рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Берестяные грамоты - свидетельство широкого распространения грамотности в Древнерусском государстве

Работа сделанна в 2001 году

Берестяные грамоты - свидетельство широкого распространения грамотности в Древнерусском государстве - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2001 год - Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв Берестяные Грамоты - Свидетельство Широкого Распространения Грамотности В Дре...

Берестяные грамоты - свидетельство широкого распространения грамотности в Древнерусском государстве. Берестяные грамоты Cамое загадочное явление русской истории.

Они открывают почти безграничные возможности познания прошлого в тех отделах исторической науки, где поиски новых видов источников признавались безнадёжными. Берестяные грамоты позволяют заглянуть нам в отдалённые века нашего прошлого. Чем дальше в глубь столетий, тем меньше письменных свидетельств. Историки русской истории XII - XIV веков располагают лишь летописями, сохранившимися, как правило, в поздних списках, очень немногимиуцелевшими официальными актами, памятниками законодательства, редчайшими произведениями художественной литературы и церковными книгами.

Эти письменные источники составляют ничтожную долю процента от количества источников истории новейшего времени. Ещё меньше письменных свидетельств уцелело от X и XI веков. Малочисленность древнерусских письменных источников - результат частых пожаров, во время которых не однажды выгорали целые города со всеми их богатствами, в том числе и книгами. Нас интересует как жили и о чём думали много веков тому назад люди, принадлежавшие к разным классам и сословиям.

Какимибыли их взаимоотношения? Как они учили своих детей? К чему стремились? Каковы были источники их существования? Об этом в летописях не упоминается. Зачем записывать то, что известно каждому? Зачем останавливать внимание читателей на том, что знает уже не только он, но и знали отцы и деды? Иное дело - война, смерть князя, выборы епископа, постройка новой церкви, неурожай, наводнение, эпидемия или солнечное затмение.

И тут нам на помощь приходят берестяные грамоты. Самые интересные берестяные грамоты - новгородские. Ведь Новгород - город Александра Невского, Садко и Василия Буслаева. Новгород был одним из крупнейших центров древней Руси, отличаясь тремя ещё не до конца изученными особенностями. Он не был монархией, княжеством, каким был Киев, Владимир или Москва, а был республикой. Город был теснейшим образом связан с главными центрами международной торговли и сам был одним из таких центров.

И, наконец, в отличие от большинства древнерусских столиц, он был центром громадной округи, где городская жизнь почти полностью сосредотачивалась в самом Новгороде. Все эти особенности нуждались в тщательном изучении, которое до находки берестяных грамот было чрезвычайно сложным. Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года на археологических раскопках в квартале на Дмитровской улице. В средние века эта улица называлась Холопьей Янин, 1975 . Грамота была найдена прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила.

Впервые увиденная археологами, она оказалась плотным и грязным свитком бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали чёткие буквы. Если бы не эти буквы, берестяной свиток был бы без колебаний окрещён в полевых записях рыболовным поплавком. Берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно писали и читали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвём и выбрасываем ненужные или использованные бумаги.

Для письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток Янин, 1975 . Но вернемся к первой берестяной грамоте. Первая грамота, безжалостно изодранная и выброшенная на мостовую Холопьей улицы во второй половинеXIV века, все же сохранила большие участки связанного текста.

Это вообще одна из самых больших грамот когда - либо найденных в Новгороде. В ней тринадцать строк - 38 сантиметров. Если вытянуть строки в одну линию, то получится пять метров! Правда, почти все строки изуродованы. Но содержание документа улавливалось легко. В нем были перечислены села, с которых шли подробно обозначенные повинности в пользу какого-то Ромы. Первый результат оказался внушительным.

До сих пор древнейшие сведения о системе феодального обложения в Новгороде относились лишь к концу XV века, когда Новгород уже утратил самостоятельность и навсегда стал частью Московского государства. А здесь - запись повинностей, сделанных на сто лет раньше! Янин, 1975 . В грамоте 2 снова запись феодальных повинностей или долгов, но исчисленных не в деньгах и продуктах, как в первой грамоте, а в мехах.

И плательщиками там оказываются карелы, а не русские. Находка грамоты 3 дала археологам первое древнерусское письмо шестисотлетней давности Поклон от Грихша к Есифу. Прислав Онанья. молви Яз ему отвечал На реки ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосьи вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито Янин, 1975 . Грамота оборвана. У нее нет конца, и из первой строки вырван большой кусок. Но взаимоотношения участников запечатленного в ней события понятны.

