рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Молодёжь как предмет научного исследования

Работа сделанна в 2003 году

Молодёжь как предмет научного исследования - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2003 год - Современные молодежные субкультуры в промышленном центре на примере г.Липецка Молодёжь Как Предмет Научного Исследования. Молодежь Концептуализация Понятия...

Молодёжь как предмет научного исследования. Молодежь концептуализация понятия. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю.

Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения - с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической борьбы. В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально- демографическая группа выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое-признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам Одно из первых определений понятия молодежь было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским Молодежь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном Молодежь-социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально- психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Социолизация личности происходит через ближайшие условия и факторы непосредственного окружения человека, через микросреду, которая является элементом общей социальной общественной среды.

Уровень социальной детерминации связан с воздействием на личность тех или иных черт, условий и факторов конкретного общества, класса, социальной общности макросреды. Это воздействие является основой формирования определенного социального типа личности, включающего ее важнейшие социальные качества, определяющие направленность ее сознания и поведения.

В условиях подростковой, молодежной микросреды формируются индивидуальные качества, индивидуальное своеобразие личности. Микросреда либо усиливает, либо ослабляет воздействия макроусловий, действенность социальных требований, выдвигаемых обществом. Молодежи всегда свойственен больший, чем у старшего поколения динамизм, смена ценностных ориентиров и ролей. Так часто упоминаемый исследователями юношеский максимализм проявляется в неразвитости способностей различать полутона как в жизни, так и в произведениях искусства, в отсутствии терпимости к чужим слабостям и недостаткам и всепрощающем отношении к себе. С одной стороны, молодежи свойственно нравственное мировосприятие, с другой социальная инфантильность. Молодежи характерны групповые стереотипы поведения, в основе которых лежат стремление к возрастной идентификации, средовому общению с одновременным отторжением всего чужого, противопоставлением себя остальному - взрослому миру, к которому относятся, в том числе и родители, преподаватели.

Наиболее ярко групповые интересы и групповые стереотипы проявляются в тех или иных неформальных молодежных объединениях.

Подростки, которые так боятся походить на взрослых, наоборот стараются не отличаться от своих сверстников, членов своей группы или объединения одеждой, манерой поведения, языком, музыкальными, спортивными, литературными пристрастиями и т.п. Таким образом, отстаивая свою индивидуальность по отношению к внешнему миру, другим поколениям, они растворяются в среде своих сверстников, намеренно стирая свои различия с ними, усредняясь. Их сплачивает страх быть отторгнутыми.

Мода и различные символы становятся знаками приобщенности к определенной группе. Все это является следствием скрытой неуверенности в себе, стремлением опереться на силу и авторитет группы. К сожалению, досуговые инициативы самих подростков и молодежи, а также тех, далеких от культуры людей и организаций, которые все более занимают место работников культуры, далеко не всегда носят позитивный характер.

В молодежной культуре и досуге все более преобладает потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными, в то время, как подлинное приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культурной или творческой деятельности. И тут вина лежит не столько на самих подростках, сколько на старших - родителях, педагогах, наставниках.

В молодежной среде появились новые тенденции в понимании культуры, культурного человека и его места в будущей социальной среде. Признавая объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, молодежь, тем не менее, не проявляет активности в их освоении, считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяет больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ.

Культура подменяется этикетом, содержание - формой. У молодежи, воспитанной в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточном развитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение с осмысленной целостной картиной мира. Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне.

Люди этого типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс эффект узнавания. Врожденные способности обусловливают у них высокую скорость постижения жизни и наработки навыков ориентирования в постоянно меняющемся потоке событий. Резкое неприятие чуждой формы поведения слишком часто толкает этих молодых людей на преступление, так как этика нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы не установлены.

В современной системе воспитания и образования в большинстве случаев не осознается факт качественного изменения объекта педагогических усилий. Более того, оставаясь по сути неизменной, система эта становится поставщиком типичных ситуаций, способствующих экстремистскому поведению молодежи. Практически создаются дополнительные условия для постоянного возобновления экстремистского комплекса.

Почти единственным противовесом служат некоторые меры для экстренных случаев, вроде телефона доверия. В то же время на наших глазах на протяжении одного поколения сверхактивно развивается антипедагогика, представленная во множестве направлений от рок культуры, порнографии и насилия до банд неофашистов. Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепко сработанным суррогатом.

Возможность и легкость такой подмены объясняются не только детской неразвитостью чувства целого у молодежи, но и чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях, когда для старшего поколения в большинстве своем духовность представляется частью культуры и на нее переносятся познанные рационально закономерности развития последней, т. е. в условиях духовного невежества учителей и родителей, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом. Молодежь обладает достаточно высоким конфликтным потенциалом, который может быть реализован или не реализован в зависимости от определенных обстоятельств и влияний. Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствуют учащению случаев девиантного поведения молодежи, могут провоцировать возникновение массовой девиации.

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.

Рост преступности, прежде всего в молодежной среде, представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности, так как социальное влияние преступного мира, давление на общество, распространение его морали, психологическое заражение приводит к деформации ценностных ориентаций у молодежи, создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания.

Об ухудшении нравственного облика части молодежи можно судить по меняющемуся отношению к аморальным и противоправным поступкам своих сверстников. В недалеком прошлом серьезные нарушения, как правило, получали осуждение. Теперь наблюдается спокойное, равнодушное отношение к таким явлениям. Хотя большинство молодых людей выступает за гуманизм по отношению к другим, из практики школ, училищ, вузов почти повсеместно исчезли такие формы гуманного отношения к людям, как поддержка нуждающихся в помощи, шефство над инвалидами войны и тяжелобольными. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Современные молодежные субкультуры в промышленном центре на примере г.Липецка

Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Молодёжь как предмет научного исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности российской молодёжной культуры
Особенности российской молодёжной культуры. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, п

Пропоганда молодёжной культуры в российских СМИ
Пропоганда молодёжной культуры в российских СМИ. Давно выведенная формула рекламного успеха гласит чтобы быть успешной, реклама должна являться частью и порождением национальной культуры. Но

Социализация и воспитания молодёжи в условиях реформ
Социализация и воспитания молодёжи в условиях реформ. Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социалььной действительности, с логикой функционирова

Понятие культура и её характеристика
Понятие культура и её характеристика. Для того чтобы подойти к пониманию того, что представляет собою субкультура, какие области человеческой жизни она затрагивает, необходимо понять, что та

Теории молодёжной субкультуры
Теории молодёжной субкультуры. Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально п

Молодежная субкультура в России
Молодежная субкультура в России. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема официальной культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги