рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы

Работа сделанна в 2001 году

Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2001 год - Министерство Образования И Науки Рб Витебский Государственный Университет Ка...

Министерство образования и науки РБ Витебский государственный университет Кафедра хорового дирижирования и вокала Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы Дипломная работа Научный руководитель кандидат психологических наук Доцент Гребельник.С.Г. г. Витебск 2001 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной школы 1. Взгляд на МПКФ в программах по музыке общеобразовательной школе с 1917 года 2. Изучение МПКФ в школе в свете развития музыкально-педагогичес-ких идей Д.Б.Кабалевского 10 Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней общеобразовательной школы 1. Методики изучения музыкальных произведений 13 2. Методы изучения МПКФ в старших классах и их классификация 1. Методы изучения МПКФ, решающие образовательно-воспитательные задачи 2. Методы изучения МПКФ, развивающиев музыкальное мышление старшеклассников 21 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Применение метода Создание шедевров в старших классах и исследование его эффективности 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 ЛИТЕРАТУРА 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 38 МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 44 ВВЕДЕНИЕ. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека . В последнее время эти слова Сухомлинского стали скорее украшением кабинетов, чем смыслом уроков музыки.

А ведь цель уроков музыки влюбить детей в искусство! Разрыв между неслышащим знанием и красотой музыки - самая большая проблема музыкального образования.

Можно ли пересказывать содержание музыки словами? Вероятно, и эту пока еще нерешенную проблему с полным правом можно отнести к разряду вечных. Но особенную остроту она приобрела в последнее время, когда ведутся острые дебаты о предмете Музыка в школе. Так, в проекте Концепции художественно-эстетического образования в национальной школе Беларуси авторы Н.Н. Гришнанович, А.Д. Савельев и др. среди проблем преподавания художественно-эстетического цикла названы следующие преобразование научного типа преподавания в ущерб эмоциональному и сенсорному обучению отсутствие педагогики искусства, преподавание его бессистемно, не опирается на закономерности художественного развитию ученика, что вдет к быстрой потере интереса к искусству, ученики перестают видеть в занятиях смысл учениками не изучаются понятия образных языков искусства не развивается их художественное мышление до способности образа творческой деятельности и заинтересованных отношений с духовным светом художественных произведений.

Цель музыкального воспитания, сформулированная еще Д.Б. Кабалевским, актуальная и ныне ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры. Более того, авторы новых программ опираются также на нее, но проблемы остаются прежние диктуя учителям, чему они должны обучить детей, не оговаривается как и чем они смогли бы их увлечь в своем предмете.

Особенно это проблема касается музыкальных произведений крупной формы. Нельзя всерьез говорить об освоении учащихся духовных богатств наиболее развитых форм и жанров музыки, если к окончанию школы ученик не прослушал целиком ни одной оперы концерта, в лучшем случае прошел одну симфонию, одну-две сонаты.

Нельзя также научить ребенка любить и понимать музыку без взаимодействия знаний о ней и глубокого постижения ее как живого искусства.

Наблюдение уроков музыки, анкетирование и интервьюирование школьников 6 - 8х классов, а также беседы с учителями музыки см. приложение 2 привели к еще более удручающим результатам 70 школьников считают этот предмет необязательным в школе, 95 учащихся плохо разбираются в стилях и направлениях музыки как классической, так и музыки XX века, около 80 не испытывают не только потребности, но даже интереса к серьезной музыке.

Наконец, ни один ! школьник не смог исполнить напеть, сыграть любую тему из оперы, симфонии или концерта, с указанием автора и названием произведения.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в привлечении всестороннего внимания к исследуемой нами проблеме со стороны методистов, психологов, учителей.

Поэтому темой исследования мы выбрали методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней образовательной школы. Таким образом, объектом нашего исследования становится изучение школьниками старших классов музыкальных произведений крупной формы далее - МПКФ в общеобразовательной школе, а предметом исследования - существующие в настоящее время методы изучения МПКФ и эффективность их использования. Цель данной работы выделить из всей группы методов работы с МПКФ на уроках музыки те, которые наиболее эффективно решают задачи музыкального воспитания образовательные, воспитательные, развивающие, а также те, которые могут быть применены в любой по сложности программе по музыке в общеобразовательной школе.

Исходя из вышесказанного, нами было выдвинута гипотеза о том, что наиболее эффективными среди всех методов изучения МПКФ будут те, которые решают развивающие задачи и главным образом, развивающие музыкальное мышление детей. С целью подтверждения этой гипотезы мы провели исследование следующими методами анализ педагогической психологической литературы по этому вопросу.

Также нами было проведено практическое исследование эффективности группы методов на уроках музыки первой четверти 6 - 8 классов СШ 18 г. Орши. Кроме этого в работе были использованы результаты наблюдений уроков музыки СШ 18 г. Орши, а также результаты анкетирования и интервьюирования учащихся 6 - 8 классов этой школы. Нами был разработан и проведен урок в 7 А классе СШ 18 г. Орши, основанный целиком на одном из самых эффективных, с нашей точки зрения, методе - методе создания шедевров. В работе были использованы и методические находки учителя музыки СШ 18 Дежиковой Людмилы Геннадьевны.

Метод изучения музыкального произведения - такой способ работы с музыкальным произведением, в процессе которого ученик, наиболее полно воспринимает фактическое, акустическое, синтаксическое, драматургическое и идейно-концептуальное содержание его как целого 13.С. 47-48 . В данной работе речь пойдет об изучении музыкальных произведений крупной формы.

К таким произведениям Ю. Холопов относит те произведения, которые соответствуют следующим критериям 1 масштабность, т.е. объем произведения и его структура, которые не должны быть ниже простых форм 2 тематизм, т.е. наличие не менее одной яркой структурно-оформительной темы 3 количество частей - не менее одной 29. С 30 . Согласно этим критериям, к МПКФ изучаемым в школе, можно отнести следующие циклические произведения вокальные, инструментальные крупные вокально-инструментальные - опера, оратория, кантата крупные инструментально-сонатно-симфонический цикл, концерт, трио, квартет, квинтет музыка инструментально-сценическая - балет, балетные сюиты.

Одной из важнейших задач нашего исследования является изучение возможности с помощью существующих в настоящее время методов изучения МПКФ целиком, а не фрагментарно. Не менее важной задачей исследования мы считаем и возможности методов в деле личностно-ориентированного образования и воспитания.

Третьей задачей нашего исследования является примерная классификация методов изучения МПКФ с точки зрения тех задач, которые эти методы решают в музыкальном воспитании школьников. Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной школы. В нижеследующей главе мы хотели бы осветить подходы к изучению МПКФ в общеобразовательной школе, начиная с 1917 г т.е. начиная с реформы школы, сделавшей ее массовой.

Какое место занимали тогда и занимают сейчас МПКФ в системе музыкального воспитания, кто занимался проблемами изучения МПКФ в школе, какие взгляды на методы изучения МПКФ существуют в экспериментальных программах. 1. Взгляд на МПКФ в программах по музыке в общеобразовательной школе с 1917 года. 1917-1929 годы. В октябре 1917 года была утверждена Декларация о единой трудовой школе, где наряду с другими предметами официальное внимание уделялось вопросу эстетического воспитания. С этого времени эстетическое воспитание становится обязательным в школе.

В народном комиссариате просвещения в то же время был образован специальный музыкальный отдел МУЗО , разработавший требования к преподаванию музыки в школе. Занятия музыкой в школе преследовали следующие цели 1 развитие музыкальных способностей, умений детей 2 развитие эстетического чувства. В этой же программе давались и основные пути осуществления музыкального воспитания а развитие способности воспринимать музыку слушание б развитие необходимых для воспроизведения музыкальных способностей и умений пение в усвоение нужных знаний грамотность. Однако основной формой знакомства с МПКФ в то время были концерты народных школ музыкального просвещения открытые в Петрограде и Москве с 1918 года, реже классные демонстрации фортепианной литературы.

С 1922 года реформой музыкального образования были созданы 3 ступени музыкально-педагогической платформы - школы, техникумы, консерватории. В школах музыкального просвещения дети не только слушали музыкальные произведения в том числе и крупных форм, но и исполняли их в хоровых и оркестровых коллективах, и таким образом достаточно глубоко их изучали.

Особый вклад в деле изучения МПКФ внесли педагоги Летней трудовой колонии Бодрая жизнь Станислав Георгиевич и Валентина Николаевна Шацкие. Так, на вечерах, посвященных слушанию музыки исполнение произведений сопровождалось рассказом о композиторах и их творчестве, таким образом, дети узнавали сведения и о стилях, жанрах, идейных концепциях произведения.

В колонии существовали хор и оркестр народных инструментов, в репертуаре которых были и произведения крупной формы. 1930-1960е годы. С этого времени музыкальное воспитание официально стало осуществляться по двум параллельным каналам 1 общеобразовательная школа, в которой с 1-го по 7-й классы предусматриваются уроки музыки 2 различные формы внешкольного музыкального образования. Фактически, для образовательных школ были разработаны программы по пению, однако на уроках музыки решались и задачи по привитию навыков слушания и элементарного анализа музыкальных произведений.

На практике до 4-го класса уроки музыки вел учитель-неспециалист, поэтому они проводились зачастую неквалифицированно. Урок музыки постепенно превращался в урок пения, а проблемы слушания, восприятия и, тем более, анализа произведения становились острее, решение их откладывалось. Поэтому в 1947 году был создан научно-исследовательский институт художественного восприятия Академией педагогических наук РСФСР НИИ ХВ АПН РСФСР , где в секторе музыки и танца во главе с В.И. Шацкой объединили свои усилия ведущие ученые и деятели музыкального воспитания О.А.Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Л. Гродзенская, М.А. Руммер, Д.Л. Локшин, И.Д. Орлова, В.Г. Соколов и др. Проблемы музыкального воспитания в процессе слушания музыки много трудов в то время посвятили Н.В. Шацкая, Н.Л. Гродзенская.

Надежда Львовна Гродзенская занималась также методикой организации слушания произведения, изучения произведений различных жанров и форм. Она смогла решить и такую важнейшую проблему, как насыщенность урока звучащей музыкой, остающейся в памяти учеников надолго. 1970 - 1980е годы. В эти годы начинается экспериментальная педагогическая деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского - выдающегося советского композитора и педагога.

Им была создана принципиально новая программа для общеобразовательной школы. С точки зрения нашей работы, как в методике музыкального воспитания в целом, так и в деле изучения МПКФ в новой программе был сделан огромный шаг вперед.

Так, школьники начинают входить в мир серьезной музыки уже в первом классе. Слушая фрагменты МПКФ, они через тему Три кита в музыке выходят на следующую тему Интонация, которая позволит уже в начальных классах изучать индивидуальные яркие стили композиторов. В старших классах возможности детей уже позволяют изучать целые МПКФ в рамках новых тем программы. Уже тогда, в 1977 году, Д.Б. Кабалевский предупреждал будущих своих последователей о возможных ошибках, в частности - о том, что предлагаемый им репертуар не должен точно повторяться из года в год, и может дополняться, меняться в зависимости от творческого подхода учителя к работе.

Единственное, что требовалось от учителя - не разрушать тематическое строение программы. 2. Изучение МПКФ в школе в свете развития музыкально-педагогических идей Д.Б. Кабалевского. Многие искажения замысла Д. Кабалевского связаны с двумя причинами 1 системообразующим фактором в сознании многих учителей и методистов стала тема Три кита в музыке а не Интонация 2 формальный подход к тематизму, как самоценному знанию.

Сегодня наметилось несколько тенденций развития соотношения знаний о музыке и освоения самой музыки. Одна из них основное внимание уделяет разучиванию песенного репертуара, отработке вокально-хоровых навыков, освоению элементов музыкальной грамоты. Вторая тенденция сводится к стремлению не разводить знаний о музыке и знания музыки.

Урок музыки фактически превращается в урок эстетики. Для третьей тенденции характерно стремление разработать самостоятельную логику музыкального материала, опираясь на принцип тематизма, указанный Кабалевским. С точки зрения такого освоения музыки в центре ее внимания - то особенное, то своеобразие видения мира, его воплощение в языке искусства, которое мы называем стилем. Вершинами процесса развития музыкального искусства в этой связи являются музыкально-художественные стили - миры композиторов-классиков.

Стилевой принцип организации музыкального материала имеет логику не менее стройную и убедительную, чем логика тематизма. Подобно тому, как зерно-интонация определяет содержание и форму музыкального произведения, так и от зерна-информации всей звуковой картины мира зависит ее содержание и форма. Таким зерном-информацией становится композиторский стиль и его соотношение с другими композиторскими стилями. Таким образом, организация музыкального материала включает в себя три основных уровня целостная картина музыки опирается на индивидуальный композиторский стиль, а тот, в свою очередь, на целостное произведение, и в частности МПКФ. Такой подход к логике музыкального материала мы нашли в экспериментальных программах Музыка Ю.Б. Алиева, К вершинам искусства М. Красильниковой, Е. Школяра Музыка Л.С. Лисянской.

Итак 1 на протяжении всего периода существования общеобразовательной школы в рамках предмета Музыка предполагалось изучение МПКФ. В начале лишь как слушание, затем как слушание с пояснением учителя или лектора, в последствии как слушание с анализом самими учащимися, наконец, охват учащимися всей музыкальной картины мира с постижением особенностей входящей в нее частей стилей эпох, стилей композиторов, особенностей МПКФ в рамках этих стилей 2 назрела необходимость вооружить учителя музыки такими методами изучения МПКФ, которые смогли бы наиболее полноценно решить все вышеуказанные задачи музыкального воспитания, одновременно оставаясь в рамках действующей программы по музыке для средних общеобразовательных школ.

Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней общеобразовательной школы

. Все позиции в обучении приходят в равновесие они композиторы, слушател... На этом этапе раскрывается и шлифуется умение целостного и сравнительн... введение в пункте 3.1. 1.

Методики изучения музыкальных произведений

Развитие музыки. Музыкальный образ. Ее суть - прохождение произведений в сонатной форме. При решении этой проблемы и возникла одна новая методика у ряда авторо... Алиева и др. 2.

Методы изучения МПКФ в старших классах и их классификация

метод наложения С. Установление связей предполагается на трех уровнях между годами обучен... Мэй на скрипке в сопровождении эстрадного симфонического оркестра. Каж... возможности старшеклассников в изучении, а не слушании МПКФ, мы остано... На фоне такой реакции рассказ о том, что в теме угнетателей была испол...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приступая к исследованию проблемы изучения МПКФ в старших классах общеобразовательной школы мы оперировали данными, полученными из анализа методической, психолого-педагогической литературы, а также данными, полученными в ходе практического наблюдения методов на уроках музыки, в ходе анкетирования и статистической обработки ответов учащихся и в ходе экспериментального урока, построенного целиком на методе Создания шедевров. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтверждена.

Мы вывели школьников на новый уровень музыкального мышления, тем самым намного шире раздвинув их возможности в постижении серьезной классической музыки через произведения крупной формы. Мы доказали, что с помощью методов, развивающих музыкальное мышление стало возможным изучение МПКФ целиком в рамках Программы по музыке Д.Б. Кабалевского, действующей в современной школе.

Благодаря методу создания шедевров мы смогли помочь школьникам найти пути их самореализации в музыке, а главное, мы способствовали их духовному росту, развитию потребности в музыке, формированию эстетического вкуса. Третьей из задач нашего исследования - создание классификации существующих методов изучения МПКФ в старших классах средней общеобразовательной школы - посвящена II глава данной работы.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод цель нашей работы достигнута, а результаты исследования отражены в соответствующих главах. Предполагаемая задача последующей работы - создание цельной методики, направленной на развитие механизмов восприятия музыкальных произведений крупной формы как целостных явлений. Такая методика должна предусматривать и творческий характер этого процесса, и активность различных видов музыкальной деятельности школьников, и форму фиксации развитых музыкальных произведений школьниками.

Очевидно, что для полноценного развития музыкальной культуры учащихся необходимо увеличить общее количество целиком изучаемых крупных произведений в школе. Возможно, подготовку к изучению МПКФ следует начинать в начальной школе, чтобы к старшим классам уровень музыкального мышления и общей музыкальной культуры не приходилось бы развивать скачками, порою упуская мелкие, но необходимые детали.

