рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проникновенное сопереживание

Проникновенное сопереживание - Курсовая Работа, раздел Педагогика, Сказка как условие развития эмпатии у детей Проникновенное Сопереживание. Чтобы Понимать Человека Надо Уметь Поставить Се...

Проникновенное сопереживание. Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо перечувствовать его горе и радость.

Д.И. Писарев Сопереживая мы переходим в душевное состояние другого мы как бы выселяемся из самих себя чтобы поселиться в душу другого человека. С. Смайлс ЭМПАТИЯ греч. empatheia - сопереживание - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию. В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе однако до сего времени в обыденной речи а также в универсальных словарях русского языка отсутствует.

Заимствован из английского языка где бытует сравнительно давно англ empathy. В данном случае как и в большинстве подобных это заимствование представляется терминологическим излишеством наивной данью западничеству поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом сопереживание. В большинстве отечественных публикаций в которых вводится данное понятие имеются ссылки на К. Роджерса Rogers С. R. Empatic an unappreciated way of being The Counseling Psychologist. 0000. V. 0 N 0. P. 0-00. которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 00-х когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии именно Роджерс выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой. Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 0000 году когда будущий мэтр еще ходил в школу.

В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э. Титченеру который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию Еinfuhlung вчувствование имевшему еще более давнюю историю.

Характерно что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма - Еinfuhlung именно это слово родного языка немцы употребляют говоря об эмпатии. Первая концепция эмпатии сформулирована в 0000 году немецким психологом Теодором Липпсом 0000-0000 . Ее он рассматривал в качестве особого психического акта при котором человек воспринимая предмет проецирует на него свое эмоциональное состояние испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства архитектуры и пр По мнению Липпса соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением сколько привносятся в него. Так при восприятии неодушевленных форм например архитектурных построек появляется ощущение что они полны внутренней жизни мрачный дом веселый фасад и т.п Этим объясняются в частности некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной чем в действительности поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в понимающей психологии Вильгельма Дильтея 0000-0000 . Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической человеческой реальности.

Различные феномены культуры возникают из живого целого человеческой души поэтому и их понимание по Дильтею - это не концептуализация а проникновение как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии.

Заметим что эта трактовка относится к 0000 году. Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З. Фрейдом в 0000 году в работе Остроумие и его отношение к бессознательному. Фрейд указывал Мы учитываем психическое состояние пациента ставим себя в это состояние и стараемся понять его сравнивая со своим собственным Фрейд З. Введение в психоанализ.

Лекции М. 0000 Характерно что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа.

В частности данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном Словаре-справочнике по психоанализу В.М. Лейбина а также в Критическом словаре психоанализа Ч. Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека.

Так В.М. Лейбин указывает Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив обладая возможностью стать сопричастным к внутреннему миру другого человека аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии. Заметим еще раз что труды Липпса Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином Еinfuhlung который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К. Роджерса эмпатия выступила основным приемом клиент-центрированной терапии в которой психолог вступает в глубокий эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью еще один лингвистический монстр которому у нас поленились подыскать эквивалент эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий без которых по мнению сторонников этого подхода психотерапевтический процесс не может быть полноценным.

Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью деликатное без предвзятых оценок и суждений пребывание в личностном мире другого чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям.

Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры Я которое делает его более гибким творческим открытым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов условий своей психотерапевтической триады. Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени когда он может воспринять их как бы изнутри так как их ощущает сам клиент когда он способен успешно передать свое понимание клиенту тогда третье условие выполнено.

Я подозреваю что каждый из нас знает что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой отличный тип понимания Я понимаю что у тебя не все в порядке Я понимаю что заставляет тебя так поступать или У меня такие неприятности были но я вел себя совершенно по-другому. Это - типы понимания которые мы обычно получаем или предлагаем другим это - оценивающее понимание с внешней позиции.

Но когда кто-то понимает как чувствуется или видится мне без желания анализировать или судить меня тогда я могу расцветать и расти в этом климате. Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт оставаясь самим собой может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так как тот ее видит и чувствует тогда вероятно происходят изменения Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М. 0000 С. 000 При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии отмеченную кстати еще Фрейдом. Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.

Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так как чувствует это он сам и относиться как он к причинам их породившим но при этом ни на минуту не забывать о том что как если бы. Если последнее условие утрачивается то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма кстати небезопасным.

Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса который в начале 00-х настолько вчувствовался во внутренний мир одной своей клиентки страдавшей тяжелым расстройством что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания. Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии которая явно имеет место в последнее время.

В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности человека. Подчеркивается что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно вплоть до смысла жизни. Представляется бесспорным что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми с помощью им в решении их проблем.

При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах выход за которые чреват профессиональным сгоранием. Иными словами психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека однако не настолько чтобы превратить чужие проблемы в свои. 0.0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сказка как условие развития эмпатии у детей

Термин вошел в обиход психологической науки благодаря Э. Титченеру. Сегодня это чрезвычайно многогранный термин который в том числе означает… Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний потому что трудно вообразить чувство другого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проникновенное сопереживание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Типы и эмпатия
Типы и эмпатия. Психологами выделены три уровня эмпатии 0-й уровень - самый низкий это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и если им кажется чт

Способность типов личности к эмпатии
Способность типов личности к эмпатии. Очевидно что разные типы личности имеют разную степень склонности к эмпатии в разной степени талантливы в общении. Если талантлив в этом отношении хотя бы один

Эмпатия и нравственное развитие детей
Эмпатия и нравственное развитие детей. Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Человек может испытывать переживания того же качества или если эмпатия н

Досуговая социализации детей младшего и дошкольного возраста
Досуговая социализации детей младшего и дошкольного возраста. Стержневой проблемой современного общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личнос

Социализация детей первого периода детства
Социализация детей первого периода детства. лет Психолого-физиологическая характеристика детей 0-0 летнего возраста. В первый период детства 0-0лет наилучшим образом развиваются способности при это

Роль сказки в формирование способности к эмпатии доверию сочувствию сопереживанию
Роль сказки в формирование способности к эмпатии доверию сочувствию сопереживанию. Агрессивные дети как правило имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого

Структура и достоинство сказок
Структура и достоинство сказок. Привлекательность сказок для психотерапии психокоррекции и развития личности ребенка достоинство сказок заключаются в следующем Отсутствие в сказках дидактики нравоу

Анализ разнообразия сказочных форм
Анализ разнообразия сказочных форм. Сказка несет в себе культуру а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские восточные сказки отличаются от европейс

Концепция сказкотерапии
Концепция сказкотерапии. Поскольку сказка -многогранный материал можно применять ее в психологической работе используя тот ракурс который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностич

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги