Изучение термина педагогическая культура

Изучение термина педагогическая культура. Термин педагогическая культура пока еще не получил общепринятого, закрепившегося научного определения, следовательно, исследовать указанный феномен применительно к профессиональной деятельности учителя следует от общего к частному, логично идти от выявления культурных параметров личности педагога к профессиональному своеобразию их проявления в педагогический деятельности.

Такое решение объясняется тем, что феномены культура личности и педагогическая культура соотносятся между собой как род и вид, т.е. педагогическая культура отличается от культуры личности не принципиально, а только вариативно, в рамках единого целого, не набором компонентов, а профессионально-педагогический ориентированностью их содержания в учебно-воспитательном процессе. В научной литературе можно встретить множество, порой различных между собой определений культура.

Еще в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли.

Недостатка в определениях нет и в отечественной и в зарубежной философиях.

Каждые из этих определений охватывает отдельные, иногда весьма существенные стороны культуры, иногда выпуская из виду другие, не менее существенные дела здесь не только в недостаточной глубине познания феномена культуры, проникновения в его сущность и природу, сколько в чрезвычайной сложности и многогранности самого этого явления.

В последнее время возрос интерес к философии как фактору социального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно социально-культурные признаки отдельного общества накладывают отпечаток на социально-историческую динамику развития мира в целом. Именно в последние годы и сформировалась философия культуры - наука, направленная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.

Проблематика философии культуры впервые затрагивалась софистами, которые рассматривали, прежде всего, антиномию культуры и природы. В дальнейшем феноменологию культуры рассматривали неоплатоники Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ф. Шлегель, западных культурфилософов, как Г. Зиммель, Л. Клагес, О. Шпенглер, и отечественных мыслителей К.М. Монтьева, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского.

К настоящему времени определилось несколько направлений, рассматривающих культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический способ человеческой деятельности, как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. В этой связи возникает необходимость раскрыть структурно-функциональные характеристики технологической культуры учителя как одной из составляющих профессионально-педагогической культуры. С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии выполнен ряд исследований, посвященных отдельным сторонам профессионально-педагогической культуры методологической В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский и другие, историко-педагогической А.К. Колесова, нравственно-эстетической Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева, коммуникативной А.В. Мудрик, О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, технологической М.М. Левина, Н.Е. Щуркова, духовной Е.Н. Шиянов, физической М.Я. Виленский и др. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как проекция общей культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности учителя.

Профессионально-педагогическую культуру можно определить как сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

В исследованиях Е.В. Бондаревской с учетом тенденций гуманизации педагогической деятельности подчеркивается, что педагогическая культура обусловлена духовным своеобразием личности, ее избирательным отношением к ценностям образования и воспитания, собственной педагогической позицией в решении общих задач, авторским педагогическим почерком, а также индивидуальными предпочтениями педагогических систем, технологий, методик.

Теоретическая модель профессионально-педагогической культуры разработана и обоснована И.Ф. Исаевым.

В современных социокультурных условиях все более заметно заявляет о себе тенденция к объединению усилий исследователей в анализе педагогической культуры, к совпадению точек зрения разных авторов и авторских школ в объяснении ее сущности, содержания и критериев культурологии. Гуманистическая парадигма образования выводит процесс исследования профессионально-педагогической культуры на личностный уровень. 2.