рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основы формирования графического навыка младших школьников

Работа сделанна в 2000 году

Основы формирования графического навыка младших школьников - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2000 год - Формирование каллиграфических навыков младших школьников состояние, проблемы и пути оптимизации Основы Формирования Графического Навыка Младших Школьников. Орфографическое Д...

Основы формирования графического навыка младших школьников. Орфографическое действие - один из аспектов письма. Однако ученик может сосредоточить на них свое внимание только тогда, когда письмо перестает быть предметом обучения.

Н.Г. Агаркова Исходя из определения графики как раздела лингвистики, который изучает систему отношений между звуками фонемами речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее, необходимо уточнить содержание понятия графический и каллиграфический навык, так как они до настоящего до настоящего времени неправомерно употребляются в методических пособиях как синонимы.

Понятия графический и каллиграфический навык мы определяем вслед за Н.Г. Агарковой. Понятие графический навык вбирает в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как каллиграфический навык характеризует лишь внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Следовательно, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является графика. Таким образом, графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков фонем речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов слов. А каллиграфия - лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным четким и устойчивым почерком.

Термин каллиграфический сочетается со словами почерк, письмо. Графический навык - это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое интеллектуальное, а с другой как, двигательное.

Поэтому в процессе обучения первоначальному письму и формирования графического навыка необходимо создать такие методики целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности. Кстати, давайте вспомним, что навык - это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля 2, с.195 . В период обучения грамоте письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.

А по мере выработки автоматизированности это действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую исполнительскую функцию письма и письменной речи в целом. Процесс воспроизведения букв и их комплексов на бумаге совершается учащимися быстро, качественно и легко, без особого умственного и физического напряжения. Это позволяет им сосредоточить свое внимание на других аспектах письма формирование орфографического и синтаксического действий, умений правильно и точно выражать свои мысли письменного и другие 1, с.4 . В формировании навыка выделяются три основных этапа. I этап - аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания.

II этап - условно назван синтетическим - соединением отдельных элементов в целостное действие. III этапе - автоматизация - фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность связность, возникающая как естественный результат формирования навыка. Когда говорят о сформировании навыка, чаще всего считают основное - это упражнение и тренировка, тренировка и упражнение.

Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем ! этапе формирования навыка, а первые два этапа - это осознанная действительность а не механические упражнения. Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка. На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, что он должен сделать, но и как это сделать правильно в соответствии с требованиями или задачей действия. Выписывание каждого элемента в отдельности хотим мы этого или не хотим, требуем ли уже сейчас, на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно невозможно.

Объективная закономерность начального этапа - сосредоточенное внимание к графике то есть постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу действия и определяет временную структуру движений при письме на этом этапе.

А особенность временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения. Это подтвердил эксперимент, проведенный психологами и физиологами, и специальная запись движений с помощью шариковой ручки, на стержне которой были закреплены специальные датчики у первоклассников разного возраста. При этом они не только получили наглядную схему и структуру движений, но и смогли вычислить определить время паузы на разных этапах формирования навыка.

Как показали расчеты, время движения на начальном этапе практически равно времени паузы, то есть на осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения. Вот почему так медленно и так напряженно пишут дети, вот почему их нельзя торопить им ведь нужно осознанно определить что и как, вот почему так важно сформировать осознанный образ действия - зрительно-двигательный образ буквы. Зрительно-двигательный образ буквы - это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов.

Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой - закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге. Зрительные элементы - относительно законченности рисунка, на которые она закономерно расчленяется в процессе ее зрительного восприятия и которые легко, соотносятся с определенными формами овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом и плавная линия 81, с.23 . Остановимся подробнее на том, как сформировать осознанное действие.

Существующая методика обучения фактически является модификацией так называемого копировального метода обучения см. методы обучения, при котором основное внимание уделяется объединению по уже написанному, по трафарету. Безусловно, копирование может использоваться как один из элементов обучения, но на более поздних этапах и скорее не для обучения буквам, а для совершенствования почерка если такая задача необходима. Почему? Специальные исследования психологов и физиологов доказали, что при механическом копировании объединении ребенок делает это неосознанно, процесс формирования навыка требует более длительного времени, а как только мы лишаем ученика трафарета в том или ином виде, все приходится начинать сначала.

Учитель мало объясняет, что и как делается, а ученик с трудом понимает, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей деталей или элементов буквы. Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития понять, а тем более вербализировать описать словами всю последовательность своих действий то есть сформулировать самому алгоритм программу движения не только очень трудно, но для большинства - практически невозможно.

Способность понять и различать элементы букв, умение выделять соотношение частей, понимание как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить на строке - первый шаг в обучении.

Следующий шаг - объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Почти все дети 6-7 летнего возраста вполне готовы к выделению отдельных символов, объединению их в слова. Но незрелость механизмов произвольной регуляции, программирование своих действий, восприятия и оценки информации - все, что связано с возрастными особенностями созревания лобных отделов коры головного мозга, требует объяснения и укрепления необходимого алгоритма действия.

