Формирование интереса подростков к народной музыке через их участие в фольклорных ансамблях

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Каменский педагогический колледж КУРСОВАЯ РАБОТА по методике музыки Формирование интереса подростков к народной музыке через их участие в фольклорных ансамблях.Автор Крылова Олеся Олеговна 4 Б курс школьного отделения Руководитель Боричевская И.Н. г. Каменск-Шахтинский 2001 г. Содержание Введение 3 Глава I. Особенность музыкального развития в подростковом возрасте 1. Музыкальная характеристика детей подросткового возраста 2. Раскрыть понятия музыка серьезная и музыка легкая 3. Взаимоотношение легкой и серьезной музыки 4. Народные песни 8 1.5. Донское казачество 11 Глава II. Система педагогической деятельности по формированию интереса учащихся к фольклорной музыке 12 Заключение 21 Литература 22 Приложения 23 Введение Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными.

Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Фольклор это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их малдшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фльклор обслуживает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские попевки, частушки, потешки. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатель-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика. Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхщение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

В настоящее время многие дети среднего возраста, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором, мола существуе ансамблей народного тт принять в них участие и многие дети так и не заинтересованы русским народным творчеством. Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили Формирование интереса подростков к русскому народному творчеству, через их участие в фольклорном ансамбле.

В качестве объекта исследования рассматриваем деятельность учителя по развитию интереса учащихся к русскому народному творчеству. Предметом исследования предстают условия и факторы успешной деятельности при создании фольклорного ансамбля. Целью исследовательской работы выступают правильная организация фольклорного ансамбля и работа с ним. Для этого необходимо решить следующие Задачи 1. Развитие детских фольклорных способностей. 2. Развить навыки и умения правильного звуковедения, плавного исполнения, исполнения народных песен в характере. 3. Изучение истории Донского казачества. 4. Сплачение детского фольклорного коллектива, воспитание лучших человеческих качеств. 5. Воспитывать любовь к Родине, природе, родному краю. Для эффективного разрешения поставленных задач была использована следующая совокупность методов по эстетическому и нравственному воспитанию детей словесные, стимулирующий, эмоциональной драматургии, контролирующие.

Базой нашего исследования являлась средняя общеобразовательная школа п. Васильевского.

Глава I. Особенность музыкального развития в подростковом возрасте

Глава I. Особенность музыкального развития в подростковом возрасте 1.

Музыкальная характеристика детей подросткового возраста

. По признанию ряда психологов, основной деятельностью ребенка даннго во... В этом же возрасте дети начинают увлекаться не высококачественной музы... Музыкальная характеристика детей подросткового возраста. Каждый возрастной период развития ребенка отмечен своими специфическим...

Раскрыть понятия музыка серьезная и музыка легкая

Рассматривать проблему вокально-инструментальных ансамблей, чтобы они ... . Конечно, это зависит от таланта, от мастерства и бережного обращения к... 1.3. Дети должны задуматься над проблемой в поп-музыке - не поддаваться ее ...

Взаимоотношение легкой и серьезной музыки

Взаимоотношение легкой и серьезной музыки. Их поет весь народ, от мала до велика. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубокоэмоц... д. 1.5.

Донское казачество

Донское казачество. После поражения татаро-монгол на реке Угре, широкая полоса земли вдоль... Эта опустошенная татарами земля стала называться Диким полем. В данное... Жизнь казаков была очень тяжелая, но ее скрашивали песни, которые сочи... Так как казаками становились люди из разных соседних княжеств, то кажд...

Глава II. Система педагогической деятельности по формированию интереса учащихся к фольклорной музыке

Система педагогической деятельности по формированию интереса учащихся ... Вот как рассказывает Ю.Д. Дети организуют выставки работ по пройденным темам, посещают краеведче... Этот же пинцип характерен и для организации его внеклассной работы. Ведущие включают отдельные вопросы викторины.

Заключение

Заключение Такие клубы искусств совершенно необходимы современной школе. Они помогают ребятам раскрыть свои творческие способности, воспитывают в них доброту, честность, любовь к своей земле, людям, непремиримость к мещанской идеологии.

Клуб дает возможность для неформального общения, предполагает развитие инициативы и творчества всем - родителей, учителей, учеников. Клуб обединяет всех на основе искусства, дает уроки нравственности. Фольклорные ансамбли тоже не исчезают без следа. Много встреч хранят ребячьи сердца, и это самое главное богатство школьного музея. Я считаю, что если все учителя музыки задумаются о том, как заинтересовать подростка музыкой, народным музыкальным фольклором и будут использовать свои методы работы или применять те методы, которые использовались учителями-специалистами, то дети будут становиться более образованными, раскованными и общительными.

Из всего изложенного в этой главе следует сделать вывод о том, что главными средствами обеспечения эстетического и нравственного воздействия песни на учащихся является эмоционально-психологическая подготовка к ее восприятию, выразительное чтение, анализ идейного содержания, доступная детям работа над словом и образом.

Литература 1. Вендрова Т.Е Пигарева И.В. Воспитание музыкой. БУМ, 1991 С. 7-8. 2. Высоцкий Ю.Д. О школьном музее народных музыкальных инструментов. Воспитание музыкой. 1991. С. 21-22. 3. Левченко В.С Чеботарев Б.В. История Донского края Под ред. М.И. Лагунова. Ростов нД, 1975 С. 227-228. 4. Лопатина Е.Е. Методика музыкального воспитания Задачи и содержание внеклассной музыкальной работы Под ред. А.Н. Крюкова. Москва, 1965 С. 160-173. 5. Нелюбина А.А. От урока к празднику Воспитание музыкой.1991. 6. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников Народные песни.

Минск, 1969 С. 73-74, 84-87. 7. Никитина Г.М. Радость совместного творчества Воспитание музыкой, 1991 С. 58-80. 8. Пономарев А.С. Жизнь детского хора Воспитание музыкой, 1991. С. 103-135. 9. Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе Воспитание музыкой, 1991. С. 148-160. 10. Яковлев Н.Д. Об эстетическом воспитании школьников. Москва, 1965. С. 3-16.

Приложения

Приложения Приложение 1 Загадки с напевами Петушок Роса Приложение 2 Праздник Проводы масленицы Несколько слов из истории.

Наша масленица дорогая Немножко постояла, Мы думали 7 неделек, А масленица - семь денечков А нас масленица обманула, На великий пост посадила, Горьку редьчинку подложила, А ты редьчинка горче хрену Народные игры и забавы Небольшую корзину подвесить к ветке дерева и раскачать. Двое встают на расстоянии 3-4 метра от корзины и забрасывают в нее шишки. Когда корзина перестает раскачиваться, игра прекращается. Побеждает тот, кому удалось забросить больше предметов.

Между двумя деревьями укрепляется перекладина с мешком на веревке. Снизу устанавливаются 5 чурок. Один из играющих медведь, он должен оттолкнуть от себя мешок и успеть схватить одну или несколько чурок раньше, чем мешок вернется. Приложение 3 Беседа о песне Из-за леса, леса темного Звучит магнитофонная запись Песня о детстве А.С. Пушкина, рассказ А.М. Горького Как сложили песню, высказывания о народных песнях Пушкина, Гоголя, Горького.

Все это подготавливает учащихся к восприятию народной песни. Затем следует выразительное чтение текста песни и историчекий комментарий к ее содержанию, о трудной доле крепостной крестьянки, мрачный тон песни, ее грустную, заунывную мелодию. Героиня песни живет в разлуке с родными, близкими - отцом, матерью. Собралась к ним в гости, но не доехала лошаденка истомилася, тележонка изломалася. Трогательно звучит обращение героини к вольной птице Ты лети, лети в мою сторонушку, Ко батюшке во зеленый сад, А к матушке во вновь терем Родной дом представляется ей раем, и она идеализирует его вновь терем, зеленый сад. Свою горестную жалобу на тяжелую барщину, на безрадостную жизнь крестьянина адресует родимой матушке пропали наши головы, за боярами, за ворами.

Гонят старого, гонят малого На работушку ранешенько, А с работушки позднехонько. В песне звучит тоска, безысходность, но ощущается и скрытый гнев, ненависть к барам, возмущение их несправедливостью и жестокостью.

Эмоциональным чтением передать смысл песни, настроение, сострадание и симпатию к героине - это главная задача. А только после этого разучивать ее.