Есиф, которому послана грамота господин, феодал, землевладелец. Грихша, автор письма приказчик Есифа. Федосья - зависимая от Есифа крестьянка, она сидит на безатьщине, то есть пользуется каким-то выморочным участком земли, прежний владелец которого обязан был варить пиво в пользу Онаньи. Онанья потребовал у Грихши, а затем и у самой Федосьи. чтобы она варила для него пиво. Однако времена перемешались. Выморочный участок оказался в руках Есифа, который поместил на него Федосью.

На этот участок распространилось исключительное право Есифа взимать доходы в свою пользу - иммунитет нового владельца, отрицающий права любых других лиц на вмешательство в его владения. Вслушайтесь в текст грамоты - и вы услышите живой разговор, звучавший шесть веков тому назад. Грихша в своем письме цитирует и Онанью, и самого себя, не утруждаясь переводом прямой речи в косвенную. Еще одна разновидность берестяных надписей из находок 1951 года - грамота 10. Это не письмо, не деловая записка, а ободок небольшого берестяного туеса.

По ободку нацарапано Есть град между небом и землею. а к ному еде посол без пути, сам ним, везе грамоту непсану Янин, 1975 . Загадка. Вот она в переводе Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную. Эту загадку загадывали еще в прошлом веке, да и в начале нынешнего, когда библейские легенды были общеизвестны. Город междунебом и землей - это ковчег, в котором Ной спасался во время потопа.

Немой посол - голубь, посланный узнать, не показалась ли земля. А грамота неписаная - масличная ветвь, которую голубь несет в клюве как знак, что земля близка. В следующей экспедиции главным видом берестяной грамоты, по-прежнему, остается частное письмо. Но в дополнение к уже известным разновидностям записей - еще несколько. Вот хозяйственное письмо приказчика своему господину Поклон отМихаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова Янин, 1975 . Л.В. Черепнин привел много свидетельств того, что в средние века семена для посева находились под особым контролем владельца земли.

Ведь от их сохранности и правильного распределения зависели урожай и главные доходы владельца. Без специального распоряжения феодала даже приказчик не рисковал поступить по своему усмотрению. Пришли это распоряжения поскорее просит Михаил Тимофея Земля уже вспахана. Вот духовное завещание Во имя отца и сына и святого духа. А аз раб божии Михаиль, отхождя живота сего, пишю рукопсание при своем животе, что ми Кобилькеи 2 рубля ведати Янин, 1975 . Вот начало закладной грамоты Се соцетеся Бобр с Семёном на полотерея рубля на 3 годы полоцветертынатуя гриви, а рубл - Сошлись Бобр и Семён на два с половиной рубля на 3 года 13 с половиной гривен, а рубль Янин, 1975 . Вот берестяной ярлык, привязывающийся, вероятно, к каким-то вещам, чтобы обозначить их владельца грамота 58. На ней только одно слово Маремеяне Янин, 1975 . А грамоты 43 и 49 решительно перечёркивают расстояние в шесть веков, отделяющих их от сегодняшнего дня до рубежа XIV - XV веков, когда они были написаны.

Из-за строк берестяных листов отчётливо звучат живые голоса мужской решительный, не любящий ждать и привыкший распоряжаться, другой - женский, плачущий в тоске, ищущий сочувствия и утешения. Грамота 43 От Бориса к Ностасии.

Како приде ся грамота, тако пришли ми целовек на жерепце, зане лиздесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле Янин, 1975 .Борису, находящемуся где-товне Новгорода, понадобился конь для разъездов.

Он просит немедленно прислать ему слугу на жеребце. Очевидно, Борис богатый человек и у него много слуг. Если бы слуг было немного он позвал бы по имени того, который ему нужен здесь же Борис полагается на выбор самой Настасьи. Заодно она должна прислать ему забытую дома рубашку. Одни считают древнюю Русь чуть ли не поголовно безграмотной, другие допускают возможность признать распространение в ней грамотности.

Источники дают нам слишком мало сведений, чтобы можно было с их помощью доказать верность того или другого взгляда, но весь контекст явлений русской культуры говорит скорее в пользу первого взгляда, чем в пользу последнего. Изучение высших достижений древней Руси в области литературы, зодчества, живописи, прикладного искусства делало всё более несостоятельной мысль о том, что удивительные цветы древнерусской культуры цвели на почве поголовной безграмотности и невежества.

Новые

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв

Церковным было искусство, начинателем которого стал преподобный Алипий-иконописец, печерский монах. Христианизация разом охватила все общественные структуры, начиная от… Все это скреплено примерами собственной жизни Что надлежало делать отроку слуге моему, то сам делал - на войне и на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Берестяные грамоты - свидетельство широкого распространения грамотности в Древнерусском государстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Зачаточная письменность славян
Зачаточная письменность славян. На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги