Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА Факультет Педагогики Начального и Специального Образования КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства Выполнила студентка III курса 32 группы Швагурцева И.С. Научный руководитель к. п. н доцент Луговская И.Р. Архангельск, 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 1. Сущность эстетического воспитания. 2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13 Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18 1. Эстетическая сущность искусства 2. Восприятие искусства младшими школьниками по Б.Т. Лихачеву . 3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла литературы, музыки, изобразительного искусства 24 Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 БИБЛИОГРАФИЯ 35 ПРИЛОЖЕНИЯ 37 ВВЕДЕНИЕ Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.

Оно целиком в наших взрослых руках.

Какими мы сформируем их, наших детей такими они и будут.

И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим 15, 14 . Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды.

Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов 10, 29 . В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника 15, 17 . Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается.

Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель.

На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление 13, 6 . Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства. Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников. Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

Задачи 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству. 3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования 1. теоретический анализ литературы, 2. наблюдение, 3. педагогический эксперимент, 4. анкетирование, 5. беседа. База исследования г. Архангельск, средняя школа 45, 3

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышлен... Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, ... Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть с... Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как невосприимчивость к художе...

Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них ... Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребе... . Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспит... С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфе...

Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эст... Шацкому. Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разноо...

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания В этой главе мы рассмотрим особенности искусства, как средства эстетического воспитания младшего школьника.

Для этого раскроем эстетическую сущность искусства и особенности его восприятия детьми. 1.

Эстетическая сущность искусства

Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в... Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии ... Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках худ... Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умен... Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место.

Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства

Глава III. 3. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, н... Этому посвящена следующая часть работы. Картины и открытки нашу экспозицию мы оставили висеть еще на неделю, ч...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность быт, семья, межличностные отношения все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.

В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.

Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным.

На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.