При этом траектория движения должна соответствовать биомеханически более простым, менее напряженным движениям. Такие движения при письме - это движение сверху внизу и справа налево к себе. Движения снизу вверх, поворотные слева направо и особенно круговые спиралеобразные снизу вверх - справа налево очень трудны для детей, вызывают не только дополнительное мышечное напряжение, но и требуют, для успешного выполнения, прямого или вертикального положения руки, закрывают линию письма, искажают позу ребенок низко наклоняет голову, сильно выдвигает правое плечо вперед, опирается грудью о край парты. Это значит, что подобные движения должны быть полностью исключены, особенно для тех детей, у которых отмечается задержка в развитии моторики.

Для того, чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, необходимо обратить внимание на очень важный фактор, определяющий успешность формирования навыка письма - наличие так называемой обратной связи, то есть возможности оценки качества самого движения.

В самом общем виде - это возможность определить правильно - не правильно. Как может сделать это ребенок 6-7 лет? В существующей методике большая роль отводится кинетическому контролю мышечному чувству и это объясняет широкое использование копирования, однако данные возрастной физиологии свидетельствуют о том, что в 6-7 летнем возрасте, когда идет самый интенсивный процесс обучения, кинетический контроль еще несовершенен и не играет существенной роли в коррекции движений.

Основным звеном коррекции при выполнении графических движений на этом этапе обучения и в этом возрасте является зрительный контроль. И потому важно разобраться, какие же условия необходимы для эффективного контроля. Но прежде нам нужно решить один очень важный вопрос как сформулировать перед учеником задачу действия напишите такую же букву имел ввиду конфигурацию, распространение на строке, то есть похожую букву или имея ввиду точно такую букву определенной высоты, ширины, наклона. Это очень существенно, так как фактически это совершенно разные задачи действия.

Для того, чтобы выполнить первую задачу - необходимо написать похожую букву, в которой будут все необходимые элементы, но может не быть определенной ширины и наклона, и могут не столь строго соблюдаться соотношения элементов. В том случае ориентирами для коррекции будет строка, ее верхние и нижние ограничительные линии. Необходимо помнить для того, чтобы выполнить второе задание и написать букву, по всем параметрам соответствующую образцу, только рабочей строки недостаточно, нужна частая косая разлиновка.

Тогда будут ориентиры для зрительной коррекции, тогда будет ясно, куда вести руку, куда повернуть, где закончить движение и тому подобное. Та разлиновка, которая сейчас используется в прописях, не только не помогает зрительной коррекции, но и мешает ей. Однако часта косая разлиновка имеет свои недостатки - это дополнительная нагрузка на зрение кстати, еще большая нагрузка и большой вред от используемых некоторыми педагогами трафаретов с частой косой разлиновкой, которые подкладываются под тетрадный лист, это увеличение времени формирования навыка, ведь использование такой разлиновки по сути мало отличается от письма по трафарету.

Что же делать? Где выход? Методисты Безруких, Хохлова и другие, считают, что, во-первых, есть смысл пожертвовать жесткими требованиями к каллиграфии, ведь в конечном итоге каллиграфически правильный почерк вырабатывается у единиц, остальные лишь зря тратят силы и время.

Во-вторых, усилить элемент осознанности в выполнении движений. Мы согласны с Безруких М.М. и Хохловой Т.Е. и считаем, что письмо, как и чтение, обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие. Известный советский психолог Эльконин Д.Б. 99, с.18 пишет В советской психологии на основе экспериментальных исследований уже давно установлены определенные генетические связи между действием и операциями, показавшие, что ни одна сознательно контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя процесса формирования как особого сознательного действия. Например, ребенок списывает из прописи слова или пишет диктант, или работает над сочинением.

Во всех случаях ребенок пишет. Но в первом осознанная цель действия, его предмет - графическая конфигурация букв а основные операции - зрительное восприятие, сличение, техническое осуществление движений. Во втором случае цель - правильное написание слов, а правильная конфигурация букв - только операция, а в третьем случае цель - изложения своих мыслей, а орфография и каллиграфия выступают только как операции. Но не освоив операции, нельзя осуществить качественно и действия, и деятельность. Необходимо подчеркнуть, что школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению 10, с.154 , именно поэтому основная задача учителя на первых этапах формирования навыка - не только определять конечную цель, но дать путь решения осуществления этого действия.

Мы считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что формирование чисто технического навыка на всех этапах обучения можно выделить только условно, так как одновременно идет формирование других довольно сложных задач - построение системы знаков, соотнесенных с системой звуков, усвоение способов обозначения фонем буквами так как количество фонем и букв в русском языке не совпадает и в конечном итоге - представление буквенной записи как модели слова, отражающей связь между его значением и формой.

То есть ребенок на первых этапах формирования навыка как бы проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма Глава 2, п.1 . Чисто технически важно на этом этапе научить и учить этому нужно специально видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние мысленно, выделять для каждой буквы ее клеточку и располагать в ней букву.

Еще один вывод нужно сделать, основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма - нельзя формировать темп, скорость письма.

При анализе механограмм движений психологами было установлено у шестилетних детей в течение всего первого года обучения при требовании пиши быстрее скорость самого движения не увеличивается, а лишь сокращается время микропаузы, то есть то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирование навыка письма. Оптимальная скорость письма на первом этапе обучения - для шестилеток - 4-6 знаков в минуту у семилеток она может быть на 2-4 знака больше.

Важнейшим элементом обучения является звуковой или звукобуквенный анализ. Процесс звукового анализа, выделение фонем и перевод их в графемы также осуществляется осознанно, и если на этом этапе не уделять достаточное внимания звукобуквенному анализу, не дать ребенку достаточно времени для проведения этой работы, успешного формирования навыка не будет, а недостатки могут закрепиться, и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно.

Особого внимания будут требовать дети с фонетико-фонематической недостаточностью, так как на следующих этапах этот процесс уходит из-под контроля сознания, и ребенок уже не фиксирует внимание на этом процессе, но сам механизм звукобуквенного анализа остается, и в случае затруднений вновь выступает на первый план, тормозя формирование навыка. Первый этап обучения фактически, букварный период может значительно удлиняться, затягиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ребенка.

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения во многом определяются тем, насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе. Считается, что формирование навыка завершается к 10-11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние помехи - грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержание текста, или необходимость выразить свою мысль письменно не будет искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению. По мере формирования навыка письма меняется и психофизиологическая структура этого процесса.

Выделение отдельных звуков, перевод фонем в графемы, программирование предстоящего движения, осознание его структуры и последовательности уже не занимает столько времени, сколько было необходимо на первом этапе. К концу первого года скорость письма увеличивается до 10-12 знаков в минуту у шестилеток и 12-16 знаков у семилеток.

Итак, оптимальная скорость письма для первоклассников - 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 знаков в минуту - в конце года. Во II классе - 20-25 знаков в минуту резкий скачек скорости письма, как это ни странно, произойдет летом, то есть уже в сентябре - октябре скорость письма будет выше, чем в конце предыдущего года, а в III классе - 40-45 знаков в минуту. Семилетки будут писать чуть быстрее, в каждом классе соответственно на 3-5 знаков.

При планировании письменных заданий следует учитывать показатели скорости движений, и если ребенку необходимо переписать или написать что-то не механически а такой работы практически не бывает, то необходимо еще дополнительное время на выполнение задания, а значит, скорость письма будет меньшей в зависимости от сложности задания. Очень важно, на наш взгляд, подчеркнуть недопустимость использования показателя скорости письма в качестве оценки успешности обучения.

На начальном этапе формирования навыка основными критериями действительности могут быть не скорость и качество, а наличие прогресса, продвижения, улучшения показателей 9, с.27 . Таким образом, формирование навыка письма в начальной школе - длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. Мы уделили так много внимания всем компонентам техники осуществления письма не случайно.

Первый этап формирования навыка определяет успешность формирования всего навыка на втором, а тем более на третьем этапах, когда ребенок будет легко схватывать не только слово, а фразу, когда научится формулировать и записывать свою мысль, все, кроме этой мысли, должны уйти из-под контроля сознания. Но это уже будет не то письмо, о котором мы говорим, и психофизиологическую структуру которого разбирали так подробно. Это будет письменная речь, имеющая свои специфические особенности и свою психофизиологическую структуру, свои механизмы и свои трудности.

Но овладеть письменной речью ребенок сможет только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идей и техникой записи - писал известный советский психолог Л.С. Выготский 16, с.189 . Однако это вовсе не значит, что развитие письменной речи ребенка должно начинаться после того, как он освоит технику письма, эти процессы должны идти параллельно. 2.5. СИСТЕМА РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Наряду с традиционной методикой обучения письму и формирования каллиграфических умений и навыков у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыков письма.

Это объясняется тем, что методика чистописания, как и всякая другая является не застывшее. Она развивается. Поэтому многие методисты предлагают свои методики обучения письму, считая каждую из них лучшей.

Многие методисты делают упор на то, что формулирование каллиграфического навыка должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения - на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей 77, с.104 . Такую позицию признает и методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при обучении каллиграфии усилия нужно направлять прежде всего на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений. Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно способствовать - поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления первоклассников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме - совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм - становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма - укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки - доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма положение корпуса, руки, тетради и так далее. Еще одним условием успешного обучения каллиграфии, по мнению многих методистов, следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.

Н.А. Федорова предлагает несколько советов по совершенствованию первоначального обучения каллиграфии шестилетних детей.

Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения каллиграфии, весьма полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с письменными буквами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для обучения каллиграфии на основе определенного обобщения.

На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги.

На каждой странице альбома наклеены письменные буквы прописная и строчная. Буквы вырезаны из бархатной бумаги.

Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме, причем начало движения обозначено особо см. Приложение 1 . Альбом с письменными буквами и их элементами используется для проведения различных аналитико-синтетических упражнений.

Дети, проведя вместе с учителем анализ конфигурации буквы, познакомившись с формой конкретного ее элемента, находят его в конверте альбома. Затем, рассматривая поочередно каждую страницу, они обнаруживают данный элемент в разных буквах, проверяя себя путем накладывания выбранной детали на обследуемую букву. В случае совпадения элемент пишется в альбоме под соответствующим элементом буквы. Кроме того, дети из уже знакомых элементов моделируют нужную букву и, накладывая ее на образец в альбоме, проверяют себя - так они обучаются синтезу.

Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с предметными рисунками. Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По заданию учителя первоклассники должны найти названный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными предметами. Рисунки можно использовать и для развития у детей чувства контура, путем обведения обратным концом ручки карандаша или вырезать рисунок по его контуру.

Те же задания затем применимы и к буквам. При выполнении многих из приведенных выше упражнений происходит активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки, однако необходимы для этого и, специальные упражнения. Важнейшее из них - штриховка, поскольку это действие не затрудняет ученика. Н.А. Федосова предлагает 4 вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений а раскрашивание короткими частыми штрихами б штриховка с возрастом в центрическая штриховка штриховка от центра г штриховка длинными параллельными отрезками см. Приложение 2 . Н.А. Федосова также предлагает применять дополнительную разлиновку тетради.

При этом важно помнить, что ориентиры должны постепенно упрощаться см. Приложение 3 . Сначала исполняют вертикальные наклонные линии в межстрочном пространстве - заменяют их точками, в дальнейшем остается рабочая строка и редкие через 30 мм вертикальные наклонные линии.

Такая смена разлиновки обеспечивает постепенное усложнение действий ученика, повышения его самостоятельности. Мотивационная сторона обучения имеет существенное значение. Нередко ученик выводит буквы, старается четко и разборчиво писать преимущественно для того, чтобы удовлетворять определенные требования учителя. Если не пробуждаются личностные мотивы, желание ребенка писать для себя, овладение письмом происходит на уровне традиционного чистописания.

Такой подход страдает узостью, он не вписывается в общую систему развития и воспитания личности. Процесс обучения должен быть построен так, чтобы каллиграфически ясное, аккуратное письмо превращаясь во внутреннюю потребность каждого ученика отмечает Н.А. Фадосова 77, с.109 . Н.А. Федосова предлагает проводить работу с приведенными выше упражнениями в подготовительный период до обучения письму в прописях.

А как же обучать первоначальному письму, как формировать графический навык, какую методику работы выбрать? Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, мы столкнулись и с методикой Н.Г. Агарковой, в которой имеются с традиционной методикой, но есть и различия. Так, Агаркова Н.Г. и другие отмечают, что технология обучения методисты первоначальному письму и формирования графического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге 3, с.28 . Это, прежде всего принципы 1 поэлементного изучения 2 одновариантного стабильного начертания букв и их комплексов, а также 3 принцип логической группировки буквенных знаков, выделенные методистом Н.Г. Агарковой.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных 4, с.32 . Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно- двигательной образ каждой буквы Глава 2, п.2 , что составляет необходимую основу для выработки графического навыка.

Принцип одновариантного стабильного начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме.

Это прежде всего прощания круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Реализуется этот принцип в идентичности формы буквенного знака и последовательности изображения. Так, все буквы, имеющие в своем составе овал, прямую линию с четвертым овалом и линии с петлей, переходящий в строчный овал, имеют лишь один вариант начертания, в котором используется прием нижнего повтора.

Такой подход избавляет ученика от нежелательного переваривания на дальнейшем этапе выработки автоматизированности действия письма, предупреждает ломку и перестраивание элементарного графического навыка, основы которого формируются на уроках письма в период обучения грамоте. Формирование автоматизированности графического и индивидуального каллиграфического почерка у учащихся основано на логическом принципе группировки письменных знаков 4, с.34 . Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего одного из восьми элемента.

Границы между выделенными группами подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы. Например, буква строчная состоит из 3 элементов прямой линии, линии с закруглением с одной стороны и линии с закруглением с двух сторон.

Следовательно, она входит в 3 группы первую - по линии с закруглением с одной стороны, пятую по линии с закруглением с двух сторон и в седьмую - по прямой. Последовательность отработки начертания букв определяется частотность повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент линия с закруглением с одной стороны - входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую очередь.

Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь 16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а 11 букв повторяются. При изучении 3 группы появляются еще 10 новых букв в сравнении с первыми двумя группами Т.О только первые 3 группы включают в себя 54 буквенных знака больших и малых - почти весь алфавит. Остальные 9 букв изучаются в следующих 5 группах.

Методисты Безругих М.М. и Хохлова Т.Е. тоже считают, что учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем сконструировать, собрать любую букву из этих элементов. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда овал а не был разным в буквах и так далее. В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта черта с закруглением внизу черта с закруглением вверху и внизу овалы правые и левые полуовалы.

Есть еще - начальный элемент букв короткие петли, петли, выходящие за строку вверх и вниз точки, но для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам все элементы должны быть стандартизованы. Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же на вид элемент пишется по-разному в буквах Основные элементы заглавных букв - прямая черта черта с закруглением внизу и влево овалы полуовалы левые и правые, петли и другие элементы.

Такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы еще до того, как он будет учиться писать их считают Безрких М.М. и Хохлова Т.Е. Он может сделать это самостоятельно, сначала на примере самых простых букв и так далее. Для конструирования букв можно использовать специальные лото с элементами букв или лото, в каждой клеточке которого - часть буквы, разделенной не только по вертикали на элементы, но и по горизонтали.

Лото поможет быстро найти общие элементы в разный буквах и составить буквы из прямых элементов. Дальнейшая компьютеризация школы позволит использовать для таких игр компьютеры 9, с.20 . т. О не только Н.Г. Агаркова предлагает принцип одновариантного стабильного начертания письменных букв. С ней согласны Безруких М.М Хохлова Т.Е. Разница лишь в том, что каждый методист выделяет свои группы букв. И, наконец, дадим характеристику последнему, третьему принципу, выделенному Н.Г. Агарковой.

Это логический принцип группировки письменных букв. Логические принципы группировки письменных букв позволяет в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графического навыка.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного безотрывного письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий 1 зрительных и 2 двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй - закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности графического навыка.

Успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знание и выполнение учеником в процессе письма трех видов соединения с последующей буквой верхнее, нижнее и среднеплавное пишет Н.Г. Агаркова. К верхнему виду соединения относятся буквы, воспроизведения которых начинается на верхней линейке рабочей строки разлиновка тетради для 1-го класса или на середине строки, если ученик пишет в тетради с разлиновкой в линейку Исключение составляет буква, так как она начинается чуть ниже верхней линейки рабочей строки или середины строки в тетради в линейку. К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней линейки рабочей строки к среднеплавному виду - буквы, начало которых на середине рабочей строки В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом 1 Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки или середины строки, если тетрадь в линейку 2 Если следующая в сочетании относится к нижнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки 3 Если следующая буква в сочетании относится к среднеплавному виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до середины строки и, не останавливались, плавно перейти к начертанию первого двигательного элемента.

Значительные трудности овладении первоначальным письмам и в работе графического навыка обусловлены неумением младшего школьника управлять последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей руки с расслаблением.

Это создает благоприятные условия для отдыха руки и позволяет избежать утомления.

При этом ученику необходимо знать, что все линии, которые пишутся сверху вниз - на себя прямые или полуовальные, являются опорными и поэтому воспроизводятся с достаточным напряжением мышц руки. Линии, выполняемые в обратном направлении - от себя, вверх или в сторону плавные и полуовальные, пишутся при расслабленном состоянии мышц руки. Все опорные линии надо писать под основной счет раз-два-три-четыре, а некоторые - под счет и. Таким образом, прием тактирования является инструментом целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует успешной выработке графического навыка. Суть работы учительницы начальных классов 109-й московской школы Потаповой Е.Н. состоит в том, что она обучает младших школьников нетрадиционному способу письма и в более короткий срок формирует у них прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности.

Как уже говорилось выше, вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма приобрел в последние годы особую актуальность. И это понятно там, где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.

Традиционным способом обучить детей письму удается.

Но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму элементов букв, их соединений не развивается монотонность и однообразное написание элементов букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных и творческих способностей, его речь. В книге Л.С. Выготского Мышление и речь сказано, что понятие образуется, когда сформируются ощущения 17, с.294 . Эта мысль и была положена в основу работы Е.Н. Потаповой.

Таким образом, понятие о букве она начала формировать через ощущения. Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап - развитие мускульной памяти, второй этап - развитие тактильной памяти, и третий этап - закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Как видно, все этапы между собой связаны.

Первый этап письма - развитие мускульной памяти по данным наблюдений ученых известно, что мускульная память у детей от 4 до 7 лет цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии проводится тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологически период работы мускульной памяти уже миновал. Первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, обучаясь писать букву, ребенок нервничает, у него не получается петля.

Она у него искажена, и он запоминает букву с искаженной петлей. А петля не получается у ребенка потому, что еще очень слабы мелкие мышцы пальцев его руки. Что же в этом случае может помочь ребенку? Это упражнения, развивающие мелкие мышцы его пальцев и кисти руки. Поэтому на первом этапе особое внимание отводится такому виду работы, как штриховка. Это выделяла и Н.А. Федосова см. выше. Второй этап письма - развитие тактильной памяти.

Основная цель второго этапа - это соединение в памяти ребенка образца заглавной прописной и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации, дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Третий этап - письмо букв с помощью трафарета. Этот этап длится 10-14 дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на первых этапах.

С помощью трафарета букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные навыки направление письма, написание буквы, ее элементов 70, с.23 . Методом Потаповой можно учить детей писать быстро, красиво, весело. Подсчитано ученики Потаповой быстрее учатся читать и писать, допуская ошибок вдвое меньше обычного. Методика Потаповой позволяет воспитывать у детей самобытность, творческий дух, а также обеспечивает развитие личности ученика.

Основным принципом, отправной точкой в методике обучения каллиграфии Илюхиной В.А учителя-методиста средней школы 4 г. Щербинки Московской области стала необходимость учить детей писать красиво. По мнению учителя, без сомнения, отражает характер. В таком случае, разве можно отрицать тот фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию характера? Илюхина убеждена, что обучая искусству писать четким, красивым почерком, она воздействует на ребенка в воспитательном плане Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного.

Это особенно важно в период столкновения почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом - все это можно с успехом формировать обучение письму 39, с.10 . Однако умение видеть красивое недостаточно.

Важно помочь ребенку, научить его созидать, снять в первые дни учебы психологическую перегрузку, сделать обучение письму не изнурительным, а увлекательным, интересным и, главное, результативным. В.А. Илюхина работает по традиционной методике безотрывного письма, но с совершенно другим подходом. Ее дети с первого дня говорят то, что пишут. Постоянно проводят анализ, сравнение и написание большей части новых букв и разбирают почти буз помощи учителя. В связи с таким подходом к письму дети выучиваются красиво писать за первые 3-4 недели.

Спустя 1,5 месяца после начала учебы работа детей настолько похожи друг на друга, что невозможно по почерку определить, какой ученик выполнял задание. В чем же секрет этой методики? Сложнее всего детям написать те элементы букв, где присутствует овал. Поэтому Илюхина постаралась заменить его прямой линией. И все обучение каллиграфии сводится к обучению написания нескольких основных элементов. Прежде всего - это написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты высота сточной и заглавной букв. Следующее - умение делить линию на 2, 3 равных части, так как написание таких букв, как особенно, а при соединении всех букв абсолютно необходимо уметь находить эти части.

Ведь, в сущности, любое слово можно вписать в частокол прямых наклонных линий, соединяя их прямыми или линиями с закруглениями, а также частями овала на разной высоте. Кроме этого, Илюхина учит детей таким элементам, как поворот на месте закругление, крючок до середины, или, как называют его еще дети, туфелька балерины, которая не должна быть слишком узенькой, чтобы балеринка-буквочка не упала, но и не слишком широкой, чтобы было красиво. А также ученики Илюхиной знают особый секрет, а он состоит в том, что при письме таких букв, как, например и многих других, при написании последнего элемента палочка с закруглением внизу, мы ведем ручку по уже написанной линии, повторяем ее, прячем секретик. Написание каждой буквы сопровождается проговариванием ее элементов.

Первые уроки - очень важный период.

Именно на них и закладывается основной принцип письма по методике Илюхиной. Описанные выше упражнения выполняются постоянно. Дети приучаются писать в такт как у Н.Г. Агарковой, по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для танцующей ноги. Стогий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель, усидчивость, тренируют память.

Все вышеуказанные упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не нужно слишком спешить чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и быстрее пойдет дело потом. В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты.

Ученикам Илюхиной не трудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как математический расчет самой буквы помогает им сохранить написание и без верхней опорной линии. Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и грамотное письмо, дети быстрее усваивают геометрический материал, делают гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появилось желание учиться потому что получается родилась радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе. На изменение методики обучения письму и появлению новых альтернативных технологий оказывали влияние орудия и материалы письма, их совершенствование.

На методику обучения каллиграфическим навыкам письма оказывал влияние также и возраст начинающего обучение письму. Сам вопрос о том, когда начинать обучение письму, очень давно дискутировался. Так, американский психолог Ф. Фримен в начале XX века высказывал мысль о том, что созревание координации движения руки делает самый благоприятным для обучения письму возраст 9 лет, а в 20-е годы Ю.И. Фаусек на опыте показал, что при определенной методике развития сенсорики зрительного и осязательного восприятия возможно обучение красивому письму уже с 5 лет. А вот высказывание мудрого Б.П. Никитина Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребенка 35, с.13 , обрадовало Зайцева Н.А. и он решил А почему бы и нет Его методика Письмо.

Чтение. Счет. Предполагает обучение письму с трехлетнего возраста.

В своей методике он использовал пособия. В нем 34 карты размером 100х410 мм. С одной стороны печатные буквы и цифры, с другой - прописные. Размер букв и цифр по высоте от 36 мм строчные до 66 заглавные. Каждая буква цифра разложена на элементы, выполненные в зеленом цвете. Красные стрелки указывают направления исполнения элементов сверху вниз, слева направо и тому подобное. Освоив последовательность и направления прописывания элементов, начинает исполнять их в связке друг за другом на следующей за зелеными элементами черной букве цифры см. Приложение 4 . Сначала обводка пальчиком, затем палочкой, имитируя карандаш или ручку, а уж потом пишем карандашом.

Новшества - изменен наклон, не 75 традиционных градусов, а 640, так как этот гораздо удобнее для письма детям - никаких исправлений ошибок и подчеркиванием цветом в тетрадях учеников - предлагает писать только карандашом, для осуществления многовековой детской мечты о красивой тетради - и самое главное, настаивает на том, чтобы не писать в тетрадях никакой чепухи типа Двадцать шестое ноября.

Классная работа. Двадцать шестое ноября. Домашняя работа. С письмом, чтобы его полюбили, должны быть связаны только приятные эмоции - пишет Н.А. Зайцев 35, с.113 . И если учитель не освободит ребят от рутины, съедающей урочное или домашнее время, то за всем этим великий и могучий не разглядишь. Не случайно, наверно, русский язык - один из самых ненавистных предметов в школе? При распрекрасной и почти непререкаемой методике.

За последние годы наметился целый ряд дискуссионных вопросов, связанных с обучением каллиграфии. Так, вновь возникает вопрос о том, каким должно быть письмо - наклонным или прямым. Сторонником прямого письма считают, что оно в большей мере способствует выработке правильной посадки, разборчивого почерка. В истории каллиграфии известны случаи, когда в дореволюционный период вводилось прямое написание букв, но ненадолго, так как оно не уменьшило случаев искривления позвоночника, но при этом сам процесс письма становится более медленным.

Сторонники наклонного письма считают, что оно допускает более быстрый темп, а гигиенические правила при нем могут соблюдаться так, как и при прямом. В зависимости от того, какой позиции придерживается тот или иной методист, он соответственно стоит предлагаемую систему обучения письму. Мы рассмотрим несколько таких систем. В них есть что-то новое но и традиционное старое. Так, практическое применение показало, что в методиках Потаповой, Агарковой, Илюхиной нет ничего принципиально нового.

Их исследования базируются на опыте многих предметников. В методике Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, изобретенные очень давно, Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у Илюхиной и Агарковой. Методики Потаповой и Федосовой позволяют развивать не только мелкие мышцы пальцев руки, но и все виды памяти тактильную, зрительную и слуховую. А чем больше видов памяти развитию у ребенка, тем быстрее и прочнее он будет усваивать учебный материал. Методики Зайцева и Илюхиной развивают четкость выполнения инструкций учителя, произвольное внимание.

Кроме того, метод Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе. 2.6. АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ. ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ На протяжении всей второй главы мы говорили о том, как учитель должен работать с классом, что бы формировать у учащихся каллиграфические навыки письма.

Показателями критериями графического навыка являются 1 графическая грамотность 2 каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв и их соединений 3 связанность безотрывность и 4 скорость письма. Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо выполнение всех показателей графического навыка.

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге. Графические ошибки - это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников особенно шестилетних умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины. К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем сформированности графического навыка является каллиграфическая четкость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона - 650. ширина букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв например она в 1,5 раза больше чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой в линейку высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается прежним.

При разграничении понятий графическая и каллиграфическая ошибки нужно учитывать характер и пределы искажения буквенного знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а именно заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество элементов одна графема полностью заменяется другой, сходной по начертательной или акустической характеристике, то подобного типа ошибки следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и прочтения нарушение высоты, ширины и угла наклона относятся к каллиграфическим ошибкам.

Таким образом, графические ошибки связаны с изменением или полным исчезновением определенного смысла изображенного слова. Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста. Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами нарушением элементарных гигиенических требований положение тетради, руки, ручки в руке и так далее, перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и так далее.

Анализируя четкость и устойчивость письма, необходимо обратить внимание на следующие каллиграфические характеристики формирующегося почерка 1 как часто ученик не доводит отдельные элементы буквы или букву до верхней нижней линейки строки или выходит за ее пределы 2 соблюдает ли ученик правильный 650 и единообразный угол наклона при письме, или наклон элементов и букв зависит от его позы, положения тетради на столе парте и от места начертания графических комплексов на строке начало, середина, конец 3 есть ли определенная соразмерность в выполнении интервалов между элементами букв, буквами в словах и ловами в предложениях и тексте в целом.

Соблюдение требований каллиграфического письма легко определить на глаз, но для убедительности можно использовать следующие приемы 1 приложить линейку к верхней границе реальной как в тетрадях для 1 класса или воображаемой как в тетрадях в линейку строки и сосчитать, сколько раз ученик явно вышел за ее пределы.

Затем приложить линейку сверху и сосчитать сколько раз он довел элемент или букву до верхней границы строки. То же нужно проделать с нижней границей строки 2 с помощью линейки и простого карандаша продолжить вверх и вниз линии от элементов букв. Проведенные линии наглядно иллюстрируют правильность наклона при письме, больше или меньше 650. Параллельность этих линий свидетельствуют об устойчивости наклона.

Если проведенные линии имеют различный угол наклона не параллельны, то ученику необходимо помочь закрепить технологию начертания букв и их соединений, то есть сформировать элементарный графический навык. 3 Единицей измерения ширины буквенного знака условно является буква. Все буквы русского алфавита имеют одинаковую ширину с буквой, кроме букв Эти 5 букв в полтора раза шире буквы. Пробелы между словами равняются ширине двух букв. На практике при письме встречаются следующие графические ошибки 1 дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке 2 пишут буквы слишком размашисто или слишком узко 3 очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево 4 не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме 5 не выдерживают нужную высоту букв слишком круто, слишком мелко 6 нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма 7 имеет место заборность, условность письма 8 не соблюдается связанность букв при письме 9 полная неразборчивость почерка, каша. Примеры см. в Приложении 5 Все эти отклонения могут быть исправлены при индивидуальных занятиях с учащимися см. Приложение 6 . Следующим показателем графического навыка является связанность письма.

Связанность письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов.

Связанность письма - важный показатель сформированности графического навыка.

При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится четким и устойчивым, а темп письма - более ускоренным.

Для улучшения этого критерия учитель может использовать методику письма вслепую. Детям предлагает воспроизвести букву, слог или слово, контролируя себя лишь на основе двигательных ощущений. Изучение связности письма проводится следующим образом. Учитель просит учащихся сесть правильно, сделать упор ручкой на том месте нелинованного листа бумаги, откуда надо начинать писать, посмотреть на какой-либо предмет, расположенный над классной доской, то есть выше линии глаз, а лишь затем написать заданную букву, слог или слов. Потом ученики переводят взгляд на лист бумаги, чтобы определить место для следующего задания. Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный предмет, дети повторяют написанное.

Это же задание можно выполнять и в третий раз, но уже в ускоренном темпе. При проведении 1 не сообщать детям истинной цели задания 2 провести его на основе соревновательной мотивировки посмотрим, как вы научились писать вслепую 3 обязательно предупредить детей о том, что нельзя исправлять написанное, например, зачеркивать, дописывать, продолжать дотягивать соединительные линии и так далее.

Иначе учитель не сможет зафиксировать те трудности, которые испытывает ученик, и своевременно помочь ему. Результаты письма при обычных условиях позволяют увидеть, где ребенок останавливался или отрывал ручку между буквами, в букве или даже в самом элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том, сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-третьих, какова степень связности его письма.

Все это становится очевидным при письме вслепую. Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме учащихся 1 несформированность зрительно-двигательных образов буквенных знаков 2 неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму 3 невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности графического навыка имеется необходимая основа.

В конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало соединительную точку и направление движения руки при написании каждой из них, знать и использовать три вида соединений букв. Во 2-м классе он овладевает умением, а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два буквенных знака.

В 3-м классе безотрывность письма должна равняться примерно двум-трем, в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно, сколько в овладении учеником технологией связывания их в комплексы, то есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках, синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо. Следующим показателем сформированности графического навыка является скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту.

Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил. Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное время.

Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту. Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например, таким образом дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды.

На старт - принимают правильную позу, берут ручку внимание - проводят в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания марш - начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера стоп - учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается среднеарифметическое число букв, написанных за минуту. Результаты при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического качества письма.

Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного вторая установка и очень скоро третья установка письма. Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество 1 резко ухудшается 2 остается прежним или даже 3 улучшается. Ясно, что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей, тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с ними. Формирование ускоренного письма - не самоцель, а лишь условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге.

Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го класса 10-25 и 7-20 букв в минуту. В дальнейшем размытие это становится малозаметным Глава 2, п.4 . Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве.

Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма.

Формирование связанности безотрывности теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика. Для усовершенствования начертательной техники букв уточним их рисунок и последовательность воспроизведения. 1 Форма верхнего полуовала в буквах имеет своеобразие. Овал вытянут в нижней части.

При письме заглавных букв первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В строчной букве полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке. 2 Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до начальной точки прямой вертикальной линии 1, с.10 . При традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно воспринимаемая форма букв оставалась неизменной.

Учителю следует выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое задерживает формирование графического навыка у учащихся. 3 Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве. После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается прямая линия с закруглением внизу влево. 4 В строчной букве повтор по прямой линии вверх не доводится до середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже середины рабочей строки. 5 По этой же причине в заглавной букве при написании линии с петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом происходит ниже середины строчки. 6 Буква строчная и заглавная традиционно воспроизводится с двумя отрывами ручки от бумаги первый из них - для написания второго элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв - для соединительной линии с последующими буквами.

Чтобы избежать столь неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву безотрывно, а именно после завершения полуовала следует сразу перейти к написанию плавной горизонтальной линии.

В результате получается полуовал с петлей внизу буква наоборот 7 Последовательность начертания сточной и заглавной буквы идентична два овала соединяются с помощью повтора в нижней части первого овала.

После завершения второго овала выполняется безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве происходит отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с концом прямой линии внизу.

Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой 1, с.10 . Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их. Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на интеллект как сугубо предметное, имитационное действие.

Но тогда процесс обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем желательных изменений в личность ученика у него не появится способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и так далее.

ГЛАВА 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Формирование каллиграфических навыков младших школьников состояние, проблемы и пути оптимизации

В некоторых школах чистописание является предметом школьного преподавания обучение красивому четкому письму. Каллиграфия - это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основы формирования графического навыка младших школьников

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма. Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов - чисто педагогический - методика и тактика работы учителя

Педагогические принципы обучения письму
Педагогические принципы обучения письму. для того, чтобы процесс письма был целенаправленным, требуется, как уже было сказано выше, выполнение всех условий письма. Но процесс письма не может осущес

Некоторые сведения из истории чистописания
Некоторые сведения из истории чистописания. Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние этапы развития о

Цели и задачи обучения чистописанию
Цели и задачи обучения чистописанию. Систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенк

Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма
Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма. Рассматривая развитие методов чистописания в историческом плане, мы остановились на описании некоторых из них. Рассмотрим, какими прием

Анализ УМК по данной проблеме
Анализ УМК по данной проблеме. Традиционная программа. Начальные классы 1-3 . Обучение письму чистописание. Закрепление графической стороны письма чистописание в I-III классах целесообразно проводи

Пути оптимизации каллиграфических навыков в начальной школе
Пути оптимизации каллиграфических навыков в начальной школе. по данным эксперимента Целью данного проекта явилось описание систем работы по формированию у учащихся каллиграфического навыка письма,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги