Особенности российской молодёжной культуры

Особенности российской молодёжной культуры.

Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности. В массовом сознании вся молодежная культура часто воспринимается как контркультура и встречается с настороженностью, чаще всего оцениваясь негативно. На самом деле она таковой не является, оставаясь лишь частью общенациональной культуры.

Конечно, отдельный сегмент молодежной культуры занимает контркультура, впрочем точно так же, как и в культуре других возрастных категорий, социальных слоев, наций, народностей и другие. Если дома, в кругу семьи, в стенах школы, техникума, вуза, на работе молодежь как бы не принадлежит сама себе, находится под патронажем старших, то в свое свободное время, в часы досуга - во дворе, на улице, в клубе, на дискотеке или рок-концерте она обретает или думает, что обретает физическую и духовную свободу, раскрепощенность.

Здесь, в этих условиях, и формируется молодежная культура. Молодежный досуг сочетает в себе элементы отдыха, спорта, просвещения, самообразования, развлечения, творческой деятельности, созерцания, размышления, праздника. Причем, одно часто вытекает и сочетается или содержится в другом. Во время и в сфере досуга реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функция культуры и досуга.

Главной характерной особенностью современной молодежной культуры является её обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная культура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной культуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной культуротворческой деятельности. Третьей характерной особенностью молодежной культуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность.

Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций. Условия жизни в городе создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей. Неформальные объединения и движения молодежи располагают определенными функциями. Среди них одной, из главных, является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения.

Сюда можно добавить инструментальную, когда группа становится инструментом для достижения сознательных или несознательных результатов, и компенсаторную функцию, связанную с отсутствием личной независимости и свободы в официальных структурах. Хотя независимость в неформальных группах мнимая. Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности.

Часто молодежные неформальные объединения представляют собой форму альтернативной культуры или контркультуры. Это сложное, многоплановое и динамично изменяющиеся явление, имеющее ряд специфических черт и характерных особенностей. Прежде всего, это критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстративный отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы, ценности, образ жизни, характерные данной субкультуре, объединению или группе.

Участниками этих образований становятся молодые люди, оказавшиеся невостребованными обществом, выброшенные государством на обочину жизни. Эти объединения отличаются своеобразными атрибутами, как то своя идеология, образ жизни, стиль музыки, внешний вид, форма досуга, включая места встреч и отдыха, тип и вид работы, которую выбирали для себя и считали престижной участники движения.

Существует множество классификаций неформальных самодеятельных молодежных групп. По социально-правовому признаку выделяют просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, и антисоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. М. Топалов так классифицирует молодежные объединения, группы по направленности интересов увлечение современной молодежной музыкой - устремление к правопорядковой деятельности - активно занимающиеся определенными видами спорта - околоспортивные - различные фанаты - философско-мистические - защитники окружающей среды.

З. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана со способом времяпрепровождения, с социальной позицией, с образом жизни, с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие. Многочисленные исследования молодежных объединений, главным образом, уделяют внимание типологии и классификации, а не углубленному их анализу.

При этом изучаются, прежде всего политизированные и общественно полезные или антисоциальные, типа нацистов. Остаются в тени подростковые группы по месту жительства, возникающие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддерживающие полулегальный статус.

Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми документами, неподотчетна государственным и общественным организациям. Они подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность. Являясь промежуточными между общественными объединениями, организациями и нелегальными преступными группами, эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. Состав их разнообразен школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся.

Их деятельность основана на двух тенденциях институционализации путем осуществления общественно полезных устремлений или криминализации из-за невозможности добиться цели легально. Основными социальными факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями.

Среди побуждающих мотивов стремление к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как стремление обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы. Социологические опросы показывают, что при отрицании, неприятии форм досуга, предлагаемых подросткам обществом и государством, они, подростки, вполне удовлетворены своим альтернативным, часто асоциальным, времяпрепровождением дворовым, дискотечным, роктусовками, прогулками по городу или просмотром остросюжетных, лишенных интеллектуального содержания боевиков, сопровождением культовых музыкальных групп или спортивных команд и т.п. Каждое общество связывает свое будущее с новыми, подрастающими поколениями, молодежью.

И от того, насколько эти поколения усвоят духовные, нравственные, культурные традиции своего государства, народа и общества, таково будет его будущее. 1.3.