ЛИТЕРАТУРА 1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе М 1983. 2. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта М 2000. 3. Алиев Ю.Б. Что думают подростки о музыкальном воспитании в школе Воспитание школьников 1990 5. 4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе М 1983. 5. Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении Л. 1973. 6. Вендрова Г.Е. Пусть музыка звучит М 1990. 7. Гёте В. Избранные сочинения Мн 19977. 8. Дмитриева Л Черноиваненко И. Методика музыкального воспитания в школе - М 2000. 9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке М 1978. 10. Кон И.С. Психология старшеклассника М 1980. 11. Котляревский М Штуден Л. Приобщение к творчеству Новосибирск, 1987. 12. Красильникова М. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования.

Искусство в школе 1997 3 13. Лисянская Л.С. Методические рекомендации к проведению школьных уроков музыки - М 1999. 14. Лобанова О Черных С. Музыкально-стилевые представления как педагогическая проблема. Искусство в школе 1998 1. 15. Музыка учебное пособие для 7 класса общеобразовательной школы Мн 1998. 16. Музыкальный энциклопедический словарь М 1985. 17. Очертовская Н. Содержание и форма в музыке Л 1985. 18. Попова Г.В. О музыкальных жанрах М 1981. 19. Португалов К.С. Серьезная музыка в школе М 1980. 20. Программа по музыке для средних и общеобразовательных школ Мн 1997. 21. Программа по музыке 1-3 классы трехлетней начальной школы под ред. Д. Кабалевского М 1988. 22. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран М 2000. 23. Пуйман С.А. Педагогика основные положения курса Мн 1999. 24. Селевко С. Современные образовательные технологии М 1999. 25. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе М 1997. 26. Спутник учителя музыки Сост. Г.В. Челышева М 1995. 27. Теория и методика музыкального образования детей Под ред. М. Красильниковой, Е. Школяра и др М 1998. 28. Халабузарь Н Попова Е Добровольская Л. Методика музыкального воспитания М 1990. 29. Холопов Ю. О прототипах функций музыкальной формы В кн. Музыка и современность М 1974. 30. Чич И. Влюбить в музыку Искусство в школе 1999 2. 31. Энциклопедический словарь Музыка М 1998. 32. Праект Канцэпцыя мастацка-эстэтычнай адукацыi э нацыянальнай школе Беларусi Настаэнiцкая газета 1992 ад 17 чэрвеня.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Разработка урока творчества Я и Бетховен, проведенного в 7 А классе СШ 18 г. Орши 05.10.2000 г. в качестве экспериментального урока.

Тема четверти Музыкальный образ.

Тема урока Образ борьбы и победы.

Л. Бетховен, симфоническая увертюра Эгмонт. Цель урока Формирование музыкальной культуры учащихся как часть общей духовной культуры через творчество. Задачи урока 1 развитие музыкального мышления 2 развитие творческих способностей 3 развитие осознанного восприятия музыки 4 расширение кругозора 5 освоение понятий симфоническая увертюра, сонатная форма 6 воспитание потребности в слушании и изучении классической музыки 7 знакомство с творчеством Л. Бетховена.

ЛИТЕРАТУРА Программа по музыке для средних и общеобразовательных школ Мн 1997. Музыка Падручнiк для 7 класа агульнаадукацыйнай школы Мн 2000. И.В.Гёте Избранные произведения Мн 1977. Музыкальная литература зарубежных стран для 5-го класса ДМШ М 2000. ОБОРУДОВАНИЕ Портрет Л. Бетховена, книга Гёте Эгмонт см. Литературу Хрестоматия для 7 класса Мн 1992. Проигрыватель грампластинок, грамзапись. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку III части 5 симфонии Л. Бетховена. Учитель Какое произведение сейчас прозвучало, кто его автор Верно, это Людвиг ван Бетховен ставит портрет. Сегодня мы будем сочинять произведение этого композитора как бы вместе с ним. А кто знает, какая ведущая тема творчества этого композитора Верно через борьбу - к победе Сегодня в рамках темы полугодия мы сочиним образ героической борьбы и победы . 2. Сочинение увертюры. Учитель Итак, сюжет, который ляжет в основу нашего с Бетховеным произведения, взят из трагедии Гёте Эгмонт. В XVI веке Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание нидерландского народа против испанского короля Филиппа II, желавшего поработить нидерландцев.

Восстание было жестоко подавлено, погибли воины, стоявшие плечом к плечу с Эгмонтом. Эгмонт был схвачен, а затем казнен. Перед казнью он призывал свой народ читает Кровь моя пролита не напрасно! Шагайте через нее! Отважный народ! Как море прорывается сквозь ваши молы, так прорвите, так размечите в прах нагромождение тиранства и смойте его, утопающее, с вашей земли, которую оно себе присвоило долой Я умираю за свободу, для нее жил я, за нее сражался и ныне в муках ей приношу себя в жертву Смыкайте ряды свои, защищайте свое достояние! И за спасение любимого сокровища умирайте радостно, чему пример вам ныне подаю.

А далее ремарка автора музыка затихает, победной симфонией кончая пьесу, год создания 1788. Народ Нидерландии победил. А в 1810 году Бетховен создал музыку к этой трагедии, которую мы, уже в XX веке, воссоздадим заново.

Итак, для воплощения той борьбы нам нужны следующие образы выписывает на доске, дети - в тетради образ испанцев-угнетателей, образ угнетенного народа, образ народного возмущения, образ противостояния оставляет место для образа победы. Какими средствами музыки можно передать XVI век? Подводит мнения к сарабанде. Какие инструменты или оркестр будут исполнять произведение? симфонический оркестр. Итак, образ испанцев-угнетателей - каким вы его видите? Старайтесь говорить музыкальными образами, а не иллюстрациями Какие инструменты его передадут? В каком темпе, ладу Школьники отвечают Бетховен передал этот образ через такую тему исполняет тему 1 . Эта тема есть у вас в учебнике на стр. 64. Следующий образ угнетенных. Каков он, в какой инструментовке, темпе, ладу, динамике? После получения ответов исполняет тем 2 . А теперь создадим образ народного возмущения. Я вам помогу попробуйте представить себя возмущенными.

А теперь это - народное возмущение, помните пусть ярость благородная вскипает как волна. Итак, ваши мнения По нахождении исполняет тему 3 . Вслушайтесь, это какие инструменты исполняет партию правой руки А это? исполняет партию левой руки. Наконец, образ противостояния - кто кому противостоит, как может Бетховен передать это в музыке? Его стиль вы уже усвоили из предыдущих тем исполняет тему 4 . Отлично.

У нас 4 образа. Какая же форма в музыке в состоянии вместить в себя не только показ всех этих тем, но и их развитие, борьбу, Верно, это сонатная форма.

Напомню, она состоит из Экспозиции, Разработки, Репризы и, чаще всего, Коды запись схемы на доске и в тетради. Экспозиция - раздел, где показаны 2 темы, которые будут бороться. Из них одна - Главная - яркий образ, определяющий всю музыкальную и образную ткань произведения запись на доске Г.п Побочная партия - тема, которая одним своим появлением противостоит Главной, вытесняет ее из нашего сознания запись на доске П.п. Их проведение как бы говорит продолжение следует Наступает Разработка - столкновение тем, их изменение, наталкивание, дробление.

Они рвутся на клочки, вытесняя друг друга запись на доске уже есть, только показ слова. Наступает момент вскипания, после которого успокоение приносит Реприза показ. Главная партия выходит победителем, в прежнем виде, а вот Побочная запись на доске Г.п и П.п1 - в новом виде, состоянии, в другой тональности, а то и ладу. Подводит итог Кода показ. Итак, Экспозиция у нас есть - 4 образа.

Но Главный из них дополняет и противостоит ему Оставшиеся 2 темы объединим - они невелики, и одна из них готовит слушателя, вводит в историческое время, а значит обе темы это - вступление. Хорошо, какие темы столкнутся в Разработке? Так, в Репризе Главная Партия останется прежней, а как изменится Побочная, ведь она состоит из двух частей играет тему 4 ? Итак, давайте вспомним Эгмонт погиб. Как передать гибель Эгмонта? Представьте, вас вел человек великий, храбрый, мужественный на борьбу. Он сражался вместе с вами и вдруг погиб, кто будет вести вас Пустота и в музыке должно быть ощущение пустоты, растерянности.

А затем? Вы ведь пойдете побеждать? В момент когда звучат ответы о победе ставится грамзапись с увертюрой Эгмонт с самого начала . 3. Слушание музыки. По окончании слушания - запись на доске Образ Победы. Таким образом мы сочинили параллельно записывается и на доске и в тетради симфоническую увертюру можно пояснить симфоническую и увертюру или обратиться к учебнику стр.66 Эгмонт Л. Бетховена. 4. Итоги урока.

Так почему же Бетховен выбрал для характеристики угнетателей сарабанду торжественное погребальное шествие в честь погребения героев, знатных людей Бетховен уже во вступлении говорил Это тема испанского гнета, несущая смерть главному герою после этих слов снова вновь начинается увертюра с самого начала и звучит до звонка с урока . 5. Домашнее задание. Ответить на вопросы на странице 64. До свидания!

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Тема 2. Да b. Нет c. 3. Нет, не совсем c.

– Конец работы –

Используемые теги: Методы, изучения, музыкальных, произведений, крупной, формы, старших, классах, общеобразовательной, школы0.126

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Информационные технологии как средство формирования интереса к физике у учащихся старших классов общеобразовательной школы
Для того чтобы школьник был замотивирован на изучение физики, необходимо показать практическую значимость физических законов и понятий.Использование… Познавательный интерес имеет свою специфику на различных этапах возрастного… Старшие школьники чаще всего интересуются двумя-тремя предметами, которые имеют непосредственное отношение к будущей…

Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в условиях музыкальной школы
Новая функция образования, обусловленная культурой, призвана способствовать развитию творческой личности (Абульханова-Славская, В.С.Библер, Н.Е.… Работы Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и др. заложили основы для… Большую ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В.В. Медушевский,…

Интерактивные методы обучения иностранному языку в 5-7 классах средней общеобразовательной школы
Целью своей работы я определила, установление связи между применением интерактивных методов обучения и развитием навыков говорения. Объектом моего исследования будут являться интерактивные методы обучения. Предмет исследования - воздействие интерактивных методов обучения на развитие навыков говорения. Рабочая гипотеза:…

История – как наука. Методы и формы ее изучения
История в переводе с греческого означает повествование рассказ о том что известно Еще со времен античности наука о прошлом становится... История человеческого общества это наука изучающая развитие цивилизаций и... Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса...

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
В обновлённой системе образования важно уделить достаточное место развитию речи молодого поколения, особенно письменной речи. В современном… Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано…

Методы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы
Проблему наркомании рассматривают не только медицинские учреждения, но и ученые педагоги М.И Васильков, Н.А Ситаров, Ю.В.Василькова, Коробкина, А.В… Поэтому, мы считаем выбранную тему нами актуальной. Объект исследования:… Теоретические основы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы 1.1 Понятия, причины,…

Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - формы государства Рассматриваемый… Так что за работу Марксистка - ленинская теория считает основной причиной… Полн. собр. соч. Т.33 стр. 7. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала…

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике
Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее… Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был известен как человек безудержной…

Вопрос о взаимосвязи математики и философии (Милетская школа, Пифагорейская школа, Элейская школа, Демокрит, Платоновский идеализм, Система философии математики Аристотеля)
Наряду с этим прогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие на философское мышление.Совместный путь математики и философии… Известно, что греческая цивилизация на начальном этапе своего развития… Папирус Райнда ок. 2000 г. до н.э. начинался с обещания научить совершенному и основательному исследованию всех вещей,…

Изучение метода координат в курсе геометрии основной школы
Они занимают различное положение в школе. Основным методом считается синтетический, а из других наиболее высокое… Изящество синтетического метода достигается с помощью интуиции, догадок, дополнительных построений. Координатный метод…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам