимодействие педагога с детьми.

ПОЭТОМУ, из вышесказанного видно, что характерным для данного педагога является доброжелательное, в то же время очень активное, инициативное, диалогичное общение с ребятами.

Качественный анализ невербальных компонентов в работе преподавателя сделан также на основе видеозаписи 3-х уроков музыки. 1.Дистанция организация рабочего пространства - на уровне диалога 0.5 - 1.2 м и социального расстояния 1.2 - 3.7 м. Во время урока учитель много двигается по классу, часто подходит близко к детям, стараясь сократить дистанцию. Но иногда расстояние увеличивается, это происходит во время разучивании песни или исполнении музыки на инструменте а также, когда учитель пишет что-нибудь на доске. Микровывод организация рабочего пространства зависит от форм работ на уроке, требуемых нахождения учителя за инструментом или у доски, а в целом наиболее характерным является расстояние на уровне диалога 0.5 - 1.2 м, что обеспечивает довольно тесный и весьма доброжелательный контакт. 2. Позы. Зафиксированы следующие -стоит с опорой на ученический стол -руки заложены за спину -ладонь запущена в волосы -рука согнута в локтевом суставе -ладонь поддерживает подбородок -руки скрещены на груди крайне редко. Микровывод позы стоит с опорой на ученический стол и руки заложены за спину могут восприниматься как некая эмоциональная дистанция а позы ладонь запущена в волосы и ладонь поддерживает подбородок - могут трактоваться как акцент говорящего на своих мыслях, чувствах, своем внутреннем состоянии что, кстати, является вполне уместным, так как специфика искусства, в данном случае, музыки, предполагает именно уход в себя. Говоря о предполагаемых трактовках невербального поведения, нужно всегда помнить о том, что нет универсального переводчика, всегда следует учитывать контекст коммуникаций, состояние человека, внешние факторы - об этом см. главу 1 . Таким образом, практически все отмеченные выше позы связаны с использованием рук если вспомнить о том, что положение рук человека естественнее и удобнее в согнутом, нежели вытянутом состоянии об этом см. главу 1 , то возможна трактовка всех зафиксированных поз как модификации положения руки согнуты . 3. Жесты и телодвижения. Зафиксированы -взмах рукой -покачивание головой в такт высказывания -грозит пальцем -руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории -прохаживание перед аудиторией -волнообразные движения руки -телодвижения в такт высказывания, в такт музыке -покачивание головой в знак одобрения - палец ко рту тише -покачивание головой нет -иллюстративные жесты -дирижерские жесты -жесты- сорняки практически отсутствуют -прикосновение используется довольно часто, как для похвалы, так и для дисциплины. Микровывод.

Возможна следующая трактовка некоторых жестов руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории, покачивание головой в знак одобрения - открытость, приятие.

В целом, жестикуляция и телодвижения используются для усиления значения произносимой речи, как эмоциональный отзыв на музыку, а также как средства для нормализации дисциплины и в целом создают благоприятную картину см.о прикосновении главу 1 . 4.Мимика.

Для данного педагога характерны мимические движения -глаза широко раскрыты -веки прищурены -частое моргание -сморщивает лоб -сдвигает брови -улыбка -иллюстративная -вопросительная -интенсивный визуальный контакт.

Микровывод в целом мимика небогатая хотя музыка подразумевает эмоциональность, стало быть, богатую мимику но улавливается положительный, добрый настрой, и, конечно, велика роль визуального контакта, когда каждый ребенок ощущает себя не зрителем происходящих событий, но участником. 5. Интонация.

Характерна -тембр голоса высокий, мягкий -вопросительная -доброжелательная -одобрительная -повышение интонации происходит во время разучивания песни, а также в моменты урока, когда дети начинают шуметь.

Микровывод из вышесказанного видно, что также, как и мимика, интонация способствует доброжелательному настрою. 6.Различия невербального поведения во время обычной работы и работы с музыкой.

Во время работы с музыкой -мимика становится богаче -появляется больше иллюстративных жестов -происходит увеличение дистанции -повышается интонация голоса -увеличивается количество движений руками в основном, в такт речи -появляются дирижерские жесты.

Микровывод во время работы педагога с музыкой усиливается невербальный компонент, что обуславливает эмоциональную отзывчивость в восприятии невербального текста то есть музыки. ТАКИМ ОБРАЗОМ, в целом, анализ невербального поведения педагога на уроке музыки показал, что учитель весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью на музыку преподносит им знания используются умело прикосновения и улыбка как наиважнейшие компоненты всего комплекса невербального поведения.

Очень часто конфликтогенное слово нет заменяется покачиванием головы, а фразы типа тише замолчите! успешно вытесняются жестом палец ко рту. Отсутствует несовпадение вербального и невербального компонентов. Сопоставление анализа невербального поведения педагога и результатов методики Фландерса. 1.По методике Фландерса выделено 203 педагогических коммуникации анализ невербального поведения также говорит о большой роли невербальных компонентов во взаимодействии 2. в методике Фландерса ярко представлены следующие характеристики -одобряет действия ученика, его поведение пункт 2 на невербальном уровне это выражается в одобрительном покачивании головой, активных, но ненавязчивых прикосновениях, улыбке, одобрительной интонации, поднятых кверху ладонях - задает вопросы, основанные на своих идеях, с целью получить ответ пункт 4 невербальное поведение подтверждает это, так как вопросы задаются в доброжелательном тоне, часто иллюстрируясь жестами - ответ на обращение учителя.

Свобода высказывания собственных идей ограничена пункт 8 . Поведение детей богато невербальными компонентами иллюстративная функция жестов, телодвижений и мимики передача настроения, внутреннего содержания музыки, а также собственные эмоции. Педагогом и детьми широко используется прием эмоционального сопереживания эмпатия как средство для более глубокого осознания музыкального содержания.

Микровывод.

Результаты сравнительного анализа двух методик показали, что 2 основных вида педагогических коммуникаций вербальный и невербальный существуют вместе, взаимопроникая и гармонично дополняя друг друга. На заключительном этапе исследования 1. для проведения качественного анализа отношений детей к различным формам работы, используемым на уроках музыки пение, слушание музыки, движения под музыку, игра на инструменте, изучение нот, рисование и др. ,была проведена методика неоконченных предложений.

Ребятам предлагалось закончить каждое из трех предложений. Анализ результатов показал следующее 1. Больше всего на уроках музыки детям нравится n петь 9 чел. n слушать музыку 8 чел. n рисовать 3 чел. n слушать рассказы 2 чел. n учить ноты 1 чел. n отвечать 1 чел. n некрасивая музыка 1 чел. n получать пятерки 1 чел. 2. Иногда на уроках музыки детям не нравится n петь 6 чел. n рисовать 4 чел. n отвечать 2 чел. n когда не спрашивают 2 чел. n писать в тетрадке 1 чел. n слушать музыку 1 чел. n играть 1чел. n учить инструменты 1 чел. n замечания 1 чел. n писать ноты 1 чел. n когда не получается 1 чел. n когда мы играем героев 1 чел 3. Детям хотелось бы на уроках музыки n чтоб нам рассказывали истории 1 чел. n играть на инструменте 9 чел. n получать хорошие отметки 1 чел. n музыкальные приключения 1 чел. n петь песни 4 чел. n играть оперы 1 чел. n сидеть на 1-й парте 1 чел. n больше рисовать 1 чел. n слушать музыку 2 чел. n рассказывать 1 чел. n кружиться и танцевать 1 чел. n изучать ноты 1 чел. n спеть свою любимую песню 1 чел Микровывод.

Результаты методики дают возможность взглянуть на уроки музыки глазами детей и попытаться внести некоторые изменения в последующей педагогической работе.

Наиболее часто упоминаемым является такой вид деятельности, как пение так, нравится петь 9-ти ребятам, а не нравится - 6-ти. Отсюда видно, что пение - весьма спорный вид занятий в плане нравится не нравится а так как это - одна из наиболее важных форм работы на уроке, попытаемся соотнести его с невербальным поведением учителя с тем, чтобы попытаться найти причину данному факту.

Так, во время разучивания и исполнения песен у данного педагога обнаружен следующий поведенческий комплекс увеличение дистанции общения нахождение за инструментом, мимика становится ярче, выразительнее, повышение тона в голосе, увеличивается жестикуляция, нет движения педагога по классу, интенсивный визуальный контакт, используется улыбка.

Такая разность во вкусе по отношению к пению может объяснятся особенностями невербального поведения учителя, которое каждый ребенок, разумеется, воспринимает по-своему. Слушание музыки - наименее спорный нравится - 8 чел не нравится - 1 чел. вид деятельности, также являющий- ся очень важным как средство развития музыкальности, внимательности, эмоциональности.

Рисование как вид деятельности, развивающий образное мышление, восприятие и эмоциональность на уроках музыки, используется значительно реже, чем, скажем, пение и слушание музыки, но также является спорным нравится рисовать - 3 чел не нравится - 4 чел Весьма интересные результаты получены по такой форме работы, как ответы детей нравится - 1 чел не нравится - 2 чел. здесь обнаруживается некое несоответствие результатов данной методики и видеоматериалов, где очень хорошо видно, как дети наперебой тянут руки, рвутся отвечать.

Возможно, это объясняется особенностями возраста непостоянность, переменчивость либо невысокой актуальностью данного вида работы. Огромный интерес представляет раздел данной методики мне бы хотелось, во-первых, открывающий большое поле деятельности для педагога в плане поисков новых форм работы, а также уделения большего времени отмеченным детьми видам и формам работы так, например, пение в этом разделе отметили 4 человека, игру на инструменте - 9 человек, а слушание музыки - 2 человека если сравнить эти данные с приведенными выше данными раздела нравится, видно, что они совпадают см. выше во-вторых, раздел дает возможность значительно поднять уровень рейтинга уроков музыки о рейтинге см. ниже через использование тех видов деятельности, которые дети сами же и выбрали такой подход требует от учителя заинтересованности, гибкости, а также желания сделать уроки музыки более интересными. 2. для изучения уровня популярности уроков музыки во 2 классе была использована методика Рейтинг популярности. Вот какие получены данные 1 наивысшей оценкой 10 баллов отмечены предметы Физкультура - 16 чел. Ритмика - 17 чел. Математика - 14 чел. ИЗО - 14 чел. Этикет - 14 чел. Труд - 13 чел. Высокая шкала 8 - 10 баллов, суммарно Математика - 23 чел. Ритмика - 22 чел. Физкультура - 21 чел. Труд - 20 чел. ИЗО - 20 чел. Этикет - 19 чел. Далее голоса распределились следующим образом Русский язык - 12 чел. Чтение - 13 чел. Музыка - 12 чел. Естествознание - 12 чел. География - 15 чел. Микровывод.

Высокий рейтинг имеют предметы математика, ритмика, физкультура, труд, ИЗО, этикет.

Музыка имеет весьма низкий рейтинг, т.к. из 26-ти человек, участвовавших в опросе, только 8 отметили музыку 10-ти баллами и лишь 12 человек - 8-10 баллами, то есть, менее половины класса. 2 Средняя шкала 4 - 7 баллов, суммарно Русский язык - 13 чел. Чтение - 12 чел. Музыка - 12 чел. Естествознание - 12 чел. География - 8 чел. Этикет - 6 чел. Физкультура - 4 чел. Труд - 4 чел. ИЗО - 4 чел. Математика - 3 чел. Ритмика - 1 чел. Микровывод.

В пятерке первых предметов - те, чей рейтинг невысок на высокой шкале 8-10 баллов среди лидеров высокой шкалы этикет отметили 6 чел ритмику - 1 чел. музыку средним баллом отметили 12 чел то есть ровно столько же, сколько высоким суммарно . 3 низкая шкала 1-3 балла, суммарно - это негативная отметка предмету. Здесь ситуация выглядит следующим образом География - 3 чел. Ритмика - 3 чел. Этикет - 2 чел. ИЗО - 2 чел. Труд - 2 чел. Естествознание - 2 чел. Музыка - 2 чел. Чтение - 1 чел. Физкультура - 1 чел. Микровывод.

Неудовлетворительное отношение высказывают к фаворитным предметам ритмика - 3 чел этикет, ИЗО, труд - по 2 чел музыка - 2 чел не представлены в данной шкале математика и русский язык. ТАКИМ ОБРАЗОМ, результаты количественного анализа рейтинга предметов показали, что уроки музыки в данном классе не являются популярными среди большинства детей, а лишь менее половины класса 12 человек. Возможно предположить, что искусство - не та стихия именно этих ребят именно этого класса? Да, но как же тогда высокий рейтинг этикета и ИЗО? Выходит, данное предположение не оправдывается.

Причин низкому рейтингу может быть несколько, вероятно, одна из них взаимосвязана с высокими значениями показателя Фрустрационная нетолерантность см. выше тест социально-коммуникативная компетентность, что может быть связано с личностными или профессиональными затруднениями педагога, работающего на исследуемом классе.

Более глубокий анализ требует продолжения данного исследования. Для повышения рейтинга уроков музыки представляется перспективным изучение данных, полученных по методике неоконченных предложений в разделе Мне бы хотелось, с точки зрения перспектив их использования также см. рекомендации. Вывод к главе.

Проведенный анализ позволяет 1 выявить психологический личностный портрет успешног

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие… Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возрастные особенности младших школьников

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Коммуникации понятие и основные подходы в психологии
Коммуникации понятие и основные подходы в психологии. Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе Проблема общения в психологии, как известно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги