рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие культура и её характеристика

Работа сделанна в 2003 году

Понятие культура и её характеристика - Дипломная Работа, раздел Педагогика, - 2003 год - Современные молодежные субкультуры в промышленном центре на примере г.Липецка Понятие Культура И Её Характеристика. Для Того Чтобы Подойти К Пониман...

Понятие культура и её характеристика.

Для того чтобы подойти к пониманию того, что представляет собою субкультура, какие области человеческой жизни она затрагивает, необходимо понять, что такое вообще любая культура. Так как субкультура вообще и молодежная субкультура в частности суть культурные явления, то, поняв какую роль, играет культура в человеческой жизни, мы сможем понять, какую роль играет и субкультура как вариация базовой культуры общества.

Слово культура происходит от латинского культивировать или возделывать, и именно в таком понимании искусство земледелия оно употреблялось до начала восемнадцатого века. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т. п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово культура до сих пор ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией. Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации. Жорж П. Мердок выделяет характеристики культуры, которые являются базовыми, основными для любой культуры Культура передается посредством научения.

Любая культура, говорит Мердок, состоит из привычек - то есть определенных способов реагирования, которые приобретаются посредством научения.

Культура прививается воспитанием. Культура - то, что переходит из поколения в поколение, каждый новый адепт обучает следующего. А, следовательно, привычки приобретают устойчивость независимо от индивида. Многие привычки, которые люди приобретают путем научения, передаются из поколения в поколение и, повторно прививаясь, раз за разом, обретают такую устойчивость во времени, такую относительную независимость от индивидуальных носителей, что мы вправе определять их в совокупности как культуру. Отсюда следует, что любая культура должна нести на себе общий отпечаток процесса воспитания. Культура социальна.

Культурные привычки сохраняются во времени не только благодаря тому, что передаются в процессе воспитания. Они, кроме того, еще и социальны иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или обществах, и сохраняют свое относительное единообразие под воздействием социальных факторов.

Короче говоря, это групповые привычки. Коллективные, или разделяемые привычки конкретной социальной группы образуют естественную единицу, то есть культуру или субкультуру. Если культура социальна, то ее судьба зависит от судьбы общества, ее носителя, и все культуры, сохранившиеся до нынешнего времени, доступные для исследования, должны обнаруживать в себе некоторые черты сходства, поскольку все они должны были обеспечивать выживание сообщества.

Среди таких культурных универсалий мы, вероятно, можем отметить чувство групповой сплоченности, механизмы социального контроля, организацию защиты от враждебного окружения и обеспечения воспроизводства населения. Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, в значительной степени концептуализированы как идеационные нормы или паттерны поведения. Эти идеальные нормы, утверждает Мердок, не следует путать с действительным поведением. В каждом отдельном случае поведение индивида является реакцией не текущее состояние его организма внутренние побуждения и восприятие той целостной ситуации, в которой он находится. При этом он естественным образом склонен следовать своим устоявшимся привычкам, в том числе и культурным, однако, и его побуждения Культура обеспечивает удовлетворение.

Культура всегда обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей, и вторичных потребностей, возникающих на их основе. Элементы культуры - это проверенные, привычные способы удовлетворения человеком своих побуждений во взаимодействии с внешним природным миром и своими собратьями. Таким образом, элементы культуры могут продолжать существовать лишь при том условии, что они окружены для членов общества аурой удовлетворения, то есть, сопряжены с таким балансом удовольствия и страдания, в котором первое преобладает.

Если культура приносит удовлетворение, то во всех культурах должны проявляться широко распространенные черты сходства, ибо базисные человеческие побуждения всюду одинаковы и требуют сходных форм удовлетворения.

Культура адаптивна. Культурные изменения и сам процесс изменения, очевидно, столь же адаптивна, как и эволюция в органическом мире. Культура с течением времени приспосабливается к географической среде, что было убедительно показано антропогеографами вместе с тем влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития. Кроме того, культура адаптируется к социальной среде соседних культур посредством заимствований и реорганизации.

И наконец, культура, вне всяких сомнений, имеет тенденцию приспосабливаться к биологическим и психологическим потребностям организма. По мере изменения условий жизни традиционные формы утрачивают ауру удовлетворения и исчезают возникают и дают о себе знать новые потребности, а вслед за ними - приспособленные к ним новые культурные механизмы. Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые параллели, отмечаемые нами в разных культурах, представляют собой возникшие независимо друг от друга приспособления к сопоставимым условиям.

История культуры представляет собой последовательность уникальных событий, в которой последующее событие обусловливаются предшествующими. С точки зрения культуры те события, которые оказывают воздействие на последующий ход событий, часто - если не как правило - бывают случайными, ибо их истоки выходят за пределы культурного континуума. Это могут быть природные события например, наводнения и засухи, биологические события например, эпидемии и моры, психологические события например, эмоциональные вспышки и изобретательная интуиция. Такие изменения влекут за собой изменение условий жизни общества. Они создают новые потребности и делают старые культурные формы неудовлетворительными, стимулируя тем самым поведение методом проб и ошибок и подталкивая к культурным нововведениям.

Культура интегративна. Будучи одним из продуктом процесса адаптации, элементы данной культуры имеют тенденцию образовывать согласованное и интегрированное целое.

По утверждению Самнера народные обычаи тяготеют к согласованности друг с другом, но фактически интеграция никогда не достигается по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают на нее свое разрушительное воздействие. Процесс интеграции занимает определенное время - всегда существует то, что Огборн называл культурным лагом и задолго до завершения одного процесса начинаются многие другие. Если культура интегративна, то соответствия или корреляции между сходными элементами должны постоянно повторяться в разных, не связанных друг с другом культурах. На множество таких корреляций указал, например, Лоуи. Отсюда следует, что в целом человеческие культуры, несмотря на их историческое многообразие, будут обнаруживать в себе некоторые повторяющиеся черты, которые доступны для научного анализа и должны позволить нам сформулировать посредством такого анализа ряд научных обобщений.

Рассматривая основные характеристики культуры, нам необходимо понять какую роль играет культура в жизни общества и человека, то есть рассмотреть человека как культурное существо.

Называя человека культурным существом , Л. Г. Ионин интерпретирует это так культурное существо означает Существо недостаточное Существо творческое. Недостаточность, писал Гердер, заключается в том, что человек, лишенный свойственных животным безошибочных инстинктов самое беспомощное из всех живых существ. У него нет темного врожденного инстинкта, влекущего его в его собственную стихию, да и самой его стихии не существует.

Нюх не приводит его к травам, которые необходимы, чтобы побороть болезнь, механический навык не побуждает к тому, чтобы строить гнездо короче из всех живых существ человек - самое неприспособленное к жизни. Но именно это отсутствие изначальной приспособленности делает его творческим существом. Для того, чтобы восполнить собственную недостаточность, восполнить отсутствующие способности человек производит культуру.

Культура здесь носит инструментальный характер, она оказывается инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает своей средой, подчиняет ее себе, ставит на службу, приспосабливает к удовлетворению своих потребностей. Если выразить те же идеи языком современной антропологии, можно сказать, что человек, в отличие от прочих живых существ, лишен специфических видовых реакций. У животных реакции на стимулы внешней среды формируются по инстинктивным программам, специфичным для каждого вида. Именно эти программы отсутствуют у человека.

Поэтому человек как бы выпадает из сети природы, снабдившей прочие виды специфическими видовыми программами реагирования на стимулы специфической для видов среды. Поскольку его выживание не гарантировано самой природой, оно становится для него практической задачей, а его среда и сам он в этой среде - предметом постоянной рефлексии. Человек оказывается вынужденным анализировать свою среду, выделять те ее элементы, что необходимы для удовлетворения его инстинктивных потребностей у животных потребности и средства их удовлетворения, так сказать, изначально скоординированы. Этот процесс анализа и выделения есть процесс приписывания значений элементам среды ориентация на значения делает поведение осмысленным и понимаемым как для самого действующего индивида, так и для наблюдателя.

Именно осмысленное поведение и явилось источником культуры, потому что все, что становилось результатом такого осмысленного, ориентированного на значения поведение, само по себе являлось осмысленным и содержало значения, на которые могли ориентироваться уже другие индивиды.

Так создавалась вторая природа, то есть культурная среда, ставшая специфической видовой средой для homo sapiens. Словосочетание вторая природа имеет метафорический характер. Каждый человек рождается в мир уже готовых значений, из которых складываются предметы его культурной среды. Поэтому он рассматривает их как объективные реальности, равные по своему онтологическому статусу реальностям природы.

На самом же деле они - смысловые реальности и как таковые обусловлены в своем существовании человеческой активностью и человеческим поведением. Они - культурные реальности, культурные вещи, культурные объекты. Все, чем и в чем человек живет от мифа до современных технических устройств, от поэзии до основополагающих социальных институтов все это культурные реальности, родившиеся из осмысленного социального поведения и имеющие смысл для каждого человеческого существа.

Общество в целом так же является культурным установлением, ибо оно основано на осмысленном поведении, а не на инстинктивном реагировании свойственном животному миру. Все чисто природное смысла не имеет. Из всего вышесказанного следует Культура предназначена для выживания человека. Но понятие выживания в применении к человеку значительно шире, чем просто физиологическое выживание в природной среде, чем простое удовлетворение физиологических, первичных потребностей организма.

Что гораздо важнее нам в рамках нашей работы, это то, что культура в равной степени призвана удовлетворять и вторичные, духовные потребности человека. А отсюда следует вывод, что любое существующее культурное явление - есть способ удовлетворения какой-то существующей потребности, и именно существование этой потребности придает этому явлению субъективный смысл. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Современные молодежные субкультуры в промышленном центре на примере г.Липецка

Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие культура и её характеристика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Молодёжь как предмет научного исследования
Молодёжь как предмет научного исследования. Молодежь концептуализация понятия. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных гра

Особенности российской молодёжной культуры
Особенности российской молодёжной культуры. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, п

Пропоганда молодёжной культуры в российских СМИ
Пропоганда молодёжной культуры в российских СМИ. Давно выведенная формула рекламного успеха гласит чтобы быть успешной, реклама должна являться частью и порождением национальной культуры. Но

Социализация и воспитания молодёжи в условиях реформ
Социализация и воспитания молодёжи в условиях реформ. Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социалььной действительности, с логикой функционирова

Теории молодёжной субкультуры
Теории молодёжной субкультуры. Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально п

Молодежная субкультура в России
Молодежная субкультура в России. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема официальной культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги