рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отношение к ребенку

Работа сделанна в 2001 году

Отношение к ребенку - Реферат, раздел Педагогика, - 2001 год - Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского Отношение К Ребенку. Педагогическое Наследие В.а. Сухомлинского Разносторонне...

Отношение к ребенку. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.

Когда его спрашивали Что самое главное было в его жизни, он отвечал Любовь к детям Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами.

Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.3, стр 21 В.А. Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива.

В подходе к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. В среде педагогов отмечал Сухомлинский можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка. 5, стр 12 Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. 5, стр. 9. В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей.

Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике.

Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с помощью учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные.

Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание.

Месяц, полгода, год у ребенка может что-то не получаться, но придет время - научиться. Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее.

Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению трудных подростков. В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания.

Сухомлинский считал, что коллектив это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. Детский коллектив сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность.

В детском коллективе всему мера, все в осторожностью воспитатель никогда не должен выпускать из под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей. 3, стр 190. Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного мнения в осуждении личности коллективом, противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию - проявления чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство благодарности коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто в них нуждается. Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок ломается, становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. 3, стр 199 На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае считал Сухомлинский когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности.

И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.

В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.4, стр. 15. Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива зиждилась не на организационных зависимостях, а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей индивидуальной духовной деятельности и обогащаться в духовном общении. Как закономерность воспитания личности в коллективе воспринимается вывод теоретика-экспериментатора Чем выше интеллектуальный уровень и глубже, чище нравственные убеждения воспитанника, тем богаче должна быть духовная жизнь коллектива, чтобы личность нашла в нем источник своего дальнейшего развития.4, стр 17. Воспитание без наказания - это не узко школьное дело говорил В.А. Сухомлинский Это одна из важнейших проблем переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений 3,стр 196. И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине.

Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы личность или коллектив.

Это две грани, две стороны единого человеческого бытия.

Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть абстрактного коллектива без личностей. 3, стр 202. Василий Александрович писал Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников - воспитывайте детей без наказаний. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского

Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что сила и возможности… Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты… Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 4 вопроса и заключения. В первом вопросе описана…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отношение к ребенку

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К прекрасному через прекрасное
К прекрасному через прекрасное. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки ц

Научные знания и знания человеческие
Научные знания и знания человеческие. Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Духовную полноту

Трудовое воспитание
Трудовое воспитание. Другой идеал коммунистического воспитания труд как основа воспитания нового человека в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогическ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги