рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе

Работа сделанна в 2002 году

Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе - Конспект, раздел Педагогика, - 2002 год - Министерство Общего И Профессионального Образования Рф Вологодский Государств...

Министерство общего и профессионального образования РФ Вологодский государственный педагогический университет факультет филологии Изучение темы Акмеизм в 11 классе Индивидуальный творческий проект по литературе выполнен студенткой V курса Осининой О.В. Научный руководитель канд. культурологии Якушева Л.А. Вологда, 2002 План Глава 1. Введение 2 1.1. Общая характеристика работы 2. Методическое обоснование работы 3. Анализ методической литературы14 Глава 2. Психолого-педагогическое обоснование.18 Глава 3.Своеобразие лирики как рода литературы1. Общие подходы к изучению лирического произведения 2. Приемы анализа лирического произведения в старших классах 24 3.3. Трудности при изучении лирического произведения.27 Глава 4. Практическая часть.1. Примерный план анализа стихотворения.2. Примерный анализ стихотворения3. Планирование уроков 4. План-конспект урока 35 Заключение 44 Библиография. Приложения Глава 1. Введение 1. Общая характеристика работы До недавнего времени в связи с идейно-политической ситуацией в нашей стране литературный период конца XIX - начала XX в.в. являлся закрытой темой как для массового читателя, так и для изучения в школе.

По этой причине исследовательской работы в плане методики преподавания данной темы долгое время почти не проводилось.

Вплоть до начала 1960-х годов сколько-нибудь значительных работ об акмеизме, созданных историками литературы, также не появлялось.

После официального открытия культуры Серебряного века литература модернизма стала широко исследоваться культурологами, лингвистами, литературоведами, методистами. В это же время впервые в программу для общеобразовательных учреждений вводятся произведения ранее никогда не изучавшиеся в школе.

На сегодняшний день изучение культурного пласта, именующегося Серебряным веком, является неотъемлемой частью всех программ по литературе см.1.2 К сожалению, до сих пор мы не можем сказать, что создан единый труд, который был бы полным и с литературоведческой, и с методической точки зрения. Таким образом, актуальность работы обусловлена обращением к теме, недостаточно разработанной в методической литературе. Трудности изучения лирического произведения в школе предопределили исследовательский интерес к методам и приемами анализа стихотворения в старших классах.

Вследствие чего мы не только изучили психолого-педагогические особенности возраста старшеклассников, но и попытались совместить их с целями и задачами образовательного процесса. Объектом работы явилось рассмотрение акмеизма как идейно художественного направления XX века, а предметом - рассмотрение изучения данной темы в старших классах.

Методологическая база работы В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами, методология данной работы базируется на следующих принципах 1 системного анализа, в основе которого лежит наблюдение над лирическим произведением с точки зрения специфики и функциональности его элементов 2 интерпретации как основополагающего принципа герменевтики, предполагающего расшифровку и перевод смыслов и символов художественного произведения на язык объективного знания 3 компаративного анализа, применяемого в данной работе как к собственно художественным высказываниям, так и к методическим разработкам 4 метод экстраполяции психологических исследований возраста старшеклассников работы И.С. Кона, Р.С. Немова, А.В. Петровского и др. в сферу их практического применения. Новизна работы заключается в рассмотрении темы Модернизм сквозь призму одного идейно художественного направления акмеизм, в конкретизации данного феномена и особенностях его применения теоретических знаний с точки зрения практикующего педагога.

Практическая значимость заключается в описании механизма анализа лирического произведения, в моделировании темы, в возможности использования материалов в практике преподавания курса в 11 классе общеобразовательной школы.

В работе представлены все необходимые материалы для проведения уроков по теме Акмеизм в 11 классе планирование уроков, конспект урока - лекции, тексты произведений для анализа, схема анализа, примерный анализ стихотворения, указатель имен, словарь понятий по теме, библиография.

В связи с этим практическая часть может быть полезна начинающим педагогам и интересна опытным преподавателям. Апробация работы проводилась с 17.09.01 г. по 28.10.01 г. на базе 11 класса гимназии 2 г. Вологды. Структура работы Индивидуальный творческий проект состоит из - введения, где дается, во-первых, общее представление о работе актуальность проблемы, объект и предмет работы, методологическая база, значимость исследования, а во-вторых методического обоснования выбора темы анализ основных программ по литературе и методической литературы по вопросам изучения лирического произведения и, в частности, темы Акмеизм - психолого-педагогического обоснования работы, где выявлены особенности психического развития старшеклассников, сделана попытка выбрать педагогические приемы и методы с учетом этих особенностей - главы о своеобразии лирики как рода литературы, в которой мы представили общие подходы к изучению лирического произведения, рассмотрели внутреннюю логику его анализа, определили трудности при изучении лирического произведения в старших классах - практической части, где нами предлагается Примерный план анализа стихотворения, возможный вариант анализа, планирование трех уроков по теме Акмеизм и план-конспект одного урока - заключения, где подводятся итоги проделанной работы, намечаются пути дальнейших исследований в области данной проблемы - приложения, состоящего из текстов стихотворений для анализа, словаря понятий, указателя имен, библиографии.

Объем работы 55 страниц, список литературы содержит 32 наименования. 2.

Методическое обоснование работы

Ахматовой предлагаются к рассмотрению такие дефиниции как психологизм ... Баранова предполагает изучение данной темы в разделе Литература русско... Мандельштама, С.Городецкого, М.Кузмина. г урок - лекция с сообщениями учащихся На этих занятиях лекция учителя... 10.

Анализ методической литературы

Маяковского и др. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. XI класс Русская словесность 2001 6 с.20 29. Раннее творчество поэтессы. 2000 6.

Психолого-педагогическое обоснование

Изучение лирических произведений способствует развитию личности. Самое... Нам кажется, что новому поколению сейчас это крайне необходимо. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об историко литературн... Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто даем справку энцик... Основными целями изучения художественного произведения в школе мы види...

Своеобразие лирики как рода литературы

Своеобразие лирики как рода литературы Об особенностях лирического рода литературы написано много мы попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам. 1лирический образ это образ переживание, непосредственное отражение мыслей и чувств 2особенности сюжетной организации лирического произведения лирический сюжет как развитие переживания, мысли 3 лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и автором В лирике аналогом повествователя фигуры более или менее условной может быть признан лирический геройТермин лирический геройспособствует различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания 243. 4максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте по сравнению с прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве 5особая роль контекста в стихе, меняющего значение использованного в поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи 6неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех элементов стиха для понимания общей идеи 7особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл, определяющие музыкальность стиха.

У музыки есть свой парадокс.

Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей.

Л. Гинзбург 8 8. 3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы.

По сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.

У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно перевести на язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан. Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным опытом, и главный интерес для нас в постижении этого духовного опыта.

Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей Главная цель учителя при изучении поэзии добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово 1017. 3.2.Приемы анализа лирического произведения На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения могут быть использованы такие приемы - по вопросам, предлагаемым учителем - по схеме анализа для самостоятельного разбора - с привлечением критических и литературоведческих статей - с использованием межпредметных связей - сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного автора - компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных авторов - компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения - интертекстуальный сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией 3 4 - сопоставление различных точек зрения авторов критических и литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения - составление словаря стихотворения и т.п. Термин приемы анализа по отношению к лирике нуждается в оговорке, поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой представляет собой смешение методов и приемов.

Методику урока, на наш взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения.

В этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.

Традиционный анализ художественного произведения в масштабах темы, проблемы, идеи, образов не приближает школьников к его осмыслению, а делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше идти к ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений 32 15. Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными.

Однако, в любом случае главная задача анализа выявление наиболее существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения 31 13. Существуют определенные аспекты анализа лирики 1 жанровый аспект 2 композиционный аспект 3 индивидуально-авторский вслед за автором. А.В.Белова в статье Имманентный анализ поэтического текста рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному.

Имманентный анализ не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный учитывающий сторонний материал подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий 3 3. Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и так называемое медленное чтение. В школьном варианте имманентный анализ это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.

Он может быть реализован в условиях как формального, так и структурного анализа, равно как и в условиях медленного чтения. В основе медленного чтения статарный принцип, остановка читатель делает остановку после каждой фразы строки, строфы для того, чтобы понять, какую она дала ему новую информацию и как перестроила старую. Важным условием для реализации задач имманентного анализа является осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.

В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют понятия про что и о чем в отношении темы. Идея же это определенный ракурс рассмотрения темы. К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на уроках литературы и в средних, и в старших классах. Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю логику Началом работы над лирическим произведением может быть повторение изученного ранее.

Цель этого этапа проверить знания учащихся, систематизировать и закрепить их Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и в области историко-литературного процесса, и в области теории литературы В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма схемы анализа, а также понимания того, что схема не является универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.

Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной эпохи литературного направления. 3.3.Трудности при изучении лирического произведения Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников.

В основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного произведения на историко-литературной основе. При анализе лирического произведения в школе следует помнить о некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком формального разбора с другой упрощения поэтической мысли и в то же время неопределенность в терминологии и выводах.

В.П. Медведев в книге Изучение лирики в школе говорит и о том, что многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике. Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность в нем формы и содержания.

Анализировать стихи значит открывать гармонию звуков, чувств и дум, видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только вдумываясь в слово 10 34. В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических произведений становятся глубже и многограннее.

Глава 4. Практическая часть Практическая часть содержит материал, использованный при проведении уроков по теме Акмеизм в 11 классе. 4.1. Примерный план анализа лирического произведения 1. Автор, название, время появления, история создания. 2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя. 3. Особенности поэтического языка - тропы метафора, сравнение, эпитет, олицетворение - звукопись аллитерация, ассонанс - стилистические фигуры особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос. 4. Стихотворный размер, рифма. 5. Связь стихотворения с литературным направлением. 6. Мое восприятие произведения. 4.2.Примерный анализ стихотворения 1. Стихотворение Она впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева Чужое небо в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению.

Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником.

По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней. 2. В стихотворении основная тема тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица лирического героя. Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как женщина.

На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она поэтесса Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Композиционно стихотворение состоит из трех частей 1 1-3 строфы, 2 4 строфа, 3 5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст. 3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню молчанье, усталость, томление, мерцанье зрачков, душа, мудрая, сладкая боль. 3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности - эпитеты таинственное мерцанье, четки сны, райский, огненный песок - сравнения четки сны ее, как тени - гиперболы держит молнии в руке - метафоры горькая усталость, медная музыка стиха, мудрая, сладкая боль. Попробуем разобрать метафору душа открыта жадно душа 1внутренний мир человека 2свойства характера открыта 1поднять что-либо 2сделать доступным 3обнажить жадно 1стремление удовлетворить какое-либо желание 2скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини. 3.2. Аллитерация наблюдается в строках 3 т, 7д, 12в, н, 13ж, д, 17т, л, 20н. Звук т при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе.

Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости. Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука о и а. Звук а ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний что характерно для программных акмеистов, а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии о н а. 3.3. При помощи одного и того же слова форм ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне.

Стихотворение объединяет и образ лирического героя я знаю женщину, счастие мое, я жажду своеволий, я к ней иду. Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины. 4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм рифмовка перекрестная. 5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии. 6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния. 4.3.Планирование уроков по теме Акмеизм Номер урока ТемаОсновные этапы урокаДеятельность учащихсяТСО и оборудованиеРабота с литературоведческими терминамиДомашнее заданиеИспользованная литература1 урок Акмеизм и акмеисты1.Орг. момент. 2.Эмоц. слово учителя. 3.Изложение нового материала. 4.Сообщения учащихся. 5.Задание на дом.слушают записывают конспектируют делают сообщения, записывают записывают- доска - портреты Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама - грамзапись стихов в исполнении Н.Гумилева, А.Ахматовой.акмеизм адамизм кларизм Цех поэтов Гиперборей АполлонК следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений Она, Жираф Н.Гумилева, Я пришла к поэту в гости, Песня последней встречи А.Ахматовой Невыразимая печаль, Бессонница.

Гомер. Тугие паруса О.Мандельштама.1.Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии.

М. Просвещение 1990. 2.Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм Жирмунский В.М. Теория литературы.

Поэтика. Стилистика Л. 1977. 3.Мандельштам О.Э. Утро акмеизма Мандельштам О. Слово и культура.

М. 1987. 4.Русская литература XX века. 11 класс. В 2-х частях. Часть 1 Под ред. В.В. Агеносова. М. Дрофа 1998. 2 3 урок Анализ стихов1.Орг. момент. 2.Работа по анализу стихотворений по группам. 3.Анализ стихотворений. 4. Задание на домслушают анализируют, работают в группах по плану выступают, задают вопросы, отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы записываюттексты стихотворений, примерный план анализалирический герой, тема, идея, виды тропов, стилистические фигуры.

Выучить понравившееся стихотворение любого из поэтов акмеистов.см. выше 4.4. План - конспект урока по литературе тема Акмеизм и акмеисты цели урока 1 образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм, познакомить учащихся с его основными представителями 2 воспитательная вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя 3 развивающая развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости. тип урока лекция с сообщениями учащихся. методы - репродуктивный лекция - эвристическая беседа - исследовательский сообщения учащихся. эпиграф к уроку Акмеизм это тоска по мировой культуре О. Мандельштам. 4.4. План конспект урока по теме Акмеизм и акмеисты Этапы урока, ВремяТип урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяДомашнее заданиеЗаметки по ходу урокаОрганизационный момент 1,5 мин Лекция с сообщениями учащихся Учитель озвучивает тему, цель, предлагает ход урока. Слушают, записывают тему урока. Прочитать в учебнике Агеносова в разделе Модернизм главу об акмеизме.

Трое учащихся готовят небольшие сообщения 5 мин. о жизни и творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.МандельштамаПеред уроком необходимо посмотреть сообщения учащихся2.Слово учителя, изложение нового материала 15 20 мин. Вопрос классу Литературное течение акмеизм возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом.

Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в начале ХХ века Башню Вячеслава Иванова. 1911 год возникновение литературного объединения Цех поэтов в Петербурге.

Что можно сказать о названии объединения Каковы ваши ассоциации со словом цех - Литературная группа строилась по модели средневековых мастеровых цехов, синдиками главами избраны С. Городецкий и Н. Гумилев, секретарем - А. Ахматова. Членами являлись Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам и другие На одном из собраний Цеха поэтов Гумилев и Городецкий провозгласили программу своего литературного направления, которое должно было сменить символизм Сущность нового течения сводилась к следующему отказ от мистики символистов, безусловное принятие действительности Вспоминает Анна Ахматова Заговорили о необходимости отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя.

Слова расцвет, цветение были избраны новым поэтическим ориентиром. Тут же стали рыться в словарях и набрели на греческое слово вершина acme. Так родилось слово акмеизм Сергей Городецкий акцентировал внимание на другом значении этого слова острие.

Он говорил, что акмеизм, как стрела проходит сквозь туман к чистому воздуху грядущей поэзии Было предложено и еще одно название адамизм. Поэты считали, что современный человек должен уступить место новому Адаму, с его первобытно-звериными ощущениями, незамутненными культурой, со свежим взглядом на мир Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты символисты Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский, Александр Блок. Об этом нужно знать, чтобы не думать, что между акмеистами и их предшественниками была большая острота расхождений Акмеисты наследовали достижения символистов, минуя их крайности 1912 год выход в свет первого номера журнала Гиперборей, среди авторов Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий Знаете ли вы, кто такие гипербореи - Гипербореи в греческой мифологии народ, живущий на крайнем севере, за Бореем, любимый Аполлоном.

Гипербореи художественно одарены, их жизнь сопровождается песнями, танцами и музыкой Таким названием журнала акмеисты подчеркивали свою независимость, индивидуальность 1913 год выход статьи Н. Гумилева Наследие символизма и акмеизм в журнале Аполлон, которая стала манифестом новой школы Отношение к поэзии с самого начала к поэзии был взят подход, как к ремеслу.

Н. Гумилев, например, считал, что любой знающий культурный человек может стать поэтом Детально разработанной эстетической программы акмеизм так и не выдвинул.

Преодоление символизма происходило в основном на уровне поэтики, нежели на идейном - очищение слова от наносных смыслов отказ от эффектных рифм точность поэтического образа четкость композиции. Для акмеистов роза, лилия это цветы, и только Такая реалистичность вовсе не означала, что акмеизм отказывался от духовных поисков. Напротив, высшей духовной ценностью объявляется культура возвращение к эпиграфу Акмеизм опирался на самые разные культурные традиции.

Это и мифологические сюжеты, образы живописи, графики, архитектуры. Ориентирами были культуры Древности Греция, Рим, Средневековья, Раннего Возрождения, а также русская классика золотого века Но уже к началу Первой мировой войны 1914 г. рамки единой поэтической школы становятся для акмеистов тесны, а их творческие устремления перерастают теоретические установки. Существует мнение, что акмеизм был не столько литературным течением, сколько группой талантливых и разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Отвечают на вопрос Записывают в тетради Записывают Записывают Записывают Записывают Записывают в тетради Записывают 1911 год Название Цех поэтов вынесено на доску Имена акмеистов и годы жизни вынесены на доску Черты акмеизма вынесены на доску На доске записаны значения слова acme На доске дата, название журнала На доске название статьи, год 3.Сообщения учеников 15 мин. А теперь послушаем сообщения о творчестве поэтов акмеистов. Первое сообщение о Николае Гумилеве.

Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на его портрет показывается портрет и послушали в его исполнении стихотворение Словно ветер страны счастливой включается запись. -сообщение ученика о Н. Гумилеве. Следующий портрет Анны Ахматовой и запись с ее голосом сообщение ученика об А. Ахматовой Портрет О. Мандельштама и сообщение о нем. Учащиеся записывают этапы жизни и творчества поэтов 4.Выводы по уроку, домашнее задание 5 мин. А теперь попрошу вас подвести итог уроку, обозначить главные черты нового литературного течения. Ученики отвечают можно с конспектом. К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений Она, Жираф Н.Гумилева, Я пришла к поэту в гости, Песня последней встречи А.Ахматовой Невыразимая печаль, Бессонница.

Гомер. Тугие паруса О.МандельштамаНазвания стихотворений на доске.

Заключение

Заключение В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему Акмеизм в следующих содержательных и дидактических аспектах.

Мы убеждены, что в акмеизме как идейно художественном направлении наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма. Кроме того, историко культурный подход, предложенный при отборе материала, способствует формированию целостного и многогранного видения истории художественной культуры XX века. Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе. Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения урока остаются за субъективным выбором учителя.

По нашему мнению, наиболее приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы. На уроке мы использовали следующие виды деятельности конспектирование лекции, составление ее плана, сообщения учащихся, работы с литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы образцовое чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики. Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную духовному миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа произведения.

Библиография 1.Активные формы преподавания литературы М 1991. 2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения Учебное пособие к спецкурсу Вологда, 1998. 3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе Анализ литературного произведения Вологда Русь 2001. 4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. М. Просвещение. 1987. 5.Возрастная и педагогическая психология.

Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М. Просвещение. 1973. 6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева Литература. Приложение к газете 1 сентября 2000. 45 с.8-9. 7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. Русская словесность. 2001 6. с.20-29. 8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М 1974. 9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах Литература в школе. 1986 3. с.36-41. 10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят.

Книга для учителя. Из опыта работы М. Просвещение 1990. 11.Кон И.С. Психология юношеского возраста Учебное пособие для пединститутов М 1979. 12.Конспекты уроков для учителя литературы 11 класс. Серебряный век русской поэзии в 2-х частях Под ред. Максидоновой Л.Г. М. Владос. 2000. 13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы Пособие для учителя. М. Просвещение 1981. 14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой Новое литературное обозрение. 2000 6. с. 216-230. 15.Лирическое произведение на уроках литературы Вологда Русь 1989. 16.Литературное произведение предмет анализа Мелешко Т.А. Пламенно творящий подвиг своей жизни.

Вологда. 1993. с. 66-76. 17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е М. Флинта. Наука 1998. 18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М 1996. 19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М. Просвещение. 1984. 20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой.

XI класс. Опыт прочтения Литература в школе. 1999 6. с. 80-88. 21.Маранцман В.Г Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе Пособие для учителей М. Просвещение 1977. 22.Медведев В.П. Изучение лирики в школе М. Просвещение 1985. 23.Словарь иностранных слов. 15-е издание, испр. М. Рус. яз 1988. 24.Ожегов С.И. Словарь русского языка Под ред. чл. корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М. Рус. яз 1989. 25.Подласый И.П. Педагогика М. Просвещение.

Владос 1996. 26.Рез З.Я. Анализ лирического стихотворения в старших классах. А.С. Пушкин. Пророк Искусство анализа художественного произведения. М. Просвещение. 1971. с. 106-123. 27.Рез З.Я. Изучение лирики в школе Л. Просвещение 1968. 28.Словарь иностранных слов. 15-е издание, испр. М. Рус. яз 1988. 29.Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе Книга для учителя Страшнов С.Л. 2-е изд. М. Просвещение. 2001. 30.Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети эстетические и нравственные аспекты воспитания Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Ярославль 2001. 31.Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения к проблеме определения.

Анализ литературного произведения Вологда Русь 2001. 32.Черобай Е.Н. Моделирование урока Анализ художественного текста Русская словесность 2001 1 с.15-21. Приложения Н.С. Гумилев Жираф Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки колени обняв.

Послушай далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав Ты плачешь Послушай, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. 1907 г. Н. Гумилев Она Я знаю женщину молчанье, Усталость горькая от слов Живет в таинственном мерцаньи Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью дольней и отрадной Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Когда я жажду своеволий, И смел и горд я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке. 1912 г. А. Ахматова Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала их только три Между кленов шепот осенний Попросил Со мною умри Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой.

Я ответила Милый, милый И я тоже. Умру с тобой Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно желтым огнем. 1911 г. А. Ахматова Я пришла к поэту в гости Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня У него глаза такие, Что запомнить каждый должен.

Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть. Но запомнится беседа, Дымный полдень, воскресенье В доме сером и высоком У морских ворот Невы. 1914 г. О. Мандельштам Невыразимая печаль Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена Истомой сладкое лекарство Такое маленькое царство Так много поглотило сна. Немного красного вина, Немного солнечного мая И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна. 1909 г. О. Мандельштам Бессонница.

Гомер. Тугие паруса Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи На головах царей божественная пена Куда плывете вы Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи И море, и Гомер все движется любовью. Кого же слушать мне И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. 1915 г. Словарь основных понятий при изучениитемы Акмеизм Адамизм одно из названий акмеизма, означает мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь. Акмеизм модернистское течение в литературе начала XX века. Термин был образован от греч. слова acme, что в переводе означает высшая степень развития чего-либо, расцвет.

Гиперборей журнал и издательство акмеистов. Гипербореями древние греки называли легендарный народ, живший на дальнем севере, которым покровительствовал Аполлон.

Декадентство от лат. decadentia упадок. Тенденция в культуре конца XIX начала XX века, связанная с кризисом идеалов предшествующего периода, отмеченная настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Кларизм от франц. clarie ясность, одно из названий акмеизма. Термин ввел в обиход М.А. Кузмин, требовавший от художника строгости и точности поэтического образа, ясности и логичности в передаче смысла. Модернизм от франц. modern новейший, современный.

Это направление художественной жизни конца XIX начала XX века, ориентированное на современные тенденции духовной жизни общества, объединяющее различные литературные течения. Указатель имен 1. Ахматова Анна наст.фамилия Горенко. Годы жизни 1889 1966. Поэтесса, переводчик, автор серий лирических портретов, мемуарных эссе значителен ее вклад в отечественное пушкиноведение. Входила в кружок акмеистов Цех поэтов. 2. Городецкий Сергей 1884 - 1967 г.г один из создателей кружка Цеха поэтов, теоретик акмеизма, поэт, драматург, прозаик, переводчик. 3. Гумилев Николай 1886 1921 г.г один из создателей кружка Цеха поэтов, теоретик акмеизма, поэт, драматург, литературный критик, прозаик, путешественник. 4. Иванов Вячеслав 1886 1949 г.г поэт символист, прозаик, публицист, философ, ученый историк.

Его квартира в Петербурге башня на Таврической улице стала местом встреч писателей, философов, ученых, одним из самых ярких литратурно-общественных кружков. 5. Иванов Георгий 1894 1958 г.г поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, сотрудник журналов Аполлон, Современник. 6. Кузмин Михаил 1872 1936 г.г поэт, прозаик, критик, музыкант, композитор, переводчик, теоретик акмеизма. 7. Маковский Сергей 1877 1962 г.г поэт, историк искусства, редактор журнала Аполлон, мемуарист. 8. Мандельштам Осип 1891 1938 г.г поэт, прозаик, переводчик, примыкал одно время к акмеистам, сотрудничал в журналах Аполлон, Гиперборей. 9. Нарбут Владимир 1888 1938 г.г поэт, прозаик, входил в кружок акмеистов Цех поэтов, издатель.

– Конец работы –

Используемые теги: Изучение, темы, Акмеизм, классе0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Использование мультимедийного проектора для повышения качества знаний учащихся 5 класса при изучении темы: "Десятичные дроби"
Cфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным… Использование мультимедийного проектора и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект дополнительной…

Тема 1. Предмет курса Система государственного и муниципального управления Цели и задачи изучения темы
Цели и задачи изучения темы... Формирование представления о содержании курса Система государственного и... Вопросы для повторения...

Тема урока: Информация и её виды. Что изучает информатика? Техника безопасности в компьютерном классе Урок информатики в 10 классе 1 Из материалов сайта
Урок информатики в классе... Из материалов сайта Скородянской средней школы Губкинского района... Цель урока Познакомить учащихся с новым предметом Изучить понятие информации Воспитание умения слушать учителя...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
Помимо активной умственной работы, посредством уроков математики можно развивать некоторые психические функции, мало используемые на других… Среди таких функций, например, систематичность и последовательность мышления,… В свете модернизации образования ключевым становится вопрос об изменении позиции современного учителя отказ от функций…

Методические особенности комментированного обучения и применения поурочного балла при изучении трудных тем на уроках русского языка шестых классов
Данная деятельность осуществляется при использовании различных приемов. С поступлением в школу в жизни ребенка ведущей формой его деятельности… Схема структурирования текста 1. Содержание общего образования, Методы… Содержание.

Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики
Список использованной литературы. Введение. Наше время ставит перед школой задачу - повышение качества… Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения,…

Программа прикладного социологического исследования на тему: "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве"
Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного социологического исследования, для создания более благоприятных условий для развития… Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных пользователей всемирной… Определение и ранжирование изменений и тенденций в работе с юзерами всемирной компьютерной сети Internet со стороны…

Тема урока: "Информация и её виды. Что изучает информатика? Техника безопасности в компьютерном классе
Урок информатики в классе... Из материалов сайта Скородянской средней школы Губкинского района... Цель урока Познакомить учащихся с новым предметом Изучить понятие информации Воспитание умения слушать учителя...

Имеет обширный набор классов. Фрагмент структуры классов Delphi приведен на рис.5.24.1
Классы в Delphi... Delphi имеет обширный набор классов Фрагмент структуры классов Delphi... Предком всех классов Delphi является класс TObject Он обладает самыми общими методами присущими любому объекту...

Программа прикладного социологического исследования на тему "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве"
Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного социологического исследования, для создания более благоприятных условий для развития… Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных пользователей всемирной… Объект исследования и его конкретизация: Сформулированной выше проблеме в качестве объекта исследования соответствуют…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам