Определение понятия педагогическая культура

Определение понятия педагогическая культура. В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам культуры педагогической деятельности, нет четкой и развернутой концепции понимания, что есть культура педагогической деятельности и самое главное - как ее формировать, взращивать.

Это понятие ново. Его категориальная разработка началась лишь в наши дни. Тем не менее, мы имеем несколько определений этого понятия 1. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей. 2. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. 3. Интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии.

Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей.

Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурно-исторического опыта. Эти определения не раскрывают специфическим образом природу педагогической культуры.

Так можно определить и культуру врача, и геолога, и любого другого профессионала. А следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще и т.д. Сведение культуры педагогической деятельности только к духовным процессам заводит образование в тупик и заставляет говорить только о должном. Но даже малейшего соприкосновения педагогического должного с социальным сущим достаточно, чтобы разбить в прах благие намерения педагогов окультурить среду своими силами в пределах учебного заведения.

Культура педагогической деятельности может быть определена как такой способ ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого педагога. В культурной деятельности педагога ученик приобретает, наряду со знаниями и умениями, рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование, саморазвитие.

Индикатором культуры педагогической деятельности является нравственное отношение к деятельности и ученику, в противном случае она деятельность подменяется неадекватными формами. Именно нравственно-эстетические отношения в совместной деятельности выступают как основа культурной педагогической деятельности.

Построение педагогической деятельности как культурного явления - это сознательно организуемый процесс, развертывающийся на основе жизненных целей, планов и жизненной программы учеников как системы магистральных смысложизненных целей личности. Целеполагающая деятельность обеспечивает избирательное освоение пространства человеческой культуры, участвует в механизме формирования индивидуального стиля жизнеосуществления.

Аморфное представление о цели своей деятельности неизбежно приводит учителя к консерватизму в методах работы и отборе содержания. Если в качестве продукта педагогического образования мы видим культуросообразно действующего воспитателя, а не просто учителя-предметника, который попутно решает воспитательные задачи, то от вопроса чему учить представляется необходимым перейти к проблемам, поставленным в другой плоскости и с иной расстановкой акцентов что должен знать, что должен уметь культуросообразно действующий субъект.

Отправной точкой формирования культуры педагогической деятельности логично считать вопрос о совокупности знаний, раскрывающих ее сущность и необходимых для усвоения их субъектом деятельности. Продуктом деятельности учителя начальных классов являются люди как члены общества, т.е. индивиды, умеющие осуществлять необходимую социальную деятельность и устанавливать между собой отношения, соответствующие нормам социального общения. Исходным материалом его деятельности служат необученные или недостаточно обученные индивиды, не умеющие делать все то, что они будут уметь делать после обучения и воспитания.

Сама деятельность обучения и воспитания, во всяком случае в наши дни, заключается в том, что учителя все время целенаправленно воздействуют на учеников, преобразуют их, переводят из одного состояния в другое. При этом, подобно всем другим практикам, они пользуются средствами, различающимися в зависимости от того, какие именно преобразования индивидов должны быть произведены и производятся.

Итак, первым и основным элементов в знаниях, необходимых для организации обучения и воспитания, являются знания о тех способностях, которыми должны обладать полностью подготовленные индивиды, легко включающиеся в процесс деятельности. Можно сказать, что эти знания о целях обучения и воспитания в широком смысле. Вторым элементом их должны быть знания о той траектории формирования, по которой надо вести детей от нулевого состояния полной неподготовленности к заданному уровню развития.

В силу такого характера педагогические знания задают культуру деятельности. Смена одних видов деятельности другими в условиях обучения определяется не закономерностями изнутри идущего усложнения, а задачей продвигать деятельности или способности детей к определенным телеологически заданным состояниям. Эта идея поддерживается и педагогической общественностью. В частности, Бим-Бад замечает, что педагогическая антропология является фундаментом педагогической деятельности, ибо скорость распространения педагогической мысли, само влияние, практически-действенная сила стоят в зависимости от прочности ее антропологического влияния.

Для выяснения причин успехов-неуспехов педагогической практики недостает объективных законов воспитания, образования, процессов становления и видоизменения личности, которые обеспечит педагогическая антропология. Разделяя позицию об изменении сути педагогического образования, теоретическая подготовка будущего учителя должна включать а антропологический блок системное знание о человеке, социо-гуманитарные, антропологические, методологические, философские психолого-педагогические, антропотехнические методы и способы мышления и деятельности 1-я ступень в подготовке педагога антрополог б педагогический блок философия, философская антропология, философия образования, педагогическая антропология, культурология, художественная антропология, социология, история, психология, дидактика, педагогическая технология и др. в социально-ценностный блок этика, аксиология, эстетика, экология г социально-деятельностно-обеспечивающий блок политология, право д блок метазнаний т.е. знаний не только о научном знании, но и о самом учении, знаний не только о педагогической деятельности, но и самой деятельности. 2-я ступень в подготовке педагога учитель Критериями сформированности культуры педагогической деятельности у выпускников педуниверситета могут служить - наличие общественно и личностно значимых мотивов выбора деятельности учителя и педагогического идеала ответственность за судьбу ребенка, понимание социальной роли и функций учителя, саморазвитие и самореализация в педагогической деятельности - цели, направленные на формирование целостной личности ребенка, ориентированной на культуросообразные нормы и образцы деятельности, руководствующейся в жизни гуманными ценностями - знание возрастных психологических особенностей ребенка - умение быть самому деятелем и носителем нравственных отношений - умение педагогического проектирования человека будущего - знание и владение социально значимыми ценностями. умение привести ребенка к принятию этих социально значимых ценностей воспитать положительное отношение к соблюдению общественных норм жизнедеятельности, активное отношение к решению социальных, политических проблем, ответственность за судьбу отечества, сохранение жизни, здоровья планеты и др способность к самопроектированию собственной жизнедеятельности и передаче этих умений ребенку - умения оценивать самого себя, применять эти умения к оценке ребенка и научить его этим приемам - знания о построении и перестройке деятельности.

Умения сформировать в ребенке способность к перестраиванию деятельности, способность соотносить последнюю с изменением в самом ребенке - знания о средствах и способах педагогического воздействия.

Знание механизмов запуска социально мотивированной деятельности. Умение запустить механизм социально мотивированной деятельности в ребенке чтобы ребенок захотел делать, проявил интерес, желание и пр прочувствовал на конкретном виде деятельности, что знание - механизм безошибочного действия и др 3. Составляющие педагогической культуры Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой деятельности.

Но что именно делает учитель, большинство людей совсем не понимают, ограничиваясь указанием на внешние, видимые характеристики его деятельности.

Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Конечно же, главными направлениями