рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методики изучения музыкальных произведений

Работа сделанна в 2001 году

Методики изучения музыкальных произведений - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2001 год - Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы Методики Изучения Музыкальных Произведений. Задача Методики - Показать Учител...

Методики изучения музыкальных произведений. Задача методики - показать учителю путь реализации учебной программы в процессе занятий с учащимися.

Основой методики изучения любого музыкального произведения является существующая в общей музыковедческой литературе Модель систем и методов изучения произведения, в которой преломляется Модель произведения как единство содержания и формы 17. С.78 . при этом эти методы оказываются ближе к содержанию, другие - к форме, третьи - выразит идею их взаимопроникновения Содержание - Концептуальный анализ идейно-смысловой Образно-драматургический анализ Тематический анализ Интонационный анализ Анализ средств выразительности Акустические методы материально-физический субстрат. Форма. Из этой модели вырастает модель целостного анализа музыкального произведения, как основного этапа изучения произведения.

Т.В. Челышева в книге Методика школьного музыкального воспитания М 1996 - стр. 22-23 предлагает изучать произведения при помощи ответов на блок вопросов, примерно соответствующим возрастным этапам 1 блок - первый класс 1 Принадлежность к одной из трех сфер песня, танце, маршу, песенности, танцевальности, маршевости. Следующий блок и следующий этап - 2-5-е классы 2. Средства выразительности элементы музыкальной речи, которые помогли разобраться в этой музыке характер движения мелодии, темп, лад, динамика, тембр, характер сопровождения, форма 3. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра , 4. Национальная принадлежность музыки.

Народная или написана композитором 5. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки.

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия Наконец, третий блок - 6-8-е классы 6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке. Для чего создано это произведение 7. Изобразительность музыки 8. Черты характера человека, выраженные в музыке, его настроения, чувства 9. О каких событиях рассказывает музыка 10. При каких жизненных обстоятельствах могла звучать эта музыка. Близка этой методика Л.С. Лисянской г. Москва. За весь курс ею предлагаются 60-70 произведений различных авторов, различных авторов, различных жанров и форм. В начальной школе дети изучают эти произведения, отыскивая в них ответы на вопросы 1-3. С 4-го класса звучат уже части МПКФ и поиск ответов на вопросы 4-5. К 6-8 классу усвоен и полностью разобран тематизм, образы и форма этих произведений в том числе и МПКФ , и вопросы 1-4 теряют свою актуальность.

Теперь дети слушают произведения целиком, следя за развитием композиторско-исполнительского замысла на протяжении всего произведения, целостно их анализируя.

Широко применяется видеозапись опер, балетов, при просмотре которых дети анализируют взаимосвязь композиторского замысла и исполнительско-сценического воплощения. Однако, возможности современных школ не так широки и порою изучение симфонической музыки начинается с исполнения ее на фортепиано или баяне. Поэтому в школе в действии остается методика Н.Л. Гродзенской, разработанная еще в 50-е годы в НИИ ХВ АПН РСФСР. Ее суть - прохождение произведений в сонатной форме. Вступление - небольшая беседа перед слушанием музыки Экспозиция - слушание Разработка - анализ прозвучавшего Реприза - слушание музыки осознанное, на более высоком эмоциональном уровне Кода - закрепление тем в памяти.

Время урока, однако, позволяет таким образом изучить лишь часть, фрагмент МКПФ, но не целиком. Плюсы данной методики - слушание музыки целенаправленно, обеспечивается хорошее запоминание тем, развиваются музыкальная память, внимание, расширяется кругозор учащихся, виды деятельности сменяют друг с друга, комплексно решая задачи урока, а главное - оптимально сочетаются затрат ресурсов при массовом обучении.

Среди минусов методики мы отметили - шаблонность каждого урока, отсутствие самостоятельности, активности учащихся, отсутствие индивидуализации обучения, вербальная перегрузка. При решении этой проблемы и возникла одна новая методика у ряда авторов. Она базируется на предыдущей, но выводит старшеклассников на качественно новый уровень подхода к изучению МПКФ. По мнению ряда авторов М. Красильниковой, К.Португалова, Т. Вендровой, Ю. Алиева и др. школьника надо ввести в особое состояние эмоционально-психологической готовности постижения музыки.

И тогда процесс познания музыки выглядит следующим образом 1- введение учащихся в состояние эмоционально-психологического настроя, ассоциирование их с композитором, постановка композиторского замысла, показ тем с их анализом и возможностью их предполагаемого звучания перевод в состояние исполнителя 2- слушание музыки целых МПКФ 3- анализ прослушанного целостный и сравнительный состояние критика закрепление тем, как главных носителей образа, концепции, идеи. В рамках всех вышеперечисленных методик были разработаны и пути их реализации на уроках музыки.

Таким образом, мы подошли к методам изучения МПКФ на уроках музыки в старших классах. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы

А ведь цель уроков музыки влюбить детей в искусство! Разрыв между неслышащим знанием и красотой музыки - самая большая проблема музыкального… Можно ли пересказывать содержание музыки словами? Вероятно, и эту пока еще… Цель музыкального воспитания, сформулированная еще Д.Б. Кабалевским, актуальная и ныне ввести учащихся в мир большого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методики изучения музыкальных произведений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней общеобразовательной школы
Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней общеобразовательной школы. Каждый раз, когда в жизнь общеобразовательной школы входит новая программа по м

Методы изучения МПКФ в старших классах и их классификация
Методы изучения МПКФ в старших классах и их классификация. В данном параграфе мы предлагаем примерную классификацию существующих в настоящее время методов работы с МПКФ в старших классах. Тр

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. Тема 1. Тема 2. Тема 3. Тема 4. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Анкета -опросник для учащихся 8-х классов. 1. Нравятся ли вам уроки музыки? a. Да b. Нет c. Свой вариант 2. Считаете ли вы предмет

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги