рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Выявление и развитие творчечких способностей

Выявление и развитие творчечких способностей - раздел Педагогика, Творческие способности Выявление И Развитие Творчечких Способностей. В Мировой Педагогике Стало Обще...

Выявление и развитие творчечких способностей. В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов.

Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.

Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать. Существуют методы развивающего образования, когда акцент в проектировании и реализации учебно-воспитательного процесса смещается в сторону создания условий, способствующих проявлению и развитию творческих возможностей учащихся в общем и дополнительном образовании.

В этом случае акцент смещается на создание развивающей возможности самореализации. Одним из методов выявления и развития творческих способностей является психологический тренинг. Главное отличие тренинговых от других психологических методов заключается в том, что с их помощью внимание человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение способов осуществления деятельности. При этом оказывается, что способы выполнения одного и того же задания могут быть разными. Переход от одного способа работы к другому по своей психологической сути и является преодолением ранее сложившегося и неосознаваемого стереотипного привычного способа деятельности.

При этом приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым раскрытие творческой активности. Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к е эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния дат человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями.

Был введн принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом внимание человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния. Когда эмоция осознатся, е предлагается выразить с помощью слова, жеста, рисунка, знака и т.д Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для - выявления скрытых творческих способностей младших школьников и их развития - преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников - профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников.

На основании принципа трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, с использованием принципов развивающего обучения и с соблюдением условий безоценочности, принятия поддержки безопасности, Центром комплексного формирования личности была разработана развивающая программа Развитие творческого потенциала личности школьника, рассчитана на учащихся с I по XI класс.

В результате использования программы было выявлено, что повышается уровень творческого развития учащихся, а также уровень и интеллектуального развития и самооценка. Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства. 4. Творческое начало.

Особенности творческого развития Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова.

Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается У детей с высокими творческими способностями отношения с родителями обычно не являются авторитарными и нет чрезмерной опки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности.

Все эти качества чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Отмечают, что в таких семьях в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности часто наблюдается определнная эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими. Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались.

Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой. Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником.

Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему по инструкции положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено - отсюда и досюда. К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями.

Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя можно только или двигаться вперед, или отставать. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленнком.

Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии творческие и профессии нетворческие. Величайшее заблуждение И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду. Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало.

И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой творческой профессии ничего путного не создаст.

Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

Вот почему не правд учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творческие способности

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения.Этот процесс проявляется прежде всего в… Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие… В последнем случае они могут быть выявлены ещ до поступления ребнка в школу, что создат предпосылку для последующего…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Выявление и развитие творчечких способностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные показатели творческих способностей
Основные показатели творческих способностей. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Беглость мысли

Условия формирования творческой деятельности
Условия формирования творческой деятельности. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, событи

Библиографический список
Библиографический список. Житникова Л. Учите детей запоминать. М. Просвещение, 1985 2. Заика Е.В Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников Вопросы психологии. 1995. 6 С

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги