рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теории происхождения игры

Работа сделанна в 2000 году

Теории происхождения игры - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2000 год - Дидактические игры и их применение на уроках английского языка Теории Происхождения Игры. Попытки Разгадать Тайну Происхождения Игры Предпри...

Теории происхождения игры. Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учными на протяжении многих сотен лет. Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно социально экономического и культурного развития общества. Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера.

Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др. В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие. А.Н. Леонтьев в работе Психологические основы дошкольной игры описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций т.е. способов действия - с другой.

Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.

Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М. 1980 г. Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность.

Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер 1820 1903, который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в борьбе за существование, порождают идеальное удовлетворение этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

Спенсер внс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления. Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счт разряда внутренне энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты. Теория рекапитуляции и антиципации.

Американский психолог, педагог Г.С. Холл 1846-1924 выдвинул идею рекапитуляции сокращнного повторения этапов развития человечества в детских играх. Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее.

Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далких предков. Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман.

Он писал Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях в настоящем и будущем. Газман О.С. Каникулы, игра, воспитание. М 1988. Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее. Теория функционального удовольствия, реализации врожднных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх.

А. Адлер 1870 1937 австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребнка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и е своеобразие как реализацию желаний, которые ребнок не может осуществить в действительности. З. Фрейд основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал е с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически.

Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний. Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как е изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путм, подлинный катарсис.

Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя. Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом.

Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие. Теория духовного развития ребнка в игре. К.Д. Ушинский 1824 1871 противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление. Многие учные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребнка.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается коллективным инстинктом детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры.

Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум. Теорию игры в аспекте е исторического проявления, выяснения е социальной природы, внутренней структуры и е значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие. Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры. 1.2 Сущность игры, как психологического явления Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

Происходит это благодаря тому, что в игре ребнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры воссоздание вс более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий совершаемых во внутреннем плане, в уме. В игре у ребнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создат основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности.

Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий. Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности. 1.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дидактические игры и их применение на уроках английского языка

Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения е в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и… Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого… Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дат отдых, не внося в содержание…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теории происхождения игры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Виды игровой деятельности
Виды игровой деятельности. Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродукти

Роль и значение дидактической игры в учебном процессе и в формировании положительного отношения к школе
Роль и значение дидактической игры в учебном процессе и в формировании положительного отношения к школе. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенн

Виды дидактических игр
Виды дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учите

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги